Быть кочевниками недостаточно — взгляд эксперта из Минска на Кыргызстан

Быть кочевниками недостаточно — взгляд эксперта из Минска на Кыргызстан

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

Быть кочевниками недостаточно — взгляд эксперта из Минска на Кыргызстан

26 ноября 2017

"Я в Киргизии уже четыре дня... ой, в Кыргызстане!" - быстро поправляется директор информационно-просветительского учреждения "Актуальная концепция" Александр Шпаковский. Потом отмечает, что и его соотечественникам очень не нравится, когда Беларусь называют Белоруссией.
А вот окончание "-стан", по мнению политтехнолога, имиджу страны никак не вредит. Кстати, эксперт прилетел из Минска в Бишкек для участия в форуме "Кыргызстан в поисках нового бренда". © Sputnik / Табылды Кадырбеков Аналитик и политтехнолог Александр Шпаковский
- Зачем вообще отдельной стране нужен собственный бренд? Зачем он нужен Кыргызстану?
- Во-первых, это мотивация и для самих кыргызстанцев: они должны ценить землю, на которой живут. Как я понимаю, у вас серьезно стоит проблема миграции, много людей уезжает за рубеж. Во-вторых, бренд нужен, чтобы граждане других стран понимали, что это за государство, какие тут ценности. Такое понимание помогает в привлечении инвесторов. Например, мы знаем, что в Германии развита автомобильная промышленность и что Швейцария - это сыры, часы, банки...
- А про Кыргызстан можете сказать так же метко? Что для вас наша республика?
- Сейчас она ассоциируется у меня с людьми. В отличие от многих стран (а я немало путешествовал), здесь очень открытые и свободные граждане. Особенные. Это тот человеческий капитал, в который можно инвестировать. Что касается бренда страны, то я вижу, что упор идет на создание образа кыргызов как кочевого народа. Лошади, юрты, горы, отары овец - все ваши проморолики об этом. Но я хотел бы, чтобы облик был дополнен чем-то современным.
Возьмем среднестатистического гражданина Беларуси или России - что он знает про вас? Лишь то, что в стране было две революции: когда-то соответствующие кадры облетели весь мир. Это специфика всех малых государств: мы можем привлечь внимание мировой общественности либо каким-то интересным прорывом, либо какой-то гадостью. Именно в последнем случае все мировые СМИ активизируются, как стервятники.
Я, кстати, хочу раскритиковать российское телевидение, которое транслирует шуточки про гастарбайтеров из стран Центральной Азии, сюжеты про Равшана и Джамшута. Все это формирует у обывателя иронично-негативное отношение к народам.
- Вы сказали, что туризма явно недостаточно для раскручивания бренда...
- Да, я вижу, что Кыргызстан пытается занять нишу на рынке туризма. Например, все уже знают о Всемирных играх кочевников. С удивлением я обнаружил, что Бишкек занимает первую строчку по количеству ресторанов на душу населения в Центральной Азии. Но и то и другое может быть только дополнением! Развитый мир сейчас берет курс на науку и технологии. Например, Израиль тратит четыре процента ВВП на научно-исследовательские разработки. То же самое касается Швейцарии, США...
Вы же тратите на науку 0,1 процента от ВВП - это один из самых низких показателей в странах СНГ. Думаю, вашему государству следует уделять развитию науки больше внимания - так удастся удержать на родине хотя бы часть талантов.
Скажем, в Беларуси, еще лет 15 назад была разработана идея парка высоких технологий. Это наш аналог американской "Кремниевой долины". Сначала мало кто верил в его успех, но в прошлом году за счет продажи программ данный проект принес стране 820 миллионов долларов. Сейчас в нем задействованы 27 тысяч специалистов, средняя зарплата которых составляет порядка 1 750 долларов.
Я специально привожу этот пример для кыргызстанских друзей, потому что Узбекистан уже заинтересовался нашим опытом. Сейчас человек, который реализовывал проект в Беларуси, консультирует Ташкент. © Sputnik / Табылды Кадырбеков Аналитик и политтехнолог Александр Шпаковский
- В Кыргызстане многие считают, что страну может поднять сельское хозяйство. Идея кажется отличной - экспортировать наши экологически чистые продукты в Европу. Дескать, ценители готовы будут покупать их задорого.
- Я вам сейчас расскажу про Европу... Вот мы в сельском хозяйстве сделали ставку на молочную отрасль: занимаем пятую строчку в мире по выпуску данной продукции. Но львиная доля наших покупателей - россияне. У нас прекрасное молоко, несмотря на некоторые претензии Россельхознадзора. Однако даже те предприятия, которые прошли длительные процедуры сертификации, чтобы поставлять свои продукты в Европу, продают туда немного товара.
Если кыргызстанцы верят, что смогут поставлять в ЕС некие высококачественные товары, спешу вас расстроить. В Европе много фермерских хозяйств, которые производят organic food (органическая продукция. - Ред.). Есть и мощнейшая индустрия, которая выпускает обычные продукты с добавлением дешевых растительных масел. Зайти на этот рынок крайне сложно. На мой взгляд, для вас более перспективны Россия и Китай. Даже Беларуси Пекин дал возможность поставлять свою "молочку". Представляете, какой длинный путь? А вам это вообще должно быть просто.
Другое дело, что необходимы значительные средства. Должны появиться современные молочные комбинаты, где соблюдаются все международные стандарты. Нужны крупные животноводческие комплексы. Если кто-то думает, что успехов можно добиться ручным трудом, то я в этом очень сомневаюсь. Такие вопросы с кондачка не решаются, требуется серьезное планирование. Я не в курсе, каково состояние аграрной отрасли в Кыргызстане, но в наших широтах о вашей продукции неизвестно практически ничего. Пожалуй, только мед у всех на слуху.
- Сейчас у нас не все гладко в отношениях с Казахстаном: уже больше месяца кыргызстанские фуры с трудом проезжают границу.
- Подобными методами пользовались и в Беларуси, и в России. Власти в одностороннем порядке вводят таможенный контроль на границе, хотя правилами Евразийского экономического союза это запрещено. Да, последний кыргызско-казахский конфликт - просто уже какой-то абсурд...
Тут еще важно понимать, что все наши конкуренты, в отличие от нас самих, видят ЕАЭС как возрождение СССР. Сейчас в средствах массовой информации намеренно раздувается истерия. Беларусь - самая европейская страна союза, но даже мы не видим всей картины. Кажется, что тут вообще все разваливается и Кыргызстан планирует выйти из ЕАЭС. На самом же деле Атамбаев не говорил о разрыве отношений, он просто критиковал правила. Наш лидер тоже часто так делает.
- Здесь часто дискутируют на тему, вредит ли окончание "-стан" имиджу страны...
- По-моему, это ничего не решает. Если у вас будут созданы условия для привлечения инвестиций, развития бизнеса и промышленности, люди будут приезжать в республику, невзирая ни на какой "-стан".

Источник: sputnik.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта