Министр А.Ногоев: Почему братья-казахи любят нашу конину, нашу говядину, наше молоко?

Министр А.Ногоев: Почему братья-казахи любят нашу конину, нашу говядину, наше молоко?

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Животноводство Кыргызстана

Министр А.Ногоев: Почему братья-казахи любят нашу конину, нашу говядину, наше молоко?

БИШКЕК (АКИpress) - Бедные, но чистые"Эксперт Казахстан", Казахстан№42 (189)/27 октября 2008Киргизские власти отказались от госрегулирования сельского хозяйства. По мнению Арстанбека Ногоева, рынок сам все расставил по своим местам, например, нехватка инвестиций привела к занятию аграриями ниши экологически чистой продукцииАрстанбек НогоевГлавной отраслью киргизской экономики является сельское хозяйство. Оно дает 29% валового внутреннего продукта страны, в нем занято 65% трудоспособного населения. Условия для работы участников рынка - в основном это фермерские хозяйства, к которым относится 99,6% хозяйствующих субъектов в аграрном секторе - не самые комфортные. 95% сельхозтехники требует обновления. Отрасль остро нуждается в инвестициях для возрождения племенного скотоводства, в технологической модернизации, развитии переработки мясо-молочной и растительной продукции. Около 10 лет назад Киргизия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), и это тоже не прошло даром для аграриев - импорт сельскохозяйственной продукции превышает экспорт (в прошлом году было вывезено продукции на 201,2 млн долларов, ввезено - на 376,5 млн долларов). При этом государство фактически отказалось от регулирования рынка. Господдержка в стоимости продукции сельскохозяйственного комплекса Кыргызстана составляет лишь 2% (в Казахстане и России - по 10%). По словам министра сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Киргизской Республики Арстанбека Ногоева, государство сознательно отказалось от вмешательства в сельскохозяйственную отрасль - правительство предпочло сделать ставку на рынок. Опасения, что это приведет к переходу аграрного сектора под контроль зарубежного (прежде всего казахстанского) бизнеса, не оправдались - напротив, власти приветствовали бы приход новых инвесторов и собственников из-за границы. О том, как выстраиваются взаимоотношения между Киргизией и Казахстаном в сельскохозяйственной сфере, как выживают аграрии после вступления страны в ВТО и как нехватка инвестиций помогла им найти свою уникальную нишу на среднеазиатском рынке, г-н Ногоев рассказал в интервью "Эксперту Казахстан". Нам нужны деньги - Арстанбек Иманкулович, как бы вы охарактеризовали сотрудничество Казахстана и Кыргызстана в сельскохозяйственной сфере? - До сегодняшнего дня проблем не было. Весной соседи ненадолго ввели запрет на экспорт нашего картофеля из-за золотистой нематоды, заболевания, поражающего клубни. Но это было временное, эпизодическое ограничение, которое вскоре было снято. По другим сельхозпродуктам у нас никаких ограничений с Казахстаном сегодня нет. В Казахстан и Россию вывозится около 70% всей продукции нашего сельского хозяйства. Это прежде всего продукты растениеводства: овощи, фрукты, картофель, бахчевые. Ежегодно мы выращиваем около 1,5 миллиона тонн картофеля, из них половина идет на экспорт. Две трети собираемых овощей всех видов - 600-700 тысяч тонн - также экспортируется нашим северным соседям. Практически все яблоки и абрикосы в свежем виде из Иссык-Кульской области вывозятся на север. В свежем виде экспортируется и продукция животноводства, в основном мясо - баранина и говядина. Динамика экспорта сельскохозяйственной продукции характеризуется устойчивым ростом. Чем больше мы производим, тем больше продаем. У нас сложились очень хорошие взаимоотношения с Минсельхозом Казахстана, мы часто встречаемся на совещаниях, как правило, по линии ЕврАзЭС или СНГ. Между министерствами наших стран сложились и тесные двусторонние контакты. Я трижды был в Казахстане по приглашению моего коллеги, министра Акылбека Куришбаева, и должен отметить, что это были плодотворные, теплые визиты. Между нашими странами не было никаких ограничений, за исключением временного запрета на вывоз пшеницы из Казахстана - и никаких недомолвок тоже не было. Со стороны Казахстана был временный запрет на экспорт пшеницы, до 1 сентября. Мы с пониманием отнеслись к позиции казахских коллег. Со своей стороны Кыргызстан вообще ни разу не принимал каких-либо запрещающих мер по экспорту в Казахстан.- В Казахстане бытует мнение, что большая доля сельскохозяйственного производства в Киргизии контролируется бизнесменами-казахстанцами... - Я бы не сказал, что большая доля агробизнеса в Кыргызстане контролируется казахстанцами. Я бы хотел, чтобы так было. И с удовольствием поработал бы с казахскими бизнесменами, я жду их. Пользуясь случаем, я их приглашаю, пожалуйста, приходите, мы создадим нормальные благоприятные условия для бизнеса в аграрном секторе. Нам нужны инвестиции. В первую очередь я бы пригласил казахстанских предпринимателей в область переработки, чтобы не в виде сырья вывозили. Я думаю, если инвесторы вложат в капитальное строительство, в заводы или даже в перевалочную сортировочную базу - это уже были бы реальные инвестиции. Поэтому я их приглашаю, и если они хотят занять первое место среди наших инвесторов, мы создадим им такие условия - ради бога, пожалуйста! Нам нужны деньги, нам нужно заниматься переработкой, нам нужно создавать рабочие места, нам нужно пополнять бюджет. Поэтому, откуда бы инвесторы ни были - из России, из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана или Китая, мы им рады, ждем с распростертыми объятиями. Кстати, Жогорку Кенеш (парламент Киргизии. - "ЭК") принял новый Налоговый кодекс. Думаю, такого либерального Налогового кодекса в наших соседних странах еще нет. Может быть, и будет, но сейчас именно у нас создаются самые благоприятные условия для инвесторов. Главный казахстанский инвестор в АПК Киргизии сегодня - компания VitaSoy, они приобрели кукурузоперерабатывающий завод в Московском районе Чуйской области, купили молочный завод в городе Токмаке, в Чуйской области купили около 300-400 га земли и еще около 500 га взяли в аренду и потихоньку развиваются. Много также китайских бизнесменов, российских, турецких, иранских, но это небольшие инвесторы. В основном они строят перерабатывающие цехи и товарно-сортировочные базы. Это тоже хорошо, но все-таки нам нужны крупные инвесторы. Место есть, ниша не занята.- Весной прошлого года активно обсуждалась информация о возможности долгосрочной аренды или покупки казахстанской пахотной земли предпринимателями из Китая в целях поставки агропродукции в КНР. Обращался ли кто-нибудь с подобными предложениями к киргизскому правительству? - Нет, с такими предложениями на нас не выходили.Если взять все земли Кыргызстана за 100%, 75% пахотных земель отданы в частную собственность, 25% - это национальный фонд, как мы раньше говорили, а сейчас - фонд перераспределения земли (ФПЗ). Согласно данным специалистов из USAID (американская неправительственная организация. - "ЭК"), часть земель ФПЗ не используется по назначению. Это стало предметом обсуждения на очередном заседании правительства, и этот проект было решено расширить. Теперь ставится вопрос o передаче. И мы намерены внести соответствующее предложение в правительство и в Жогорку Кенеш - земли, которые мы считаем неперспективными, отдавать иностранным инвесторам в долгосрочную аренду. То есть идея уже витает в воздухе. Я как министр и все наше министерство не возражаем, более того, мы поддерживаем. Это дополнительные инвестиции, это новые технологии, новая техника. И своеобразная образовательная программа - иностранец приедет, начнет на каменистой земле получать урожай в два раза выше, а там, глядишь, и наши фермеры задумаются. Рынок сам себя регулирует - Какие меры предпринимаются государством по поддержке сельхозпроизводителей? - Мы - единственная страна в Средней Азии, являющаяся членом ВТО. Это значит, что если инвестировать в наш аграрный сектор и продукцию вывозить - для нашей продукции зеленая дорога по всей европейской части. Членство в ВТО дает нам особое отношение. Затем налоги. О новом Налоговом кодексе мы уже говорили. Невысокий налог на добавленную стоимость, таможенные послабления для экспортеров и импортеров сельхозпродукции. У нас нет проблем при осуществлении финансовых операций, ничего не надо декларировать, имеют хождение все виды валют, много банков, обслуживание оперативное, без ограничений и дополнительных требований и бумажек. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства очень демократичное. Рынок сам себя регулирует и определяет свою дорогу и свою судьбу. Правительство только поддерживает, но не регулирует сельское хозяйство. Спрос и предложение на нашем рынке регулируют потребители. Отдельной национальной программы именно по агропромышленному комплексу у нас нет, это дело будущего. Но у нас есть Стратегия развития страны в 2009-2011 годах, и там большим блоком стоит аграрный сектор. Пожалуй, это и можно назвать национальной программой. Приоритет в стратегии отдается развитию перерабатывающего сектора АПК Кыргызстана. Именно переработка должна стать основным двигателем дальнейшего развития нашего сельского хозяйства. Среди главных задач также обеспечение ежегодного роста продукции сельского хозяйства республики на 4%; объемы переработанной продукции должны увеличиваться каждый год минимум на 8%. Выполнение этих целей должно к 2010 году создать в АПК дополнительно 50 тысяч новых рабочих мест - столько же, сколько их там существует сегодня.- Как на региональном и районном уровнях обеспечивается выполнение задач по продовольственной безопасности страны? - Национальная продовольственная безопасность Кыргызстана обеспечена. Буквально два месяца тому назад был принят закон "О продовольственной безопасности". Правительство сработало, парламент сработал, деньги выделены, закупка произведена. Кыргызстан - маленькая страна, здесь все под контролем. 40 районов населяют 5,2 миллиона человек. Из них социально уязвимых - до 500 тысяч. Депутаты и правоохранительные органы контролируют ситуацию. Вся закладка и закупки идут через Госматрезерв. И потом объемы у нас маленькие по сравнению с Казахстаном. Всего 130 тысяч тонн - тут на глаз можно определить, есть резерв или нет. На местном уровне персональную ответственность за выполнение национальной программы по продовольственной безопасности несет глава администрации - района, сельского совета, губернаторы. В основном их задача заниматься производством. Именно за организацию производства они несут ответственность в первую очередь. Это важно. Если будет производство, вопрос безопасности потеряет значительную часть своей остроты. В районе есть районный отдел социальной защиты. Вот эта структура несет непосредственную ответственность за то, чтобы помощь доставлялась кому следует, и ведет ее учет. "Существует большая несправедливость..."- Как работает система кредитования сельхозпроизводителей? Является ли земля (сельхозугодья) объектом купли-продажи?- Основной поток государственных кредитов сельхозпроизводителям осуществляется через Айылбанк. В 2008 году на их поддержку через этот банк государство выделило около 900 миллионов сомов (27 миллионов долларов. - "ЭК"). Это больше, чем в последние три-четыре года, вместе взятые. Краткосрочные займы выдаются под 22% годовых. Например, недавно правительство купило технику на 200 миллионов сомов - 305 единиц тракторов, столько же прицепов, плугов. Кредит фермерам на их покупку выдан на 10 лет, под 10%. Кроме того, доступ фермеров к кредитам облегчает развитая система микрокредитования, в нее сегодня входит 317 организаций, а клиентами являются около 28 тысяч сельских товаропроизводителей.Существует в республике и система залога. При Министерстве финансов есть государственный фонд развития экономики, через него идут все залоговые операции. Сотрудники фонда выезжают на места - у них в 40 районах республики есть свои филиалы, через них смотрят залог, его обеспеченность, заключают договоры. Они обеспечивают и возвратность кредитов. Землю в залог отдавать тоже можно, это не запрещено законом. Правда, до последнего времени у нас не было механизма расчета стоимости земли. В этом году мы вносим в Жогорку Кенеш законопроект, где это будет оговорено. Согласно существующему законодательству владельцем и покупателем земли в республике может быть только гражданин Кыргызстана. Иностранцам разрешено арендовать землю. Право на покупку земли имеют совместные предприятия, но только в том случае, если доля иностранного капитала в них не превышает 20%. Вот такие ограничения. Я считаю, что эти ограничения носят временный характер и отвечают только требованиям текущего момента. Через два-три года, думаю, ситуация должна коренным образом измениться. Поэтому те иностранцы, которые хотят у нас работать, хотят вложиться, должны вкладываться сегодня. Это поможет им стать завтра полноправным членом нашего общества. - Как складываются отношения между сельхозпроизводителями и торговлей? - В цепочке производитель - переработчик - реализатор существует большая несправедливость. Производитель сельхозпродукции получает минимальную прибыль, потому что его прижимают к стенке перекупщики. Конечно, нам все равно выгодно, все равно нам нужно работать, что-то делать. А вот товарно-сырьевая биржа у нас существует только на бумаге. Работают в основном бизнесмены-перекупщики. И наши, киргизские, и ваши, казахстанские. Они задают тон, темп, определяют ценовой фон. А вот оптово-торговой базы нет, и товарно-сырьевой биржи нет. Хотя потребность в них очень высока. - Производство животноводческой продукции традиционно являлось одной из сильнейших сторон киргизского сельского хозяйства. Остается ли оно таковым сегодня? - Государственных дотаций в животноводстве у нас нет. Животноводство само по себе как отрасль - это стержень аграрного сектора. Почему? Потому что, для того чтобы поднять животноводство, нам нужно поднимать кормовую базу. Кормовая база - это полеводство, чередование культур, а все это приводит к соблюдению агротехники, механизации, гидромелиорации, химизации. Сегодня поголовье почти доходит до уровня 1991 года, до развала СССР. Но в то время мы имели 12 мясокомбинатов, а сегодня - ни одного, около 30 консервных заводов - малых, средних, больших, а сейчас имеем на этих заводах в лучшем случае цехи. Объемы производства консервной продукции сократились в 10 раз. Обречены на чистоту - В СССР у киргизских ученых была репутация одних из самых авторитетных по селекции в сельском хозяйстве. Как обстоят дела с селекционной работой сегодня? - Породный состав стада, конечно, упал. Никто селекционной работой не занимается, а если и занимается, то не на том уровне, который был до 1991 Источник: akipress.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта