В Кара-Суйском районе жители 17 сел проводят разъяснительную работу против расточительства во время проведения поминальных мероприятий.
После проведенных неоднократных обсуждений по вопросу введения запрета на немыслимые траты на похоронные обряды в ряде айыл окмоту уже введены негласные правила, согласно которым сельчане не тратятся на проведение поминальных мероприятий, чтобы соответствовать обычаям и традициям кыргызского народа.
Как рассказал заместитель главы айыл окмоту Курбанбек Мияшев, вопрос с участием жителей сел, депутатов местного кенеша и айыл окмоту обсуждался долгое время. На встречах сельчане высказывались относительно того, что не у всех имеется материальная возможность соблюдать такие обычаи во время поминальных мероприятий как "Кырк күнүн белгилөө", "Жылдыгын белгилөө". "Ранее если человек скончался, то на 40 дней нужно обязательно резать лошадь, а это немалые расходы. Конечно, сказать с уверенностью на 100%, что жители всех сел айыл окмоту отказались от такой традиции, я не могу, но все больше и больше сельчан отказываются от лишних расходов", - сообщил он.
Одним из сел, где проводили разъяснительные работы против расточительства, является Бөөрү - в течение последних двух лет сельчане не проводят поминальные мероприятия с излишними расходами.
Кроме того, как сообщили в айыл окмоту, проведенные разъяснительные работы дали положительный результат и в соседних селах. Если ранее на празднование Орозо Айт сельчане резали скот и проводили поминальные мероприятия, приглашали жителей, то в этом году была прочитана лишь общая молитва.
В состав Папанского айыл окмоту входят 17 сел. Численность проживающего на территории айыл окмоту населения составляет 17,5 тыс. человек.
Справка
После возвращения с кладбища читается куран по усопшему, так как покойного уже передали земле. Затем читается куран на общую трапезу, куран прибывающим гостям, куран убывающим гостям. Считается, что только чтением курана можно облегчиться и помочь покойному.
По обычаю женщины кушают отдельно, мужчины отдельно. Молдо объявляет дату сорока дней. Сорок дней говорится как сорок, на самом деле расчет другой. Насчитывают 37 либо 39 дней (обязательное не четное число) и назначается проведение сорока дней.
Поминальный цикл у кыргызов состоит из "учлугу" - трехдневки, "жетилиги" - семидневки, "кыркы" - сорока дней и годовщины "аш". Последним завершается траур по покойнику.
На сорок дней снова режут скотину и снова все собираются помянуть покойного. В этот раз мужчины уже не плачут, плачут только женщины. До семи дней плачут и женщины и мужчины.
Источник: turmush.kg