На свадьбе новобрачных били кровавыми внутренностями животного. Что это было? Фото

На свадьбе новобрачных били кровавыми внутренностями животного. Что это было? Фото

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

На свадьбе новобрачных били кровавыми внутренностями животного. Что это было? Фото

5 сентября 2019

Семья Каныкей Акимовой в августе сыграла свадьбу сыну. В ходе торжественных мероприятий они провели традицию "өпкө чапты". На мероприятии побывал и корреспондент Turmush.
"Өпкө чапты" - "биение легкими", способ лечения в народной медицине. Если член семьи, уехав здоровым из дому, вернулся больным, то, не приглашая приехавшего в юрту, родные режут козленка и, не снимая шкуры, вынимают легкие, бьют ими захворавшего по голове, лопаткам, бокам, бедрам. Затем легкие выкидывают, а козленка отдают соседу, сами не едят.
Легкие обычно бросают собаке (считается, что вместе с этими легкими на собаку переходит и болезнь или несчастье).
К.Акимова работает учителем кыргызского языка и литературы. Проведение обряда началось с того, что принесли в жертву козленка. Еще не остывшие легкие поделили на две части и отдали "байбиче" [почтительное обращение к пожилой женщине]. Молодоженов сажают следом друг за другом, накрывают голову [обычно клеенкой]. Девушку за руки держат "женелер", а парня - его друзья. После этого "байбиче" начинают бить молодоженов по спине. После ритуала держащие за руки женелер и друзья парня вытаскивают их из-под покрывала [клеенки].
По словам Акимовой, такую традицию она помнит еще из детства - она была популярна среди местного населения. "Эта традиция, которая передавалась предками из поколения в поколение. Еще в детстве видела, как это все делается. Поэтому в курсе. Например, когда домой приходит невестка, то проводят этот обряд, при этом приговаривая: "Раз уже они решили быть вместе, то пусть состарятся вместе. Пусть молодожены будут счастливыми. Пусть все невзгоды обходят их стороной". Все присутствующие желают новобрачным только хорошее. А потом эти легкие отдают на съедение собаке. Как только обряд подходит к завершению, молодоженов оттуда вытаскивают. Есть такое поверье - если какая-то из сторон ["женелер" или друзья парня] отличится своей расторопностью и вытащит одного из молодоженов быстрее, то этот супруг в будущем будет играть в семье главенствующую роль, будет отличаться смелостью", - говорит она.
Своим мнением относительно этого обряда поделилась и журналистка, акын и писатель Разия Кошматова. По ее словам, суть обряда заключается в том, что животное в данном случае является благодарственной жертвой. "Во время проведения "түлөө" для обряда "өпкө чапты" приносят в жертву козленка. Потому что по своей природе козленок подразумевает легкость движений - он быстро бегает, легко преодолевает каменные горные участки. По всей видимости, поэтому во время дачи благословения все желают, чтобы в работе и жизни было все также легко. Но опять-таки все необходимо делать с чистыми помыслами, большим удовольствием и чистым сердцем. У кыргызов есть хорошая поговорка - от твоих помыслов зависит успех твоих дел.
Глубокое значение имеет и фраза "Өпкөмдү садага чабайын, жаным сага садага" [желание пожертвовать собой, так говорит мать своему ребёнку"]. Эту фразу мать говорит своему ребенку не просто, чтобы его побаловать. Таким образом матери пытаются защитить свое чадо - ребенка или внука. Когда он попадает в какой-нибудь несчастный случай или становится участником каких-либо плохих событий, то мать желает, чтобы все осталось позади", - говорит она.
Кроме того, чтобы вернувшийся после дальней поездки сын не принес с собой скверны в дом, его встречает мать и, налив чашку воды, трижды обводит ею вокруг его головы, заставляет плюнуть в нее и затем выливает содержимое чашки.
Считается, что вместе с водой уходит и отрицательная энергия. Этот обряд проводят после того, как приснился плохой сон, либо человек серьезно переболел, либо уцелел во время несчастного случая. Кроме того, в жертву приносят курицу, отрезают ей крылья и бьют несколько раз - на счастье [как хорошая примета].
По словам Кошматовой, большую и тяжелую живность не приносят в жертву. "Козленок или курица сами по себе небольшие. Когда козленка приносят в жертву, то предполагают, что у человека все должно складываться также гладко и просто. Несмотря на то, что при проведении обряда с внутренностями козленка избавление от негативной энергии нельзя увидеть своими глазами, в сознании и душе человека происходит позитив, порождаются хорошие мысли", - сообщила Разия Кошматова.
Об обряде "өпкө чапты" свое видение рассказал манасчы и "Отличник культуры Кыргызской Республики" Салимбай Турсунбаев. В качестве примера он привел информацию из эпоса "Манас" - раздел "Кокотайдын ашы" [поминки по Кокотаю].
"Сейчас для обряда "өпкө чапты" используют ягненка [улак]. Это свидетельствует о том, что по прошествии времени масштабы уменьшились и все свелось к жертвоприношению "улака". В эпосе "Манас" этому обряду придается достаточно большое значение. Например, Көкөтөй был настолько богат, что никто не мог сосчитать точное поголовье его скота. До 75-летнего возраста у него не было детей. За этот период у него было семь жен. Затем он нашел в поле Бокмуруна и усыновил его. Это все описывается в эпосе - Дитя по имени Бокмурун нашел в поле, семь женщин носились с ним и ухаживали. Каждый день приносили в жертву 6 бычков и 7 коз. И внутренностями этих животных каждый день проводили Бокмуруну обряд "өпкө чапты". В этом случае обряд "өпкө чапты" означал, что ради жизни Бокмуруна принесли в жертву этих животных, души бычков и коз отправились в потусторонний мир вместо души Бокмуруна. Кроме этого обряда, также описывается о принесении в жертву 6 бычков и 4 коз. Каждый день одну животину он приказывал разрезать на части и раздавать. Это означало принесение "новой жертвы ради жизни". Традиция "кескилетүү" появилась до обряда "өпкө чапты". Эта вся информация описывается в разделе "Көкөтөйдүн ашы", - сообщил он.
Главный имам города Кара-Куль Бектен ажы Керезбаев говорит, что в шариате про обряд "өпкө чапты" ничего не упоминается. "Это кыргызская традиция. Она не соответствует шариату. Некоторые, по всей видимости, считают, что таким образом удается избавиться от негатива. Значение больше подразумевает обряд жертвоприношения. Производят убой козленка, проводят обряд "өпкө чапты" и накрывают стол для жителей. В шариате это называется "эхсан". Пришедшие дают благословение. Вместе с тем, проведение обряда "өпкө чапты" считают немного излишним", - сказал ажы.
"Эхсан" - это вовсе не поминальная трапеза, подаваемая во время траурных церемоний, как предполагают многие. Это слово, которое в переводе с арабского означает "добро", имеет более широкий смысл.

Источник: turmush.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта