Принята Национальная стратегия развития племенного животноводства в КР на 2011 — 2015 гг.

Принята Национальная стратегия развития племенного животноводства в КР на 2011 — 2015 гг.

Навигация

Агро новостиКыргызча айыл чарба жанылыктарыАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

ОсОО
Ferma.kg

Законодательство

Принята Национальная стратегия развития племенного животноводства в КР на 2011 — 2015 гг.

Принята Национальная стратегия развития племенного животноводства в КР на 2011 - 2015 гг.11 ИЮЛЬ 2011Принята Национальная стратегия развития племенного животноводства в Кыргызской Республике на 2011 - 2015 годыСоответствующее постановление подписал Премьер-министр Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев.Принятие данного документа преследует цель сохранения отечественных генетических ресурсов племенного животноводства и дальнейшего экономического оздоровления, укрепления материально-технической базы племенных хозяйств и обеспечения сельских товаропроизводителей высокоценным племенным материалом, а также усиления инновационной деятельности в животноводстве. Общеизвестно, что животноводство в Кыргызской Республике является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства и ключевым компонентом агропромышленного комплекса.Мелкотоварное производство, слабая материально-техническая и кормовая база хозяйствующих субъектов, отсутствие системной селекционно-племенной работы привели к ухудшению качественного состава сельскохозяйственных животных и утрате ценного генетического материала, а следовательно, и низкой продуктивности скота.В последние годы фермерские хозяйства из-за недостаточности оборотных средств не могут закупать племенных животных, в связи, с чем их выращивание становится убыточным. Некоторые племенные заводы и предприятия перестали функционировать, а оставшиеся утрачивают свое назначение как центры отечественной селекции.Аналогичная ситуация сложилась со станциями искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, которые являлись источниками и поставщиками ценного генетического материала высокого качества, обладателями запасов генетических ресурсов международного уровня.Разрушилась государственная система регулирования и контроля работы по совершенствованию породных, генетических и продуктивных качеств скота, прекращена селекционно-племенная работа, ухудшилась кормовая база.Недостаточная государственная поддержка племенного животноводства отразилась на материально-технической базе племенных хозяйств, которая пришла в упадок из-за имеющихся долгов. Обновление сельскохозяйственной техники не производится.Необоснованное изъятие у племенных хозяйств республики пахотных угодий, основных средств производства со стороны органов местного самоуправления привело к резкому сокращению посевных площадей предназначенных для формирования достаточной и полноценной кормовой базы.Сокращение государственного инвестирования в аграрную науку отрицательно сказалась на объемах выполнения научно-технических разработок и качества выполняемых работ. Низкие заработные платы научных сотрудников привели к упадку престижа науки, и сегодня средний возраст докторов наук составляет 69 лет, кандидатов наук -59 лет, а в аспирантуру молодежь не идет.Органами местных государственных администраций и местного самоуправления должны быть приняты меры по обязательному и дополнительному выделению племенным хозяйствующим субъектам поливных пахотных земель и пастбищных угодий в достаточном объеме для обеспечения полноценной кормовой базы.При целенаправленной адресной поддержке Правительством Кыргызской Республики племенного животноводства и проведения комплекса мер по развитию отрасли сельское население республики будет обеспечено высокопродуктивными животными.Модернизация и техническое перевооружение отрасли племенного животноводства, улучшение ведения селекционно-племенной работы позволят в перспективе к 2016 году увеличить поголовье высокоценных и высокопродуктивных племенных животных на 45-50%, наладить и обеспечить условия для возрождения экспорта племенной продукции животноводства. В перспективе в каждом селе будут организованы пункты искусственного осеменения животных, которые будут обеспечиваться семенем высокопродуктивных производителей, необходимыми инструментами, приборами и материалами, что будет способствовать улучшению генетических качеств разводимых в республике пород скота путем использования инновационных технологий и организации на высоком уровне селекционно-племенной работы, при этом будут обеспечены продовольственная безопасность страны за счет устойчивого развития животноводства, повысятся доходы сельских товаропроизводителей.В результате реализации Национальной стратегии будут созданы новые рабочие места, а это дополнительные отчисления в Соцфонд и налоги в бюджет государства, что также благоприятно повлияет на занятость и благосостояние сельского населения.Национальная стратегия обсуждена с выездом в регионы с участием эксперта продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО ООН), донорскими, общественными организациями, специалистами животноводства и фермерами республики.Исходя из этого и в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О племенном деле в животноводстве Кыргызской Республики», Правительство Кыргызской Республики приняло следующее решение:Утвердить Национальную стратегию развития племенного животноводства в Кыргызской Республике на 2011 - 2015 годы (далее - Национальная стратегия) и План мероприятий по реализации Национальной стратегии на 2011-2015 годы (далее - План мероприятий). Утвержденапостановлением ПравительстваКыргызской Республикиот 5 июля 2011 года№ 367Национальная стратегия развития племенного животноводства в Кыргызской Республике на 2011-2015 годыВведениеЖивотноводство в Кыргызской Республике является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства и ключевым компонентом агропромышленного комплекса. Природно-климатические условия республики способствуют развитию всех отраслей животноводства и производству дешевой, экологически чистой продукции.В республике разводятся хорошо адаптированные к местным природно-климатическим условиям породы сельскохозяйственных животных собственной селекции:- овец - кыргызская тонкорунная, кыргызский горный меринос, тянь-шаньская полутонкорунная, алайская полугрубошерстная, айколская мясо-сальная;- крупного рогатого скота - алатауская и аулиэатинская;- лошадей - новокыргызская;- коз - кыргызская шерстная и кыргызская пуховая;- птиц - кыргызская порода кур.При таких потенциальных возможностях существует ряд проблем, сдерживающих развитие племенного животноводства.Поголовье скота стабильно увеличивается, но очень низкий удельный вес породных животных.В результате бессистемного скрещивания в значительной степени ухудшился качественный состав и утрачен генетический потенциал сельскохозяйственных животных, что негативно отразилось на продуктивности животных.Исключительно важная роль в подъеме племенного дела, сохранении и совершенствовании генетического потенциала животных, обеспечении товарных хозяйств племенным материалом будет принадлежать создаваемому Центру по организации и координации селекционно-племенной работы.Текущая ситуацияВ последние годы наметилась устойчивая тенденция к росту производства продукции животноводства и стабилизации численности поголовья сельскохозяйственных животных.Мелкотоварное производство, слабая материально-техническая и кормовая база хозяйствующих субъектов, отсутствие системной селекционно-племенной работы привели к ухудшению качественного состава сельскохозяйственных животных и утрате ценного генетического потенциала.В 2010 году в стране средний удой от одной коровы составил 2037 кг, настриг шерсти - 2,6 кг, средняя яйценоскость кур-несушек - 116 штук, в 1990 году соответственно - 3070 кг, 3,3 кг, 219 штук.Племенное животноводство, которое является основой для развития всего животноводства, находится на стадии стагнации и не соответствует требованиям настоящего времени.В последние годы фермерские хозяйства по причине недостаточности финансовых средств не имеют возможности закупать племенных животных, поскольку их выращивание становится убыточным. Закупочные цены на племенную продукцию не покрывают издержки производства. Сократилось поголовье племенных животных, произошел развал племенной работы, прекратилось ведение племенного учета, нарушились зоотехнические нормы кормления и содержания животных. Некоторые племенные заводы перестали функционировать, оставшиеся утрачивают свое назначение как центры отечественной селекции.Аналогичная ситуация сложилась со станциями искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, которые являлись источниками и поставщиками ценного генетического материала высокого качества, обладателями запасов генетических ресурсов международного уровня.В последние годы применялись бессистемные и обратные скрещивания, в результате чего увеличилось количество помесных, беспородных животных. Отсутствие единого племенного центра по организации и координации селекционно-племенной работы, станций искусственного осеменения негативно отразилось на сохранении генетического потенциала животных, привело к росту числа инфекционных заболеваний и снижению уровня продуктивности племенных животных, производства шерсти, мяса, молока и яиц.Удельный вес породных животных снизился с 99,0 процента в 1990 году до 10,0 процента в 2010 году. Самоликвидировались станции по племенной работе и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, прекратилось использование наиболее ценных производителей, улучшателей стад.Разрушилась государственная система регулирования и контроля работы по совершенствованию породных, генетических и продуктивных качеств скота, прекращена селекционная работа, ухудшилась кормовая база, нет полноценного кормления.Отсутствует информированность населения о передовых методах ведения племенного животноводства республики, государственная поддержка развития и сохранения генетического потенциала племенного животноводства, материальная заинтересованность ученых-селекционеров в совершенствовании, создании новых высокопродуктивных типов и пород животных. Прекратилась подготовка зоотехнических кадров с высшим образованием. В товарных хозяйствах не ведется зоотехническая работа.Материально-техническая база племенных хозяйств пришла в упадок из-за имеющихся долгов. Обновление сельскохозяйственной техники не производится, значительная часть вырученных средств от реализации полученной продукции направляется на погашение долгов, накопившихся с 1992 года.Необоснованное изъятие у племенных хозяйств республики пахотных угодий органами местного самоуправления привело к резкому сокращению посевных площадей, предназначенных для формирования достаточной и полноценной кормовой базы.В девяностые годы прошлого столетия за государственным племенным заводом «Оргочор», занимающимся разведением кыргызской тонкорунной породы овец, было закреплено более 50,0 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни - 3,5 тыс. га и пастбищ - 46,8 тыс. га.В настоящее время государственный племенной завод «Оргочор» имеет всего 366 га сельхозугодий, в том числе 100 га пашни и 266 га пастбищ, что является недостаточным для обеспечения полноценного кормления и содержания племенных животных.Государственные племенные заводы «Сокулукский», имени Стрельниковой, имени М. Лущихина, не имеют пастбищных угодий, пахотные земли имеются в незначительном количестве. Аналогичное положение сложилось на других государственных племенных заводах.Сокращение государственного инвестирования в сохранение генетического потенциала племенного животноводства, аграрную науку привело к существенному уменьшению объемов выполнения научно-технических разработок и ухудшению качества выполняемых работ. Завершенные научные разработки не внедряются в производство в связи с недостаточным финансированием научных программ аграрного направления. В последние годы финансирование за счет средств республиканского бюджета осуществляется только по статье «Заработная плата» и «Отчисление в Социальный фонд». Отсутствие финансирования из средств республиканского бюджета на командировочные, транспортные расходы, приобретение необходимого оборудования, приборов и расходных материалов существенно затрудняет выполнение поставленных задач.Материально-техническая база Кыргызского научно-исследовательского института животноводства и пастбищ Кыргызского национального аграрного университета имени К.И. Скрябина Министерства образования и науки Кыргызской Республики физически и морально устарела. Ежегодное финансирование из республиканского бюджета составляет 20-25 процентов от потребности. Низкая заработная плата научных сотрудников и закрытие аспирантуры, ввиду отсутствия финансовых средств, привели к упадку престижа науки. На сегодняшний день средний возраст докторов наук составляет 69 лет, кандидатов наук - 59.СкотоводствоНесмотря на увеличение поголовья крупного рогатого скота в республике, за последние годы удельный вес племенных животных составляет 1,1 процента от общего поголовья, что отразилось на молочной продуктивности коров - 2037-2100 кг. Данные приведены в следующей таблице:Состояние скотоводства за 1990 и 2010 годы1990 год2010 годСредний удой молока от одной коровы, кгВсего КРС, тыс. головИз них плем. жив-х, тыс. гол.Удельный вес плем. жив-х, %Всего КРС, тыс. гол.Из них племен- ных, тыс. головУдельный вес плем. жив-х, %1990 год2010 год1205,255,04,61278,013,51,130702037Для решения проблем в скотоводстве необходимо:- внедрить современные методы биотехнологии, селекции и племенного дела;- повысить породность, генетическую и продуктивную ценность животных;- отбирать быков-производителей, способных улучшать стадо, выращивать высокопродуктивных коров, с удоями свыше 6,0 тыс. кг молока, жирностью не ниже 3,8 процента;- развивать молочное скотоводство, с учетом местных кормовых и пастбищных условий;- создать специализированную мясную породу скота с использованием лучших мировых генетических ресурсов;- организовать Центр по организации и координации селекционно-племенной работы на базе лаборатории биотехнологии, генетики и воспроизводства животных Кыргызского научно-исследовательского института животноводства и пастбищ.Овцеводство и козоводствоЗа последние 15-17 лет поголовье овец сократилось, вследствие чего сократились и генетические ресурсы. Овец кыргызской тонкорунной породы осталось не более 5-7 процентов от всего имеющегося в республике поголовья. То же самое произошло с полутонкорунной тяньшаньской породой.В настоящее время республика потеряла уникальную, высокогорную, скороспелую с ковровой шерстью алайскую породу овец.Увеличилось количество различных помесных и местных грубошерстных овец, шерсть которых иногда сжигается.В 1990 году в республике имелось около 10,0 млн. овец и коз, из них 550,0 тыс. голов - племенных животных.Состояние овцеводства и козоводства за 1990 и 2010 годыГодыПродуктивность19902010ОвцеводствоКозоводствовсего голов, тыс.из них племенных, тыс.гол.удельный вес племенных, %всего голов, тыс.из них племенных , тыс.голудельный вес племенных %средний настриг шерсти, кгсредний настриг шерсти, кгсредний начес пуха, кг199020101990год2010год1990год2010год9972,5 550,55,54815,650,81,13,32,61,11,00,350,3   В условиях переходного периода племенное овцеводство претерпело определенные негативные изменения, выразившиеся в сокращении поголовья, ухудшении породного состава и снижении продуктивности.В перспективе овцеводство республики должно развиваться по двум основным направлениям:шерстное;мясное.Шерстное направление овцеводства (кыргызская тонкорунная, кыргызский горный меринос, тяньшаньская полутонкорунная) призвано обеспечить сырьем легкую промышленность республики, стать одним из важнейших направлений экспортируемой продукции, путем увеличения поголовья овец и коз до 6,5-7,0 млн. голов и улучшения их породного состава.Селекционно-племенная работа в тонкорунном овцеводстве будет направлена на повышение настрига и улучшение технологических качеств шерсти, увеличение живой массы и воспроизводительной способности овцематок.Мясное направление овцеводства будет развиваться за счет скороспелых, выносливых и экономически доходных мясо-сальных пород (айколская, местные аборигенные).В мясном овцеводстве селекция будет проводиться в направлении повышения живой массы, улучшения мясных качеств и интенсивного выращивания (откорма) молодняка.Необходимо развивать и козоводство. В республике разводятся отечественные породы коз: кыргызская пуховая, кыргызская шерстная и молочный тип.Козоводство традиционно развито в южных регионах республики, а дальнейшее распространение получит в Иссык-Кульской и Нарынской областях.Селекция кыргызских пород коз будет направлена на улучшение технологических качеств пуха и шерсти-могера (тонина, уравненность), как основных элементов, формирующих экспортный потенциал продукции. Коневодство Коневодство является традиционной отраслью животноводства республики. В последнее время наблюдается рост численности лошадей, развивается спортивное и продуктивное коневодство.В совершенствовании породного состава лошадей в перспективе главная роль будет отведена двум ведущим государственным племенным конезаводам республики «Талас» и «Нарын», частным фермерским, крестьянским хозяйствам, занимающимся разведением племенных лошадей.Для пропаганды и популяризации коневодства необходимо ежегодно проводить выставки-аукционы чистопородных и высокоценных пород лошадей.В целях создания совместных предприятий по разведению племенных лошадей с последующей поставкой на международные рынки требуется более широкое привлечение в эту отрасль иностранных инвестиций.Координирующую и организующую роль занимают Республиканская федерация национальных конных видов спорта «Аргымак», федерация «Кок-Бору» и ОсОО «Центр по поддержке коневодства, развитию скакового и классических видов спорта».Дополнительным резервом развития коневодства станет промышленное производство кумыса, с доведением объемов производства до 3-4 тыс. тонн в год. Оптимальное поголовье лошадей составит 400 - 500 тыс. голов. Яководство В перспективе развитие яководства получит приоритетное направление. Общее поголовье яков в ближайшее десятилетие необходимо довести до 60,0 тыс. голов или увеличить в 3,5 раза. Разводить яков целесообразно на высокогорных пастбищах, что позволит получать доступное, экологически чистое мясо. Необходимо возродить центры по развитию яководства, которые будут защищать интересы яководов, координировать и осуществлять селекционно-племенную работу.В целях развития яководства, обеспечения устойчивого развития высокогорных, отдаленных, труднодоступных регионов, рационального использования труднодоступных пастбищных угодий в альпийских, субальпийских зонах, увеличения экспортных статей в экономике страны необходимо активно привлекать иностранные инвестиции и внутренние резервы. В результате реализации Национальной стратегии будет производиться экологически чистое мясо яков 5,0-5,5 тыс. тонн в год. Свиноводство Свиноводство является интенсивной отраслью животноводства, будет развиваться в объемах, удовлетворяющих потребность населения в свинине и промышленность - в сырье.В современных условиях свинина оказалась неконкурентоспособной продукцией, но не по качеству, а по цене реализации. Движущей силой наращивания объемов производства свинины являются фермерские и коллективные предприятия, акционерные общества, сельскохозяйственные кооперативы, крестьянско-фермерские хозяйства и другие. В числе основных мероприятий необходимо осуществить возрождение племенногосвиноводства, повысить уровень селекционно-племенной работы по совершенствованию и сохранению генетического потенциала существующих пород свиней, создать оптимальные экономические условия для работы специализированных свиноводческих предприятий разных форм собственности.К 2015 году численность поголовья свиней составит 150,0 тыс. голов в год, производство мяса свинины составит 5,0-7,0 тыс. тонн в год. Птицеводство Главной целью развития племенного птицеводства является создание собственного генофонда птиц яичного, мясо-яичного и мясного направлений.В птицеводческой промышленности ситуация остается не на высоком уровне, что связано с разрывом экономических связей, сокращением поставок компонентов и добавок для выработки полнорационных комбикормов.Предприятиями птицеводческой промышленности республики в 1990 году производилось свыше 400 млн. штук яиц и 20 тыс. тонн мяса птицы в год.Во всех регионах республики функционировали предприятия птицеводческой промышленности, инкубаторно-птицеводческие станции, что обеспечивало возможность реализации птицеводческой продукции во всех областях.В настоящее время в промышленном птицеводстве наблюдается спад производства, что обусловлено тяжелым финансово-экономическим положением, сложившимся в данной отрасли. Поголовье птицы и производство птицеводческой продукции за 1990 и 2010 годы Показатели1990год2010год2010 году в %к 1990 годуПоголовье птицы, млн. гол.13,9 6,34,546,7Производство яиц, млн. штук457,0111457457 744,0372,950,1Средняя яйценоскость 1 куры несушки, шт21911652,9Производство мяса, тыс. тонн21,412,659,0 Численность птиц по сравнению с 1990 годом сократилась на 9,4 млн. голов, продуктивность (средняя яйценоскость на 1 курицу) снизилась почти вдвое.Активную роль в становлении племенного птицеводства сыграли частные субъекты: фермерские племенные заводы «Три-Т» и «Брид», которые импортировали из России и Казахстана племенные инкубационные яйца и суточный молодняк птиц для птицефабрик и являются основными репродукторами по разведению пород птиц.Развитию птицеводства в республике придается важное значение и предусматривается решение следующих основных задач:- обеспечение населения республики экологически чистым яйцом имясом птицы;- увеличение поголовья и производства птицеводческой продукции;- техническое перевооружение отрасли;- развитие частного сектора по производству продукции;- решение социально-экономических проблем, связанных с созданием дополнительных рабочих мест.Дополнительным источником прибыли предприятий птицеводческой промышленности является организация переработки побочного производства (пух, перо, яичный порошок, органические удобрения и.т.д).Переработка технических отходов убоя птицы (кишечник, кровь) позволит наладить производство мясокостной муки, которая является одним из источников сырого протеина и обменной энергии.В перспективе необходимо постепенное сокращение импорта и увеличение производства продукции птицеводства путем поддержки отечественных производителей.Дальнейшая селекционно-племенная работа в птицеводстве будет направлена на развитие яичного и бройлерного направлений, с использованием лучших мировых генотипов. Цели и задачи Национальной стратегии Целями Национальной стратегии являются развитие и сохранение генетического потенциала племенного животноводства в республике для обеспечения продовольственной безопасности страны, в том числе достаточным сырьем - перерабатывающей промышленности.Основными задачами развития и сохранения генетического потенциала племенного животноводства являются:- устойчивый рост производства основных продуктов животноводства (мяса, молока, яиц и шерсти);- производство безопасных продуктов животноводства;- целенаправленная государственная поддержка племенных заводов;- создание Центра по организации и координации селекционно-племенной работы и искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;- обеспечение фермерских, крестьянских хозяйств республики высокоценным племенным молодняком для улучшения продуктивных качеств местного скота;- разработка, внедрение достижений науки и передового опыта, выведение новых и совершенствование существующих пород, типов и линий животных, эффективных технологий производства продукции животноводства;- привлечение прямых инвестиций и обеспечение государственной поддержки племенных хозяйств;- рациональное использование пастбищ и увеличение производства кормов, создание первичного семеноводства кормовых культур;- развитие кооперации, интеграции на селе, повышение качества работы сельских товаропроизводителей. Пути решения проблем племенного животноводства В перспективе система государственного управления племенным животноводством будет построена Министерством сельского хозяйства Кыргызской Республики на основе координации деятельности хозяйствующих субъектов и ведения единой государственной политики.Создать Центр по организации и координации селекционно-племенной работы на базе лаборатории биотехнологии, генетики и воспроизводства сельскохозяйственных животных, при сотрудничестве с Кыргызским научно-исследовательским институтом животноводства и пастбищ, а также Государственной племенной инспекцией Министерства сельского хозяйства Кыргызской Республики.Открыть дополнительные пункты искусственного осеменения во всех аильных округах, организовать курсы по подготовке техников-осеменаторов, вводить обязательное лицензирование существующих дистрибьютерных центров и внедрить лазерное облучение в животноводстве по лечению инвазионных и инфекционных заболеваний.Без восстановления работы этого важного производственно-технологического комплекса невозможно налаживание племенного дела в животноводстве страны.Государственное управление племенным животноводством осуществляется путем организации племенного учета по всем заводским породам, типам, семействам, линиям животных, издания единых государственных племенных книг сельскохозяйственных животных племенного назначения, инструкций, положений, государственного регулирования экспорта и импорта племенной животноводческой продукции, проведения мероприятий по профилактике и ликвидации особо опасных и социально значимых заразных болезней животных.Внедрить эффективную систему инвестирования в развитие и сохранение генетического потенциала племенного дела и искусственного осеменения животных. Для решения этой проблемы в создаваемый Центр по организации и координации селекционно-племенной работы необходимо организовать завоз семенного материала черно-пестрого скота голштино - фризской породы американской селекции и бурого скота швицкой породы из фирмы «Taurus-service» штата Пенсильвания, Соединенных Штатов Америки. После заключения контракта по закупке племенного материала с фирмой, Открытое акционерное общество «Машиноиспытательная станция» планирует приобретение 8 тыс. спермодоз быков на 40 тыс. долларов.В целях пропаганды передового опыта племенного животноводства среди населения республики необходимо ведение разъяснительной работы и широкое рекламирование в средствах массовой информации. Механизм реализации Национальной стратегии Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики находит доноров, организует, координирует, лицензирует выполнение Национальной стратегии, разрабатывает законопроекты, подзаконные акты.Государственный племенной завод «Сокулукский» Кыргызского научно-исследовательского института животноводства и пастбищ Кыргызского национального аграрного университета имени К.И.Скрябина Министерства образования и науки Кыргызской Республики выделяет помещения, финансирует статьи расходов кормов, ветеринарно-профилактические мероприятия. Областные, районные государственные администрации, айыл окмоту принимают участие в реализации Национальной стратегии. Мониторинг, оценка и процесс его проведения Министерством сельского хозяйства Кыргызской Республики ежеквартально будет проводиться мониторинг и аудит во исполнение положений Национальной стратегии. По итогам каждого года будут заслушаны отчеты о финансово-хозяйственной деятельности создаваемого Центра, работе пунктов искусственного осеменения на местах и будут приняты соответствующие заключения.Индикаторами воздействия Национальной стратегии на племенное животноводство являются повышение породности и племенных качеств сельскохозяйственных животных с 10 процентов в 2010 году до 50 процентов к 2016 году, а также прогнозируемых показателей продуктивности сельскохозяйственных животных.Прогнозируемые показатели роста продуктивности животных на 2011-2015 годы. Индикаторы и прогнозные значения на 2011 -2015 годы  Показатели Ед. изм. 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 годПовышение породных и племенных качеств%1520304050Средний удой молокас 1 коровыкг21102190228023802500Средний настриг шерстикг2,93,03,03,13,1Средняя яйценоскостьшт.120125130140150 Нормативно-правовое обеспечение В области племенного дела следует разработать и принять отраслевые нормативные правовые акты, стандарты и технические регламенты на племенную продукцию, апробации селекционных достижений в животноводстве, инструкции по бонитировке животных с учетом новых условий хозяйствования, разработать проект закона о сохранении генофонда сельскохозяйственных животных.При реализации Национальной стратегии следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики:1. Закон Кыргызской Республики «О племенном деле в животноводстве Кыргызской Республики» от 27 апреля 2009 года № 133.2. Концепция развития племенного животноводства в Кыргызской Республике до 2010 года, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 января 2005 года № 45.3. Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении перечней племенных заводов и ферм Кыргызской Республики, прошедших аттестацию и переаттестацию в 2010 году» от 18 ноября 2010 года № 285. Научно-инновационная деятельность В племенном животноводстве научно-исследовательские работы будут направлены на создание конкурентоспособных пород, типов, линий и гибридов сельскохозяйственных животных и птиц, на разработку эффективных технологий производства высококачественной продукции.Инновационная деятельность является составной частью развития науки и наукоемкого производства в республике.В число приоритетов научно-инновационной деятельности входит производство на внутреннем и мировом рынках высокотехнологичных видов продукции за счет совершенствования системы венчурных инвестиций, системы управления и механизмов функционирования научно-исследовательских разработок, построение современной информационной сети.Основной научно-технический потенциал животноводческой отрасли республики сосредоточен в Кыргызском научно-исследовательском институте животноводства и пастбищ.Ученым-селекционерам следует ускорить создание новых пород животных - мясных полутонкорунных овец, специализированных молочных и мясных пород крупного рогатого скота, мясных пород лошадей, молочных пород коз, с использованием прогрессивных биотехнологических методов воспроизводства.Требуются новые эффективные технологии содержания кормления и выращивания племенного поголовья.На базе племенных заводов необходимо организовать опытно-экспериментальные станции или опорные пункты для углубленного проведения научно-исследовательских и селекционно-племенных работ.В целях эффективного проведения научно-исследовательских разработок требуется увеличение финансирования аграрной науки, средств на командировочные и транспортные расходы.Поддержка в области научно-инновационной деятельности направлена на:- обеспечение подготовки кадров высшей квалификации через систему обучения в аспирантуре и докторантуре;- восстановление зоотехнического факультета в Кыргызском национальном аграрном университете имени К.И Скрябина Министерства образования и науки Кыргызской Республики;- стимулирование работ ученых-селекционеров и производственников путем предоставления единовременных денежных вознаграждений за создание новых высокоценных и высокопродуктивных пород, линий, типов скота, что позволит восстановить престиж науки.В целях научного обеспечения племенного животноводства требуется значительное укрепление материально-технической базы Кыргызского научно-исследовательского института животноводства и пастбищ, обеспечение лабораторным оборудованием, электронно-вычислительной техникой и средствами связи.Научно-инновационную деятельность аграрной отрасли необходимо направить на удовлетворение потребностей реального сектора производства, с целью ускорения социально-экономического развития республики. Кормопроизводство Дальнейшее развитие и сохранение генетического потенциала племенного животноводства зависит от укрепления кормовой базы, восстановления специализированного кормопроизводства, с учетом полноценного набора грубых, сочных, концентрированных кормов и их рационального использования.Требуется увеличить производство наиболее экономически выгодных кормовых культур, применительно к местным условиям, с расчетом получения наибольшего выхода кормов с кормовых площадей при наименьших трудовых и материальных затратах.Для полноценного обеспечения потребности скота в кормах следует добиться значительного увеличения грубых, сочных и зеленых кормов.За счет повышения культуры земледелия, применения передовых приемов агротехники возможно повышение урожайности сельскохозяйственных культур на поливных и богарных землях: кукурузы на силос, сена многолетних трав, кормовых корнеплодов.Условием создания прочной кормовой базы в животноводческих хозяйствах любой формы собственности является полевое кормопроизводство и повышение продуктивности естественных кормовых угодий. Выполнение работ по обводнению пастбищ и рациональному их использованию позволит сохранить урожайность травостоя, не нанося экологического ущерба окружающей среде, и создать благоприятные условия для развития племенного животноводства, что послужит важнейшим средством повышения продуктивности животных и удешевления себестоимости животноводческой продукции.Использование пастбищ удовлетворит потребности животных в питательных веществах в течение всего вегетационного периода при дополнительном скармливании заготовленных кормов племенным группам животных.Первостепенное значение в регулировании полноценности кормовых рационов для племенных животных имеют концентрированные корма.Для решения данного вопроса органами местных государственных администраций и местного самоуправления должны быть приняты решения о выделении и закреплении за племенными хозяйствующими субъектами наиболее перспективных поливных пахотных земель и пастбищных угодий, что позволит в достаточном объеме обеспечить кормовую базу, с перспективой увеличения поголовья племенных животных.Приведены расчеты потребности в землях и пастбищах для разных видов животных:крупный рогатый скот:- взрослое поголовье - на 1 голову 1,0 га орошаемых пахотных земель и 5,0 га пастбищных угодий;- молодняк разных возрастов - соответственно 0,5 га и 2,5 га;овцы и козы:- на 500 голов - 28,0 га орошаемых пахотных земель и 100 га пастбищных угодий;лошади:- на 1 голову - 1,0 га орошаемых пахотных земель и 10 га пастбищных угодий;яки:- на 1 голову - 10 га пастбищных угодий;свиньи:- на 100 голов - 23 га орошаемых пахотных земель;птицы:- на 1000 голов - 3 га орошаемых пахотных земель. Экономическая эффективность искусственного осеменения коров Поголовье крупного рогатого скота в республике составляет 1278070 голов, в том числе коров - 664294 головы и телок случного возраста - 159000 голов. Всего подлежат осеменению 794490 голов.1. Средняя нагрузка на одного техника-осеменатора составит 1785 голов коров.Материальные затраты на 1 год составят: 100 сом. х 1785 = 1785 тыс. сомов.С учетом стоимости услуг техника - осеменатора на одну голову - 100 сомов, стоимость осеменения одной головы крупного рогатого скота будет составлять 200 сомов.В среднем, поголовье коров в одном аильном округе составляет 1785голов, годовой доход, получаемый от осеменения, составит 1785 х 200 = 356,6 тыс. сомов. При средней ежемесячной заработной плате техника-осеменатора 8,0 тыс. сомов х 12 месяцев = 96,0 тыс. сомов, прибыль одного пункта искусственного осеменения аильного округа составит 81,7 тыс. сомов, без учета налогов, за 2 года затраты полностью оправдаются.2. При естественной ручной случке на обеспечение 794490 коров потребуется 13241 голова быков-производителей, содержание одного быка-производителя будет составлять 36,5 тыс. сомов, затраты составят 484,5 млн. сомов.3. При искусственном осеменении для обеспечения 794490 голов коров и телок, в целом по республике необходимо содержать 50 голов быков-производителей.От одного быка-производителя можно заготовить 20,0 тыс. спермодоз в год, при стоимости одной дозы 30 сомов, доход составит 600,0 тыс. сомов.Доход от 50 быков-производителей в год составит 30,0 тыс. сомов.На содержание 50 быков-производителей при расходах на одну голову 36,5 тыс. сомов требуется 1829,5 тыс. сомов.В результате, экономическая эффективность применения искусственного осеменения коров будет составлять 28175,0 тыс. сомов в год.(20,0 тыс. спермодоз х 30 сом. = 600,0 тыс. сомов х 50 голов = 30000,0 тыс. сомов - 1829,5 тыс. сомов). Финансовое обеспечение Национальная стратегия требует инвестиций иностранных и внутренних доноров, вложения частных инвесторов и содействия органов местного самоуправления.Реализация Национальной стратегии, создание Центра селекционно-племенной работы требуют финансовых затрат на 2011 год - 109422,5 сом., на 5 лет - 287324,4 тыс. сомов (приложение 2).Из этих расчетов:Доля государства в виде стоимости уже существующих зданий и сооружений на 2011 год составляет 19964,0 тыс. сомов, на 5 лет - 99820,0 тыс. сомов.Вложение частных инвесторов составит 5664,2 тыс. сомов в 2011 году, на 5 лет - 19275,0 тыс. сомов,в т. ч в 2011 году: - покупка племенных быков-1600,0 тыс. сом.;- зарплата-1065,8 тыс. сом.;- электроэнергия-175,0 тыс. сом.;- транспортные расходы-1202,6 тыс. сом.;- ремонт помещения на 50 скотомест-1559,6 тыс. сом.;- услуги связи, канцелярские товары-61,2 тыс. сом.Всего требуются вложения частных инвесторов - 5664,2 тыс. сомов. Донорским организациям отводится главная роль в финансовом обеспечении данной Национальной стратегии. На 2011 год за счет средств доноров предполагается финансирование в сумме 83336,5 тыс. сомов, на 5 лет - 164452,5 тыс. сомов. Из них в 2011 году по видам затрат: - приобретение оборудования и специальных материалов-25104,0 тыс. сом.;- приобретение с/х. техники для племенного Центра-1426.0 тыс. сом.;- приобретение с/х. техники для государственных племенных заводов и госплеминспекции-38700,0 тыс. сом.;- обучение и повышение квалификации специалистов, техников-осеменаторов-7264.0 тыс. сом.;- информационное обеспечение населения-6702,5 тыс. сом.;- расходы на создание 267 пунктов в целом и 40 пунктов искусственного осеменения в 2011 году-4140.0 тыс. сом. Свою долю в Национальную стратегию вносит государственный племенной завод «Сокулукский» Кыргызского научно-исследовательского института животноводства и пастбищ в 2011 году - 457,8 и за 5 лет - 3776.9 тыс. сом., из них:- корма-451,2 тыс. сом.;- ветеринарно-профилактические мероприятия-6,6 тыс. сом.;Всего-457,8 тыс. сом. 4. При выделении планируемых средств Национальной стратегией предусмотрено поэтапное начало производственных процессов с 2011 по 2015 годы.Ежегодные затраты на содержание племенного Центра составят:2011 год - 6122,0 тыс. сом.;2012 год - 3076,5 тыс. сом.;2013 год - 3191,3 тыс. сом.;2014 год - 3731,0 тыс. сом.;2015 год - 4203,0 тыс. сом.;Итого - 20324,0 тыс. сом. 5. При реализации Национальной стратегии будет учитываться объединение усилий Правительства Кыргызской Республики, областных, районных государственных администраций, айыл окмоту и доноров-инвесторов для решения этой стратегической задачи. По расчетам, на создание одного пункта искусственного осеменения затраты составят 103,5 тыс. сом. В республике необходимо создать 267 пунктов искусственного осеменения, стоимостью 27634,5 тыс. сом.Из них планируется организовать в:2011 году - 40 пунктов - 4140,0 тыс. сом.;2012 году - 65 пунктов - 7627,5 тыс. сом.;2013 году - 52 пункта - 5382,0 тыс. сом.;2014 году - 56 пунктов - 5796.0 тыс. сом.;2015 году - 54 пункта - 5589,0 тыс. сом.Источники финансирования - инвесторы. 6. В Национальной стратегии также учтены расходы на приобретение сельскохозяйственной и другой техники для государственных племенных заводов и государственной племенной инспекции республики в объеме 38700,0 тыс. сомов.7. Приобретение техники для создаваемого племенного Центра - 1426,0 тыс. сомов.8. Экономическая эффективность Национальной стратегии через 4 года составит 28175,0 тыс. сомов. Риски и угрозы при реализации Национальной стратегии Уменьшение поголовья племенных животных в общей структуре стада, а также слабая материально-техническая и кормовая база племенных субъектов привели к ухудшению породных качеств, дальнейшему снижению продуктивности животных (риск), что в свою очередь отразилось на потере генофонда отечественных пород животных (угроза). Отсутствие помещений (стандартных), оборудования и племенных животных для получения племенного материала (семени) привело к разрушению системы контроля работы по совершенствованию породных, генетических и продуктивных качеств скота (риск).Без создания Центра по организации и координации селекционно-племенной работы как ключевого рычага воздействия на селекционно-племенную работу в аильных округах, невозможно ведение этих мероприятий в масштабе всей республики.Одним из главных элементов качественного улучшения имеющихся пород скота является организация пунктов искусственного осеменения. Нехватка кадров (техников - осеменаторов) привела к бессистемному и обратному скрещиванию (риск), увеличению количества помесных и беспородных животных (угроза). В приложении 1 приведены данные потерь республики по трем видам скота и по четырем индикативным показателям, не учитывая потерь кожи и др. Ожидаемые результаты от реализации Национальной стратегии При целенаправленной, адресной поддержке Правительством Кыргызской Республики племенного животноводства и в результате проведения комплекса мер по развитию животноводства государство через 4 года ежегодно будет получать прибыль в сумме 28175,0 тыс. сомов, а население республики будет обеспечено необходимыми продуктами питания.Модернизация и техническое перевооружение отрасли племенного животноводства, улучшение ведения селекционно-племенной работы позволят к 2015 году увеличить поголовье высокоценных и высокопродуктивных племенных животных на 45-50 процентов, наладить и обеспечить условия для возрождения экспорта племенной продукции животноводства. В перспективе в каждом аильном округе будут организованы пункты искусственного осеменения животных, которые будут обеспечиваться семенем высокопродуктивных производителей, необходимыми инструментами, приборами и материалами.Улучшится генетическое качество разводимых в республике пород скота путем использования инновационных технологий и организации на высоком уровне селекционно-племенной работы.Будут обеспечены продовольственная безопасность страны за счет устойчивого развития животноводства, повысятся доходы сельских товаропроизводителей, будет создано около 600 рабочих мест, которые обеспечат дополнительные отчисления страховых взносов по государственному социальному страхованию в Социальный фонд Кыргызской Республики и налоговые поступления в бюджет страны.   Приложение 1Риски и угрозы от ежегодных потерь при недостаточной государственной поддержке племенной работы  Вид животных Поголовье на 1/1тыс. гол.СреднийСредняя цена,сом.Потери,миллиард сом.удой, кгнастриг, кгяйценоскость, штук литр молокакилограмм шерстикилограмм мясамолокомясояицашерсть1990 год2010 год1990 год2010 год1990 год2010 год1990 год2010 годК.р.с.1205,21278        150 3,3  в.т.ч коров506664,330702044    7  4,7   Овцы, в т. ч. о/матки9972,55940.24815,63396,5  3,32,9   100160   1,7Лошади, в т. ч. к/матки312,6373             Птица, в т.ч. куры-несушки13914 4364,83185,5    219120  120 0,33,3   Итого           4,73,63,31,7Ежегодные потери республики составляют 13,3 млрд. сом. Приложение 2Финансовое обеспечение,формирование и распределение затрат участниковНациональной стратегии (тыс. сом.) 2011 годЗа 5 лет2011 годЗа 5 лет2011 годЗа 5 лет2011 годЗа 5 лет2011 годЗа 5 летПокупка племенных быков  1600,04000,0    1600,04000,0Зарплата  1065,85761,4    1065,85761,4Электроэнергия  175,01308,0    175,01308,0Транспортные расходы  1202,66340,0    1202,66340,0Ремонт помещения на 50 скотомест (Центра)  1559,61599,6    1559,61599,6Связь и канцелярские товары  61,2266,0    61,2266,0Здания и сооружения19964,099820,0      19964,099820,0Создание 267 пунктов искусственного осеменения    4140,027634,5  4140,027634,5Приобретение техники для государственных племенных заводов и государственной племенной инспекции     38700,038700,0  38700,038700,0Покупка техники для создаваемого племенного Центра    1426,01426,0  1426,01426,0Покупка оборудования    25104,026860,0  25104,026860,0Обучение специалистов    7264,036320,0  7264,036320,0Информационное обеспечение населения (реклама, выставки)      6702,533512,5  6702,533512,5Корма      451,23722,0451,23722,0Ветеринарные мероприятия      6,654,56,654,5ВСЕГО:19964,099820,05664,219275,083336,5164452,5457,83776,9109422,5287324,4 СтруктураСредства республиканского бюджетаСредствачастныхинвесторовИностранныеинвесторыГосударственный племенной завод «Сокулукский»Всего     Утвержденпостановлением ПравительстваКыргызской Республикиот 5 июля 2011 года№ 367    План мероприятий по реализации Национальной стратегии развития племенного животноводствав Кыргызской Республике на 2011-2015 годы №Основные направления деятельностиСроки реализации,годыНеобходимые финансовыесредства,тыс. сом.ИсточникифинансированияОжидаемыйэффектОтветственныеисполнители 1Проведение переговоров с потенциальными инвесторамис 2011 годаНе требуетсяНе требуетсяСпонсирование Национальной стратегии в сумме 164453,0 тыс. сом.Минфин, МЭР, МСХ, ГПИ МСХ, облгосадминистрации, райгосадминистрации  2Создание племенного Центра,- покупка племенных быков,- ремонт помещений на 50 скотомест,- операционные расходы- операционные расходы- операционные расходы- операционные расходы- операционные расходы      20112012201320142015      5664,22970,02970,03681,03924,2  Средства частныхинвесторов  Ожидается прибыль - 28 млн. сом. через 4 годаМСХ, ГПИ, облгосадминистрации, райгосадминистрации, РУАР, КыргНИИЖиП, ГПЗ «Сокулукский»   Итого 19209, 0    3 Корма для быков, ветеринарное обслуживание, вакцинация20112012201320142015457,8572,3686,7915,61144,5СредстваГПЗ «Сокулукский»Расширение производства,улучшение племенных и воспроизводительных качеств скотаКыргНИИЖи П,ГПЗ «Сокулукский»   Итого 3776, 9    4 Обучение и повышение квалификации техников - осеменаторов2011-445 чел.2012-445 чел.2013-445 чел.2014-445 чел.2015-445 чел.7264,07264,07264,07264,07264,0 Донорские средстваЭкономия средств за счет повышения квалификации техников-осеменаторовМСХ, МЭР, донорские организации (по согласованию),облгосадминистрации, райгосадминистрации, РУАР, айыл окмоту (по согласованию), КыргНИИЖиП   Итого: 36320, 0    5Информационное обеспечение населения (реклама, выставки-аукционы, видео-ролики)20112012201320142015 6702,56702,56702,56702,56702,5 Донорские средстваПовышение заинтересованности и помощь населения в реализации Национальной стратегииМСХ, РУАР, донорские организации (по согласованию), облгосадминистрации, райгосадминистрации, айыл окмоту (по согласованию)  Итого: 33512, 0    6Приобретение с/х техники для племенного Центра20111426,0Донорские средстваКачественное и своевременное осуществление производственных процессовМСХ, МЭР, донорские организации (по согласованию),КыргНИИЖиП,ГПЗ «Сокулукский»   Итого: 1426, 0    7Приобретение оборудования и специальных материалов20112012201320142015 25104,0354,0354,0354,0354,0ДонорскиесредстваКачественное и своевременное осуществление производственных процессовМСХ, донорские организации (по согласованию), КыргНИИЖиП,ГПЗ «Сокулукский»   Итого 26860, 0    8Приобретение с/х техники для ГПЗ и ГПИ201138700,0Донорские средстваКачественное и своевременноеосуществление производственных процессовМСХ, МЭР, донорские организации (по согласованию), КыргНИИЖиП,ГПЗ «Сокулукский»    Итого: 38700, 0    9Создание 267 пунктов искусственного осеменения2011-40 шт.2012-65 шт.2013-52 шт.2014-56 шт.2015-54 шт.4140,06727,55382,05796,05589,0Донорские средства13,3 млрд. сом. через4 годаМСХ, МЭР, донорские организации (по согласованию), облгосадминистрации, райгосадминистрации, РУАР, айыл окмоту(по согласованию)  Итого:26727634, 5    10Стоимость существующих зданий и сооружений ( 2 - этажный лабораторный и административный корпус, манеж, летние и зимние помещения для быков и баранов, карусель для моциона, трансформаторная подстанция, здание сеновала, площадь земли 2 га, зернохранилище) 99820, 0Средства республиканского бюджета в виде существующих зданий и сооруженийРеализация Национальной стратегии без прямого финансированияМин. образования и науки, МСХ,Кырг НИИЖиП, ГПЗ «Сокулукский»   Итого 99820,0    11Лицензирование дистрибьютерных центров2011-2015Не требуетсяНе требуетсяОсуществление учета и контроля завоза племенного материалаМСХ, ГПИ МСХ 12Проведение ежеквартального мониторинга2011-2015Не требуетсяНе требуетсяКонтроль за целевымиспользованием всех средствМСХ, облгосадминистрации, райгосадминистрации   Всего: 287324,4      Список аббревиатур  ГПИ МСХ-Государственная племенная инспекция Министерства сельского хозяйства Кыргызской РеспубликиГПЗ «Сокулукский»-государственный племенной завод «Сокулукский»МЭР-Министерство экономического регулированияКыргызской РеспубликиМинфин-Министерство финансов Кыргызской РеспубликиМин.образования и науки-Министерство образования и науки Кыргызской РеспубликиМСХ-Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республикиоблгосадминистрации-областные государственные администрации райгосадминистрации-районные государственные администрации КыргНИИЖиП  Кыргызский научно - исследовательский институт животноводства и пастбищ Кыргызского национального аграрного университета имени К. И. Скрябина Министерства образования и науки Кыргызской РеспубликиПИО-пункт искусственного осеменения РУАР-районное управление аграрного развития                  Кыргыз Республикасында 2011-2015-жылдарга асыл-тукум мал чарбасын өнүктүрүүнүн улуттук стратегиясын бекитүү жөнүндө "Кыргыз Республикасынын мал чарбасындагы асыл-тукум иши жөнүндө" Кыргыз Республикасынын Мыйзамына ылайык, асыл-тукум мал чарбасынын ата мекендик генетикалык ресурстарын сактоо жана андан ары экономикалык жактан жакшыртуу, асыл-тукум чарбалардын материалдык-техникалык базасын чыңдоо жана айылдык товар өндүрүүчүлөрдү жогорку баалуу асыл-тукум материалдары менен камсыздоо, ошондой эле мал чарбачылыгында инновациялык ишти күчөтүү максатында Кыргыз Республикасынын Өкмөтү токтом кылат: Төмөнкү тиркелгендер бекитилсин:- Кыргыз Республикасында 2011-2015-жылдарга асыл-тукум мал чарбасын өнүктүрүүнүн улуттук стратегиясы (мындан ары - Улуттук стратегия);- 2011-2015-жылдарга Улуттук стратегияны ишке ашыруу боюнча иш-чаралардын планы (мындан ары - Иш-чаралардын планы).2. Кыргыз Республикасынын Айыл чарба министрлиги Кыргыз Республикасынын Билим берүү жана илим министрлигинин К.И.Скрябин атындагы Кыргыз улуттук агрардык университети менен бирдикте:- Улуттук стратегияны жана Иш-чаралардын планынын иш-чараларын аткаруу боюнча чараларды көрсүн;- Улуттук стратегиянын жоболорун жана Иш-чаралардын планын ишке ашырууга эл аралык жана өкмөттүк эмес уюмдарды тартып, алардын иштерин координацияласын;- материалдык-техникалык базаны түзүү жана айыл чарба малын жасалма уруктандырууну өнүктүрүү үчүн зарыл шарттарды түзсүн.3. Жергиликтүү мамлекеттик администрациялар жана жергиликтүү өз алдынча башкаруу органдары:- чарба жүргүзүүчү субъекттерге Айыл чарба жерлерин кайра бөлүштүрүү фондунан айдоо жерлерди, ошондой эле жайыттарды Кыргыз Республикасынын мыйзамдарына ылайык керектүү көлөмдө биринчи кезекте бөлүүнү камсыз кылышсын;- айыл округдарынын аймактарында малды жасалма уруктандыруу пункттарын түзүүгө жана иштешине колдоо көрсөтүшсүн.4. Бул токтом расмий жарыяланган күндөн тартып күчүнө кирет.5. Бул токтомдун аткарылышын контролдоо Кыргыз Республикасынын Өкмөтүнүн Аппаратынын агроөнөр жай комплекси жана жаратылышты пайдалануу бөлүмүнө жүктөлсүн.   Премьер-министрА.Атамбаев

<< вернуться к списку новостей

Курсы валют Кыргызстана по отношению к сому
Онлайн Гипермаркет BANAN.KG. Как создать Интернет-магазин?
Торгово Промышленная Палата Кыргызстана партнер сайта agro.kg

Авторские права ОПАЛ 2006-2018

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта