Итоги недели: шок без терапии

Итоги недели: шок без терапии

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

Итоги недели: шок без терапии

17 августа 2018

На этой неделе финансовый рынок Кыргызстана ощутил на себе последствия падения рубля по отношению к доллару США и евро. Обменный курс доллара США за пять дней вырос с 68,1864 до 69,25 сом за 1 доллар США. Если в процентном выражении сумма роста кажется незначительной — 1,6%, то в номинальном исчислении это достаточно ощутимо — 1,06 сома.
Для нашей страны такое повышение достаточно серьезное. Во-первых, все внешние кредиты Кыргызстан брал в иностранных валютах. Во-вторых, кредитов в иностранной валюте бизнесмены и население Кыргызстана набрали у коммерческих банков достаточно много. Только на на 1 июля этого года, если пересчитать на сомы, сумма почти вплотную подобралась к 45 миллиардам. Те, кто брал кредиты в долларах или евро, будут платить вроде бы все ту же сумму задолженности, но в пересчете на нацвалюту, она будет выше ожидаемой.
В самом Национальном банке Кыргызстана, похоже, не протолкнуться от оптимистов. Регулятор считает возникший в последние дни повышенный спрос на доллары временным. Объясняют это в НБКР неблагоприятным внешним фоном. В частности, влиянием новых санкций в отношении России, а также усилением позиции доллара США на мировом рынке.
Сперва пресс-служба Нацбанка по традиции пыталась всех успокоить:
"Национальный банк постоянно мониторит ситуацию на внутреннем валютном и внешних финансовых рынках, и при необходимости для сглаживания резких колебаний обменного курса в соответствии с денежно-кредитной политикой проводит интервенции. Населению Кыргызстана не стоит поддаваться панике".
Но буквально на следующий день эта самая необходимость настала. НБКР все-таки вышел с интервенцией на валютный рынок. Всего было выставлено на продажу $19 млн. 50 тыс. для сглаживания резкого роста курса доллара. Попутно заметим, что валюту НБКР продает только коммерческим банкам. А потом она уже расходится по рынку. Частные обменные бюро в торгах не участвуют, хотя давно просят их к ним допустить. По идее, в Нацбанке должны знать, что "частники" тоже являются игроками этого рынка, зачастую его же и формируя.
К сожалению, не смотря на усилия Национального банка интервенция существенных результатов не дала. Курсы купли-продажи американской валюты не только остались на достаточно высоком уровне, но и продолжают расти. Представители Нацбанка заявили, что рост доллара — явление временное, и призвали население не паниковать.
Однако пока рубль падает, а доллар США пытается укрепиться, говорить о каких-то положительных тенденциях рано. Накануне, 15 августа, российская валюта обесценилась на 1,3 рубля к доллару и на 1,4 рубля к евро. Курс на Московской бирже к закрытию составлял 67,7 и 76,7 рубля соответственно. Хотя до сих пор все шло к тому, что рубль должен был оправиться от первых потерь. Инвесторы пришли в себя от шока, Центробанк Российской Федерации приостановил закупку валюты. Но в этот момент все испортили нефтяные рынки: стоимость нефти марки Brent в среду снизилась до $70,6 за баррель, а марки WTI – до $64,44. То есть, стоимость установилась на уровне минимальных цен в апреле. Таким образом, резервы, на которые рассчитывала Россия, не оправдали себя. Очевидно, что Америка в лице своего президента Дональда Трампа реализует сейчас план по обвалу нефтяных котировок. Впереди выборы в Конгресс, поэтому задача Трампа сейчас — умаслить избирателей, сделав бензин дешевым.
Ранее Трамп уже выступил с резкой критикой стран ОПЕК, которые сдерживают добычу и держат цены на "черное золото" на высоком уровне. Также  в Конгресс поступил законопроект, позволяющий вводить санкции за манипуляции нефтяным рынком. Опасаясь введения против себя санкций, Саудовская Аравия нарастила добычу нефти. Дополнительные объемы она продает США по ценам ниже рыночных. Все это вместе будет приводить к продолжению падения курса российского рубля на финансовых рынках и росту курса доллара США.
Несмотря на крайне малый объем рынка, последствия всех этих "игр", Кыргызстан тоже ощутит на себе. Поэтому Нацбанку придется еще не один раз выходить с интервенциями на валютный рынок, а нам — наблюдать, как курсы валют медленно, но верно ползут вверх. По крайней мере, до декабря текущего года…
Пока финансовый рынок страны лихорадит, на заседании Национального совета по устойчивому развитию выбирали приоритетные отрасли экономики страны. Секретарь совета Нурсулу Ахметова назвала приоритетными сельское хозяйство, легкую промышленность, обработку сельхозпродукции и туризм.
Отметим, что эти отрасли называют приоритетными из года в год. При этом, если легкая промышленность давно громко о себе заявила на просторах стран бывшего СССР без дотаций государства, то сельское хозяйство и агрообработка без них развиваться не могут. Эти отрасли являются дотационными в любой стране мира. Потому что основные риски в аграрном секторе зачастую зависят от матушки-природы, и предсказать их невозможно.
Кроме того, практически отсутствует и планирование в этих отраслях, что постоянно приводит к "перекосам" на рынке. Из последнего примера: в частных беседах иссык-кульцы рассказывали, что в этом году в области вырастили мало картофеля, зато чеснока — просто завались: его продают чуть ли не за копейки. А что будет в следующем году? Посадят много картошки, а чеснока — мало? Эффективного развития нет, потому что нет должного контроля и планирования в сельском хозяйстве. Можно сколько угодно говорить о "свободном рынке", который, дескать, все расставит по местам — "как на Западе". Смешно, но именно от западных консультантов автору этих строк довелось услышать: "Если у вас провал в планировании, вы планируете провал".
Без государственной помощи страдает и туризм. Не построенные и недостроенные дороги, неконтролируемые вырубки зеленых насаждений, отсутствие очистных и канализационных сооружений… После всего этого, рекламные проспекты и прочие "зазывалки" для туристов можно смело отправлять в мусор — никакого эффекта от них не будет.
Характерный пример — дорога к пансионатам в село Бостери. Дорогие коттеджи, крепкие заборы — все это, конечно, хорошо. Но подъездные пути такие, что без слез не взглянешь. Ну и не проедешь. Стоимость путевок порой неподъемная — дешевле съездить отдохнуть на Кипр или в Анталию, чем на нашу "жемчужину".
В принципе, логику тут понять можно. Подъездные дороги считаются муниципальной территорией. По идее, пансионатам дела до них быть не должно. Ну а райакимиаты, видимо, считают, что и так сойдёт. И вот тут бы по идее должно сработать то самое государственно-частное партнерство, о котором у нас так любят говорить. Пансионаты могут выделить деньги на ремонт дорог, а государство — напрячь местные органы власти, чтобы они пошли на договоренность с пансионатами о ремонте подъездных путей. Больше туристов — больше доходов в бюджет. Всем польза — и стране и туристам.
Пока же только и знаем, что выбираем приоритетные отрасли на всяких заседаниях. Вроде и видимость работы есть и отчитаться можно. Но у каждой имитации бурной деятельности есть только один недостаток: она не может продолжаться вечно — где-нибудь, да оборвется…
В заключении — вроде бы, хорошая новость. В свет вышел ежемесячный макроэкономический обзор Евразийского банка развития. Его эксперты ожидают, что 2018 год закончится для Кыргызстана ростом экономики примерно на уровне 3,4%.
Рост, объясняют в ЕАБР, будет связан с ускорением  производства золота. Кроме того, возможен рост розничного товарооборота. К концу года мигранты традиционно увеличивают объемы переводов, что также должно положительно сказаться на экономике страны. Ожидают и инвестиций в основной капитал. Который в январе-июне 2018 года на 78% профинансировали за счет внутренних источников и на 22% — за счет внешних.
Перспективы, вроде радужные, но один вопрос все таки возникает: прогноз был составлен до падения рубля и роста доллара США или после? Были ли заложены в расчеты вероятность возникновения этих рисков? А что, если нет? Сможем ли мы радоваться итогам года в складывающейся обстановке?
Ответов на эти вопросы пока нет. Поэтому только время покажет можно ли верить отчетам-прогнозам, а также всевозможным красивым планам по поднятию то регионов страны по отдельности, то каждой из отраслей экономики.
Ирина Соколова

Источник: knews.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта