Из пяти основных отраслей сельского хозяйства особенно нужно в сельской местности больше организовывать сельскохозяйственные кооперативы и постоянно вести работу по их дальнейшему развитию. Развитие кооперативного движения КР Всего по Республике: 1298 кооп. в том числе по переработке - 46, техсервисов - 114 и производственных - 1138 ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВОВ ПО ОБЛАСТЯМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ с 2009-2011 гг. №Наименование областейКол-во кооп. 2009 г.Кол-во кооп. 2010 г.Кол-во кооп. 2011 г.Кол-во кооп. 2012 г.1Баткенская71536502Таласская102550653Жалалабадская2555751004Иссыккульская132545855Нарынская132735656Ошская2550801207Чуйская405885125 Итого по годам133255406610 Всего1431168620922702 Проблемы в сфере налогообложения и социальных отчислений Пример: работник кооператива получает заработную плату в размере 5000 сомов в мес. КООПЕРАТИВ РаботодательРаботниквсегоСоциальный фонд19,25%962,58%4001362,5Пенсионный фонд17%8508%4001250Государственный накопительный пенсионный фонд0%00%00Фонд обязательного медицинского страхования2%1000%0100Фонд оздоровления трудящихся0,25%12,50%012,5Подоходный налог10%010%395395Всего 962,5 7951757,5 В данном случае страховые взносы и работника и одного кооператива рассчитываются с фактически начисляемой заработной платы, которые в сумме составляют в среднем - 21 090 сомов (1757,50*12). Из них, работодатель за год выплачивает 11560с., работник - 9530 с. Приоритетные направления по развитию кооперативного движения 1Разработка проекта Государственной программы по развитию кооперативного движения Кыргызской Республики и плана мероприятий по реализации. 2Подготовка проекта Закона по внесению изменений в Закон КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»; по установлению страховых взносов членам кооперативного хозяйства- в размере 1000 сомов в год.3Подготовка законопроекта по внесению изменений в Налоговый кодекс КР по исчислению подоходного налога для членов кооперативного хозяйства в размере 1000 сомов в год.4Обеспечение сельскохозяйственные кооперативы сельскохозяйственной техникой через Государственную лизинговую компанию5В каждом айыльном округе рекомендуем создать микрокредитные агентства для поддержки сельскохозяйственных кооперативов 6В целях поддержки кооперативного движения - упрощение отчетности кооперативов перед налоговым органом путем введения квартального отчета7Разработка механизмов реализации сельскохозяйственной продукции на постоянной основе кооперативов и товаропроизводителей.8Разработка проекта «Об утверждении Типового положения об условиях и порядке предоставления в аренду земель ФПС» в части предоставления земель ФПС в пользование кооперативам путем прямого предоставления, а также предоставления орошаемой пашни в среднесрочную (от 7 до 10 лет) и долгосрочную аренду (до 49 лет). Вносятся изменения и дополнения в следующие нормативно-правовые акты:Закон КР от 2 июня 1999 года № 46 «О введении в действие Земельного кодекса Кыргызской Республики»Закон Кыргызской Республики от 11 января 2001 года № 4 «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»Земельный Кодекс Кыргызской Республики от 2 июня 1999 года № 45Типовое положение об условиях и порядке предоставления в аренду земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий от 29 июня 2007 года №1997 - IIIПостановление правительства КР от 19 июля 2001 года №364 «О неотложных мерах по оздоровлению государственных племенных и семеноводческих организаций»Постановление правительства КР от 22 мая 2003 года №292 «О Государственной программе развития коневодства в КР на 2003-2010 годы» Обеспечение ветеринарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Обоснование
- В последние годы в мире обострилась ситуация по возникновению и распространению особо опасных инфекционных болезней (сибирская язва, бешенство, чума, туберкулез, бруцеллез, ящур и сап) общих для человека и животных. В республике эпизоотическая ситуация вызывает особую тревогу, так как представляет угрозу генофонду нации, продовольственной безопасности и экспортному потенциалу страны.
План действий 1. Реформирование ветеринарной службы. • 2. Разработка законов КР «Об идентификации и регистрации животных» и «Об обязательном ветеринарном страховании животных от особо опасных болезней» и подзаконных нормативно-правовых актов. • 3. Проведение идентификации и регистрации животных. (требуется 486 680 тыс. сом) • • 4. Обязательное ветеринарное страхование животных от особо опасных болезней. • (требуется 200 000 тыс. сом в год) • 5. Полный охват всего поголовья сельскохозяйственных животных обследованием • и диагностикой по особо опасным болезням • 6.Отчуждение (убой), уничтожение больных и погибших животных.
- 7. Внесение изменений и дополнений в кодексы об уголовной и административной ответственности по ужесточению мер ответственности физических и юридических лиц - объектов ветеринарного надзора, а также ветеринарной службы.
8. Разработка комплекса мер по развитию приватной ветеринарии. •9. Приведение пограничных ветеринарных пунктов пропуска в соответствие международным стандартам. (ветеринарные пункты - 16580 тыс. сом, фито - санитарные - 11 574 тыс. сом • Итого - 28 154 тыс.сом
«Мал аман, эл аман» ИДЕНТИФИКАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ ЖИВОТНЫХ •
Идентификация - процедура проведения паспортизации сельскохозяйственных животных, сопровождающеяся присвоением индивидуального носителя идентификационного номера (пластмассовые бирки, сережки, татуировочные номера, магнитные чипы) путем биркования, таврения, татуировки и имплантации. •
Процессы идентификации и регистрации животных: •Деление территории республики на регистрационные зоны (область, район и айыльный округ) и их кодировка. •Присвоение каждому животному идентификационного номера, выдача ветеринарного паспорта и внесение в Единый государственный реестр идентифицированных животных. •В случае приобретения, утраты, продажи или убоя (гибели) идентифицированных животных вносятся изменения в реестр. •Продажа или передача животных новому владельцу осуществляется с одновременной передачей ветеринарного паспорта. •Ежегодно, с 1 декабря производится инвентаризация с/х животных по результатам которой проводится идентификация.
Примерные расчеты по идентификации животных -
МРС -стоимость бирки - 45 сомов -количество поголовья МРС на 1.01.2009 г. - 4.503 тыс.голов - стоимость бирок - 202.635 тыс.сом -стоимость услуг (10 сомов на гол.) - 45 млн.сом -регистрация и выдача вет. паспорта - (10 сом на гол.) - 45 млн. сом -
Общие затраты по МРС - 292.635 тыс.сом -
КРС -стоимость бирки 70 сом -количество поголовья КРС - 1225 тыс. голов -стоимость бирок - 85.750 тыс.сом -стоимость услуг (20 сом на гол.) - 24.500 тыс.сом -регистрация и выдача вет. паспорта - (10 сом на гол.) - 12.250 тыс.сом -
Общие затраты по КРС - 122.500 тыс.сом -
Лошади -стоимость таврения - 100 сом за голову -количество поголовья - 363 тыс голов -стоимость таврения - 36300 тыс.сом -регистрация и выдача вет. паспорта - 3.630 тыс.сом -
Общие затраты по лошадям - 39.930 тыс. сом -
Свиньи -количество поголовья - 64 тыс. голов -стоимость бирки - 60 сом. -стоимость бирок - 3.840 тыс.сом -стоимость услуг - (20 сом на гол.) - 1.280 тыс.сом -регистрация и выдача вет. паспорта - (10 сом на гол.) - 2640 тыс.сом -
Общие затраты по свиньям - 5.760 тыс.сом Итого: затраты на идентификацию животных - 460.825 тыс. сом Примерные расчеты на приобретение орг. (компьютеров) техники, обучение и заработную плату На орг. технику -474 - сельских округов (24 города) - 40 районов - 514 (сельских округа, города и районы) - 7 (центральный аппарат уполномоченного органы по идентификации) -
Всего требуется 621 ед. орг. техники на сумму - 20,5 млн.сом На обучение - количество лицензированных частных ветеринаров -1008 чел. -количество инспекторов - 621чел. -всего количество обучающихся - 1629 чел. -затраты на одного человека - 1000 сом -
Затраты на обучение - 1 629 тыс.сом На заработную плату инспекторов - 3 726 тыс. сом -
Итого - 25 355 тыс.сом СУММАРНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ - 486 680 ТЫС. СОМ Обязательное страхование идентифицированных животных •
НЭО «Аграрная платформа», учитывая острую эпизоотическую и эпидемиологическую ситуацию, в целях реализации п.3 ст.4 Закона КР «О ветеринарии», предлагает ввести обязательное страхование сельскохозяйственных животных от особо опасных болезней (сибирская язва, бешенство, оспа МРС, чума МРС, бруцеллез, туберкулез и сап) общих для человека и животных. •
Страхование иных случаев оставить добровольным. •
Обязательное страхование животных будет чрезвычайной, временной мерой для объединения усилий государства и собственников животных в целях улучшения и стабилизации эпизоотической и эпидемиологической ситуации. Для чего предлагается создать: Фонд обязательного ветеринарного страхования животных от особо опасных болезней-
Фонд не является коммерческой структурой и не ставит цели получения прибыли, поэтому страховые взносы (премии) будут значительно ниже, чем в страховых компаниях. ФОНД Фонд обязательного ветеринарного страхования - специально уполномоченный государственный орган в области обязательного ветеринарного страхования, идентификации и регистрации животных. Основные задачи: 1.Организация идентификации и регистрации животных. 2.Ведение Единого государственного реестра идентифицированных животных. 3.Организация обязательного ветеринарного страхования от особо опасных болезней. 4.Аккумулирование и управление средствами, поступающими в виде страховых взносов, бюджетными и иными финансовыми ресурсами. 5.Выплата страховых возмещений при наступление страховых случаев. 6.Приобретение и обеспечение биологическими препаратами и диагностикумами по видам особо опасных болезней, устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАХОВАНИЯ - страхование является обязательным- страховая сумма устанавливается на уровне 50% от понесенного ущерба страхователями (при отправке животного на переработку ущерб исчисляется как разница между рыночной стоимостью и суммой возмещенной переработчиком (60%), при гибели животного ущерб составляет полную рыночную стоимость) •- перерабатывающие предприятия отбираются по тендеру •- Фонд оплачивает затраты на перевозку, ликвидацию животных •- Страховые суммы и страховые взносы устанавливаются по видам
- животных и половозрастным группам Правительством КР по сложившимся рыночным ценам на 1марта (твердые ставки)
- для бедных слоев населения предусматриваются льготные ставки • страховых взносов •- для органов МСУ предусматриваются стимулирующие бонусы за • сбор страховых взносов •- Неиспользованные средства Фонда могут использоваться для строительства • и обустройства скотомогильников, ям Беккари и крематориев, а также для • приобретения ветпрепаратов. • По предварительным расчетам страховые взносы могут составлять: • - для КРС - 100 сомов • - для МРС - 35 сомов • - для лошадей - 90 сомов - для свиней - 45 сомов •
Фонд сможет аккумулировать средства - 320 000 тыс. сомов Расчет страховых возмещений для КРС •
Расчет страховых возмещений для КРС: •
ПО ТУБЕРКУЛЕЗУ •- Поголовье скота на 1.01.2009 г. составляет 1 224 563 голов •- Средняя рыночная стоимость одной головы КРС составляет 22 000 сом •- При отправке КРС на переработку возврат средств в среднем составит 60% от рыночной стоимости. •- Ущерб понесенный страхователем составит 40% от стоимости или же 8800 сомов •- Страхованию подлежит 50% ущерба или же 4400 сомов. •- Средний уровень заболеваемости составляет 1% или же 1125 голов. •- Для страхового возмещения 1125 голов КРС по 4400 сомов Фонд обязан выплатить 4 950 тыс. сомов. •
ПО БРУЦЕЛЛЕЗУ •- Средний уровень заболеваемости по бруцеллезу составляет 2,5 или же 30614 голов. •- Для страхового возмещения 30614 голов по 4400сомов Фонд обязан выплатить 134701 тыс. сомов. •
ПО СИБИРСКОЙ ЯЗВЕ •- Средний уровень заболеваемости по сибирской язве составляет 122 головы. •- В случае заболевания или падежа скота от сибирской язвы фонд возмещает 50% рыночной стоимости или же 11 000 сомов •- Для страхового возмещения 122 голов по 11 000 сомов Фонд обязан выплатить 1 342 000 сомов. •
- Итого Фонд обязан выплатить страховых возмещений по КРС - 140 993 тыс. сомов.
Расчет страховых возмещений для МРС ПО БРУЦЕЛЛЕЗУ •- Поголовье скота на 1.01.2009 г. составляет 4 502 651 голов. •- Средняя рыночная стоимость одной головы МРС составляет 3000 сом •- При отправке МРС на переработку возврат средств в среднем составит 60% от рыночной стоимости. •- Ущерб понесенный страхователем составит 40% от стоимости или же 1200 сомов •- Страхованию подлежит 50% ущерба или же 600 сомов. - Средний уровень заболеваемости составляет 5% или же 225 132 голов. •- Для страхового возмещения 225 132 голов МРС по 600 сомов Фонд обязан выплатить 135 079 тыс.сомов. •
ПО СИБИРСКОЙ ЯЗВЕ •- Средняя уровень заболеваемости составляет 122 головы •- В случае заболевания или падежа МРС от сибирской язвы фонд возмещает 50% рыночной стоимости или же 1500 сомов •- Для страхового возмещения 122 голов по 1500 сомов Фонд обязан выплатить 183 000 сомов •
ПО ЧУМЕ •- Средняя уровень заболеваемости составляет 0,1% или же 4502 головы •- Случае заболевания или падежа МРС от чумы фонд возмещает 50% рыночной стоимости (1500 сомов) •- Для страхового возмещения 4502 голов Фонд обязан выплатить 6 751 990 сомов
ПО ОСПЕ •- Средняя уровень заболеваемости составляет 0,1% или же 4502 головы •- Случае заболевания или падежа МРС от чумы фонд возмещает 50% рыночной стоимости (1500 сомов) •- Для страхового возмещения 4502 голов Фонд обязан выплатить 6 751 990 сомов •- Итого Фонд обязан выплатить страховых возмещений по МРС - 148 766 тыс. сомов.
Расчет страховых возмещений для лошадей: ПО САПУ •- Поголовье лошадей составляет 362 433 головы •- Средняя уровень заболеваемости составляет 0,1%, что составляет 360 голов. •- Средняя стоимость лошади 35 000 сомов •- В случае заболевания или падежа лошадей от сибирской язвы и сапа фонд возмещает 50% рыночной стоимости или же 17 500 сомов •- Для страхового возмещения 360 голов по 17 500 сомов Фонд обязан выплатить 3 150 000 сомов • •
ПО СИБИРСКОЙ ЯЗВЕ •- В среднем заболеваемость составляет 36 голов •- Для страхового возмещения 36 голов по 17 500 сомов Фонд обязан выплатит
630 000 сомов •- Итого Фонд обязан выплатить страховых возмещений по лошадям - 3 780 000 сомов,
Расчет страховых возмещений для свиней: ПО БРУЦЕЛЛЕЗУ •- Поголовье скота на 1.01.2009 г. составляет 63 тыс. голов. •- Средняя рыночная стоимость одной головы свиней составляет 4500 сом •- При отправке свиней на переработку возврат средств в среднем составит 40% от рыночной стоимости. •- Ущерб понесенный страхователем составит 40% от стоимости или же 1800 сомов •- Страхованию подлежит 40% ущерба или же 1800 сомов. •- Средний уровень заболеваемости составляет 0,01% или же 63 головы. •- Для страхового возмещения 63 головы свиней по 1800 сомов Фонд обязан выплатить 113 тыс.сомов. •
ПО СИБИРСКОЙ ЯЗВЕ •- Средняя уровень заболеваемости составляет 3 головы •- В случае заболевания или падежа свиней от сибирской язвы фонд возмещает 50% рыночной стоимости или же 2200 сомов •- Для страхового возмещения 3 головы по 2200 сомов Фонд обязан выплатить 6 600 сомов •- Итого Фонд обязан выплатить страховых возмещений по свиньям - 119 600 сом.
САХАРНЫЙ КЛАСТЕР ПЛАН ДЕЙСТВИЙ развитие сахарной отрасли. Основной целью развития сахарной отрасли является полное обеспечение внутреннего рынка республики сахаром собственного производства к 2015 г. Обеспеченность внутреннего рынка сахаром собственного производства в 2009 году составило - 1,4кг/год на человека при физиологической норме - 29.7кг/год (по данным ФАО рост цен на сахар за период 2008-2017 г. ожидается до 30%) •Объединение производителей сырья и переработчиков сахарной свеклы в единый производственный комплекс на базе ОАО «Каинды Кант» и ОАО «Кошой» в сахарный кластер - 2010 г. • Расширение площадей посевов сахарной свеклы в Чуйской и Таласской областях - до 12 тыс. га : - производство корнеплодов до 250 тыс. тонн с выходом 27 тыс. тонн сахара - белого. - 2010 г. соответственно до 25 тыс. га, 600 тыс. тонн корнеплодов и 65 тыс. тонн сахара - белого - 2015 г. • Увеличение урожайности сахарной свеклы в среднем до 230 ц/га - 2010 г. до 300 ц/га - 2015 г. • Увеличить объемы переработки сахара - сырца до 100 тыс. тонн ( 90 тыс. тонн сахара) - 2015 г. • Разработка и внедрение технического регламента на сахар - III кв. 2010 г. • Государственная поддержка сахарных заводов (квоты - 80.0 тыс т.cахара, выделение льготного кредита для переработки сахара-сырца на сумму до 20 млн. долларов ) - Создание ассоциации свекловодов - 2010 г. • Научно - консультативное обеспечение отрасли - постоянно • Полное обеспечение потребности населения республики сахаром собственного производства ( в объеме 155 тыс. тонн) - 2015 г.
КЛАСТЕР РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА Анализ состояния производства растительного масла •Валовой сбор масличных культур в 2009 году составил 69,6 тыс.тонн. •Обеспеченность внутреннего рынка растительным маслом собственного производства на человека составило - 3,6 кг/год при физиологической норме 11,8 кг/год. • Средняя урожайность - 10,5 ц/га.
Производство растительного масла Показатели2007 г. 2008 г. 11 месяцев 2009 г.Производство растительного масла в натуральном выражении, тонн17591,718511,217726,3В стоимостном выражении, млн. сом 173,7 217,1 387,4Обеспеченность растительным маслом, в % 77,3 84,9 88,3За счет собственного производства, в % 35,1 35,9 34,5 ПРИМЕЧАНИЕ: Традиционное потребление в растительном масле на 15.1% удовлетворяется за счет потребления жиров животного происхождения.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ по развитию производства растительного масла (по данным ФАО рост цен на растительное масло за период 2008-2017г. ожидается до 80%) Цель - обеспечение внутреннего рынка республики растительным маслом отечественного производства в объеме 61.5 тыс.тонн до 2015 г . Мероприятия: - Строительство маслоэкстракционного завода в Ошской области в Кара-Суйском районе. Производственная мощность - 60000 тонн в год. Поставка технологического оборудования фирмы «NATE» (Швейцария) и «Донецкпродмаш» (Украина) - Стоимость завода - 20 млн. евро. - 2013 г. •Повышение урожайности масличных культур - до 25 ц/га. и доведение посевных площадей до 90 тыс. га (внедрение прогрессивных технологий возделывания) - 2012 г. •Завоз элитных семян новых сортов подсолнечника российской селекции и сафлора казахской селекции для семенного размножения в семхозах на сумму 2.8 млн сом ежегодно. (Агропродкорпорация) - 2010 - 2015 гг. •Создание семеноводческих хозяйств по производству семян масличных культур - - 2011 г. •- Обеспечения сельских товаропроизводителей необходимой сельскохозяйственной техникой Рынки сбыта: Внутренний рынок республики
Независимая экспертная организация «Аграрная платформа» ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!