Таинственные захоронения в Нарыне. Что нашли пожелавшие их раскопать? Фото

Таинственные захоронения в Нарыне. Что нашли пожелавшие их раскопать? Фото

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

Таинственные захоронения в Нарыне. Что нашли пожелавшие их раскопать? Фото

17 апреля 2019

В селе Кара-Бургон Ак-Талинского района Нарынской области в четырех местах расположены могилы - в садах жителей Бектена Базаркулова, Алика Масылбекова, Сексенбеша Чокморова и на заднем дворе фельдшерско-акушерского пункта.
Корреспондент Turmush решил поспрашивать у сельчан, что это за захоронения и кому они принадлежат. Проведенный на местах внешний осмотр показал, что они имеют круглую форму. Трое сельчан решили перекопать возвышенности и разровняли их. Захоронение рядом с ФАП осталось в первозданном виде.
Проработавший на протяжении многих лет учителем истории, а сейчас находящийся на заслуженном отдыхе Сексенбеш Чокморов считает, что возвышенности могли появиться еще в 5-6 веках и относятся к сакским племенам. "Честного говоря, я не исследователь истории, но хочу поделиться тем, что знаю. Говорят, что эти захоронения относятся к племени саков. Если проанализировать глубже, то кыргызы являются потомками саков. В те времена саки были одной из движущих сел - по одну сторону Европа, по другую - Китая, расселились вплоть до Индии. Так развивалось их государство. Обращаясь к историческим справкам, можно сказать, что такого рода захоронений на территории Нарынской области много. Кроме того, много было найдено и на территории Европы. По имеющейся информации, во время проведения обряда захоронения каждый из присутствующих клал в могилу по одному камню. Например, мы кыргызы во время похорон бросаем в могилу горсть земли. А саки на тот момент клали камни. На похоронах человека, пользовавшегося уважением и известного в округе, присутствуют много людей. И если каждый из присутствовавших клал по одному камню, то появлялись такие могилы в виде возвышенности", - говорит Чокморов.
Землю и камни отсюда Чокморов использовал для строительных целей, а сверху высадил фруктовый сад. Сексенбеш рассказал, как копал могилу. "Решил попробовать выкопать. Но до этого даже и не знал, что это захоронение. Из глины и камней сделал постройку. Увидев это, соседи также начали растаскивать глину и камни. Один слой выложен плоскими камнями, а сверху покрыт глиной. Когда прокопал настолько, что могила сравнялась с землей, то ожидая, что возможно найду что-то, решил копать уже в глубину. Наткнулся на круглую яму, которая была накрыта сверху еловой веткой. Диаметр примерно 15-20 см. Несмотря на то, что еловая ветвь уже сгнила, до сих пор ощущался запах дерева. Больше ничего не нашел. Только после того, как обратил внимание на состав глины, то предположил, что это может быть могила. Начал расспрашивать у историков про саков и по рассказам сделал вывод, что захоронение может быть похоже на могилу саков. Ничего больше, что свидетельствовало бы об этом, не нашел. Так как после этого дети и женщины начали бояться, то решил закопать вырытую яму, потом все разровнял и высадил на этом месте смородину. Ничего страшного в этом нет, никаких предзнаменований не было. С раннего детства здесь проживаю и ни разу не было такого, чтобы испытывал чувство страха", - говорит Чокморов.
Сельчанин Адил Бейшеналиев решил раскопать могилу, расположенную рядом с фельдшерско-акушерским пунктом. Он нашел в могиле череп и кости человека. "Мы решили с соседом построить шалаш, использовав глину с могилы. Когда сосед копал лопатой, то почувствовал, что на что-то наткнулся. Немного откопали и нашли человеческий череп, затем были найдены маленькие ребра. Все найденное закопали с другой стороны могилы. Глина по составу напоминает могилу", - говорит Бейшеналиев.
Бывший учитель С.Чокморов добавил, что найденные останки могут принадлежать жителям, которые погибли в результате голода гораздо позже того времени, когда жили саки. "Действительно, на могиле рядом с ФАП были найдены останки человека. Мы решили поинтересоваться насчет этого. Кости были захоронены по краям этой могилы. Они принадлежат гражданам, погибшим в результате голода в 1930-1940 годах. По всей видимости, тогда неглубоко раскопали и похоронили умерших. Если было голодное время, то у жителей толком и сил не было, чтобы копать полноценную могилу. Покойная мама рассказывала, что в те времена не то, что похоронить, просто относили тела к оврагу и оставляли там. Скинут тело вниз, во время падения на него сыпалась глина, которая покрывала тело. Это все, что знаю. Никто не исследовал эти могилы", - говорит он.
Справка
Почти все историки древности и нынешних времен согласны в том, что саки (или, как их называли греческие ученые, - скифы, или, как называли позже и политики, и историки, - арии) были индоевропейскими племенами, возникшими на основе автохтонного субстрата (проще говоря, местного населения), оставшегося после андроновской культуры. "Материальная культура саков сложилась в VIII-VII в. до н. э. на основе более древней местной культуры, известной под названием андроновской". (Е. Е. Кузьмина. В стране Кавата и Афрасиаба. Москва, "Наука", 1977, с. 83)
Согласны они и в том, что саки говорили на разных диалектах иранского праязыка. Кроме того, они все подтверждают тот факт, что саки стали прародителями всех индоевропейских народов, то бишь, это "предки греков, хеттов, итальянцев, испанцев, французов, румын, немцев, англичан, скандинавов, латышей, литовцев, славян, армян, индийцев, иранцев, таджиков, осетин и др". (Е. Е. Кузьмина. В стране Кавата и Афрасиаба. Москва, "Наука", 1977, с. 9)
Только они все время сбиваются и по старой привычке начинают считать саков кочевниками, при этом утверждая, что "хотя саки вели кочевой образ жизни, у них были укрепленные родовые поселки, носившие название племен и родов и управлявшиеся родовыми старейшинами". (Е.Е.Кузьмина. В стране Кавата и Афрасиаба. Москва, "Наука", 1977, с. 78)
Они также путают историю саков с историей нынешнего Ирана, причем пытаясь перевернуть эту историю вверх ногами, когда получается, будто среднеазиатские государства строились под влиянием древних мидийского и персидского держав, и такие могущественные государства, как Сакское царство, Тюркский и Тюргешский каганаты, Караханидское государство, Кыргызский и Уйгурский каганаты, Маверанахр и др. чуть ли не были вассалами и данниками своих переднеазиатских соседей, (История Древнего мира. Москва, Госучпедгиз, 1962; и др.) тогда как именно сакские арии (аираны) из Средней Азии дали название Ирану, прежде именовавшемуся Мидией и Персией. "В VII и первой половине VI в. Мидия была центром иранской материальной и духовной культуры, которую заимствовали и развили дальше персы". (М. А. Дандамаев, В. Г. Луконин. Культура и экономика Древнего Ирана. Москва, "Наука", 1980, с. 86)
И еще, вразнобой утверждают эти же самые историки, что скифы, саки и арии и, кроме того, туры - это разные народы. "А сам я участвовал в войне Дария со скифами... Бактрийцами и саками предводительствовал Гистасп, сын Дария и Атоссы, дочери Кира... Арии же были вооружены мидийскими луками..." (Геродот. История. VII, 18, 64, 66)
Нет у этих ученых своей строго научной, выверенной на фактах, истории саков, и все это потому, что они все, и ученые мужи, и не мужи, пытаются затащить ту самую девку к себе в постель. Спали бы уж мужчины со своими женушками, а женщины бы не занимались лесбиянством, все было бы в порядке. А то ведь что получается: как только хотят обозвать какой-нибудь народ, обвинить его в невежестве и дикости, так сразу - они кочевники, дескать, пьют кровь и запивают это кумысом, скачут по степи с дикими воплями и жгут города, нанося тем самым своим близким и неблизким соседям непоправимый ущерб. И все это в угоду сиюминутным притязаниям могущественных в данный момент империй, при этом забывая, что завтра все может вернуться назад. Ну, да ладно уж, продолжим дальше свое повествование...
Это были те же самые андроновцы, начиная с X-I X веков, то есть с конца эпохи поздней бронзы, вступившие в новую фазу развития производительных сил и обитавшие в горах и степях от Дуная и до Енисея, от Урала и до Северной Индии (Помните, про Арианам Вайджу?). Они назывались "сакь" (собака и все производные от нее: волк, лиса и остальные) потому, что носили головной убор с разинутой пастью этих зверей (Кто видел фильмы "Гладиатор", "Туманы Авалона" и "Робин Гуд", наверное, вспомнят такие головные уборы саксонцев, воюющих против бритов). Надо полагать, это делалось скорее для психологической атаки, чтобы навести ужас на противников. Позднее, когда саки вместе с персидскими войсками сражались против греков, у последних и появилась среди прочих легенда о псоголовых.
Выдержки из материала "Сакская история. Автор Турусбек Мадылбай".

Источник: turmush.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта