ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И КООПЕРАЦИИ вырезка из Программы Правительства КР

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И КООПЕРАЦИИ вырезка из Программы Правительства КР "40 шагов в будущее"

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Законодательство

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И КООПЕРАЦИИ вырезка из Программы Правительства КР "40 шагов в будущее"

Программа развития 1. Развитие агропромышленного комплекса и кооперации
 
 КАДАМ 21: Создание региональных кооперативных агропромышленных комплексов
Краткое содержание
 
Агропромышленный сектор экономики страны является ключевым сектором в обеспечении продовольственной безопасности страны, занятости населения и развития экспортного потенциала.
Низкая экономическая эффективность существующей системы частных фермерских хозяйств, не позволяющая обеспечивать конкурентоспособность и необходимые объемы экспортируемой агропродукции, обуславливает необходимость развития кооперативов. Кооперация имеет ряд преимуществ как для фермеров, так и для социально-экономического развития страны. Сельскохозяйственные кооперативы позволяют институциональное объединение мелких фермеров, оптимизацию производственных процессов за счет интеграции всех звеньев цепочки добавленной стоимости, получение прямого доступа к рынкам и улучшение переговорной способности сельских производителей для рыночных взаимодействий. Так, кооперативы способны повысить конкурентоспособность и рыночные позиции фермеров на внешних рынках, улучшая этим самым занятость и благосостояние сельского населения и развитие регионов.
Важно при этом преимущественно специализироваться на органическом сельскохозяйственном производстве, что обеспечит население экологически чистыми продуктами питания и позволит занять нишу на внешних рынках, специализируясь на высокодоходном производстве продукции АПК. Для этого будет создана нормативно-правовая база, национальные стандарты, системы инспекции, сертификации и аккредитации, сбора данных, маркетинга и мониторинга в сфере органического сельского хозяйства.
            Для развития кооперативов, приоритетом является объединение существующих кооперативов в региональный кооператив вторичного уровня, который будет централизовать производственную, перерабатывающую, логистическую, коммерческую, административную деятельность кооперативов. Для этого будет запущен проект по организации регионального кооператива, который даст стимул развитию первичных кооперативов. Данный проект будет способствовать внедрению системного подхода к улучшению знаний об управлении, специфике, функционировании кооперативов.
 
Обоснование
 
            Значимость сельскохозяйственного сектора в экономике КР обуславливает важность развития сельскохозяйственной кооперации как центрального элемента комплексного развития агропромышленного сектора. Население республики, проживающее в сельской местности, увеличивается (2,9 млн чел. - в 1996 г., 3.9 млн чел. - в 2016 г. согласно данным Всемирного банка), представляет 65% всего населения страны, в то время как занятость в сельскохозяйственном секторе обеспечивает 45,9% всех рабочих мест в стране (НСК, 2014). Сегодня страна имеет предпосылки для развития агропромышленного производства, специализирующегося на экологически чистых, высококачественных горных продуктах. Эти продукции могут экспортироваться на рынки стран ЕАЭС, ЕС и в соседствующие густонаселенные азиатские страны с растущей долей среднего класса.
            Однако существует ряд проблем, препятствующих использованию в полной мере имеющегося потенциала агропромышленного сектора и дальнейшему его развитию: мелкотоварность сельскохозяйственного производства из-за малых размеров фермерских хозяйств и земельных участков, что приводит к низкой производительности труда и рентабельности производства. Более 384 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств со средним размером пашни всего 2,7 га, в том числе поливной пашни 1,9 га, имеют низкие конкурентные преимущества на внешних рынках. Фермеры производят продукцию разного качества и сортов в малых объемах, соответственно, имеют низкие договорные способности, несут большие потери, получают сравнительно небольшие доходы от реализации свежей продукции.
            Низкий уровень переработки сельхозпродукции на отечественных пищеперерабатывающих предприятиях, число которых продолжает снижаться за последние пять лет, а также отсутствие отлаженной логистической цепочки «производство-хранение-переработка-реализация» усугубляют сложившуюся ситуацию. Кроме этого, несмотря на усилия Правительства КР по обеспечению доступных кредитов, фермеры продолжают испытывать проблемы с финансированием, учитывая неадаптированные объемы кредитов, сложные процедуры получения, стоимость кредитных ресурсов и т.д.
            Согласно данным Национального банка КР, в период с 2010 года по 2016 год в отрасль сельского хозяйства коммерческими банками было выдано кредитов на общую сумму в 73,4 млрд сомов (с 1996 по 2009 год выдано всего 7,7 млрд сомов), в том числе льготные кредиты в размере 17,1 млрд сомов в рамках программы «Финансирование сельского хозяйства». Однако эффект от вливаний денежных ресурсов в отрасль сельского хозяйства несущественный: при увеличении объемов кредитования сельскохозяйственного сектора в 10 раз динамика прироста сельского хозяйства в структуре ВВП страны остается неизменной. Средневзвешенный рост сельскохозяйственного сектора в процентах за последние 7 лет составил 1,7%, при этом ежегодное кредитование сектора с 2013 года на порядок превышает объем выданных кредитов на сельское хозяйство за все 15 лет (с 1996 по 2009 год).
            В условиях отсутствия последовательной программы развития регионов, несоответствия знаний и навыков современным требованиям сельскохозяйственного сектора, отсутствия стимулов к кооперации и слабое понимание ее принципов, а также ряд других обстоятельств привели к кризису сельскохозяйственного и перерабатывающего секторов, бедности и массовой эмиграции населения страны, преимущественно сельского. Эта ситуация также препятствует реализации достигнутых международных договоренностей Правительства КР по преференциям и свободной торговле.
            В мире подобного рода проблемы решаются за счет объединения производителей в кооперативы, которые улучшают их производственную деятельность и усиливают их конкурентные позиции. В Кыргызстане на сегодняшний день фермеры эксплуатируют лишь небольшой участок от всего потенциала кооперации, совместно используя сельхозтехнику, приобретая удобрения и семена. Хранение, логистику, переработку, маркетинг, сбыт и т.д. обеспечивает активно развивающийся рынок посредников, что приносит мало экономической пользы для самих производителей. Роль кооперативов становится критически важной в контексте такого ухудшающегося состояния сельскохозяйственного сектора из-за неспособности частных фермерских хозяйств поставлять необходимые для рынка объемы и качество сельскохозяйственной и переработанной продукции. Кооперативы позволят местному населению организовать совместное хозяйство без посредников, справедливо распределять прибыль и демократично управлять организацией.
Кроме этого, в связи с ограниченными возможностями для масштабирования производства и в контексте растущего спроса на органические продукты питания, учитывая, что страна обладает всеми условиями по выпуску экологически чистых органических продуктов питания, важно преимущественно обеспечить производство и экспорт органической продукции в страны ЕС, ЕАЭС, а также в густонаселенные азиатские страны.
В настоящее время в республике органическое сельскохозяйственное производство постепенно набирает обороты. Органические хозяйства представлены отдельными крупными сельскохозяйственными кооперативами и органическими аймаками. Площадь органических земель в 2015 году составила 7565 га (в 2012 году площадь органических земель в Кыргызстане составила 2696 га, а в 2014 – 6929 га). Основными органическими продуктами в республике являются хлопок, нут, фасоль, абрикос, лекарственные травы, чернослив, орех, а также картофель. Однако в настоящее время существуют сложности с получением сертификата в связи с высокой стоимостью процесса сертификации, нет местных компаний, имеющих международную аккредитацию.  Проблемы сегодня существуют также на уровне сбыта органической продукции, так как еще не налажены каналы сбыта на внешние рынки, а местное население имеет ограниченную осведомленность о полезности потребления органической продукции.
 
Цель
 
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства, наращивание потенциала перерабатывающей промышленности и конкурентоспособности продукции всего агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности страны.
Внедрение в сельское хозяйство модели интегрированной цепочки сельскохозяйственной кооперации на основе региональных кооперативов по принципу «производство сырья - хранение – переработка – реализация» для наращивания потенциала перерабатывающей промышленности и конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, преимущественно органического.
Поддержка учреждению отечественного органа, сертифицирующего органическую продукцию и имеющего международную аккредитацию, что будет способствовать снижению издержек по получению сертификата органика местными производителями.
 
Описание
 
В настоящее время в Кыргызстане существуют кооперативы первичного и третьего уровня, представленные местными кооперативами и объединением кооперативов на национальном уровне (Союз кооперативов Кыргызстана). Опыт зарубежных стран показывает, что система кооперации является трехуровневой системой, в которой важным звеном являются кооперативы вторичного (регионального) уровня. Кооперативы вторичного уровня являются объединением кооперативов первичного уровня, позволяющие централизацию производственного процесса, хранения, сбыта, маркетинга, административного управления. В этой связи дальнейшее развитие кооперативного движения в стране должно придавать особое внимание усилению среднего звена. Кооперативы состоят из представителей местных сообществ, и, соответственно, имеют потенциально больший вес в развитии региональной экономики, так как знают специфику региона изнутри и могут коллективно перерабатывать местную продукцию, создавая рабочие места и т.д.
В рамках реализации Концепции по развитию сельскохозяйственных кооперативов будут разработаны механизмы и критерии конкурсного подхода к отбору кооперативов для участия в пилотных региональных кооперативах, чтобы стимулировать кооперативы полноценно кооперировать для сельскохозяйственного производства на местном уровне и агропромышленного производства на региональном уровне. Будут разработаны механизмы преференциального режима налогообложения, другие инструменты стимулирования развития кооперативов, специальные кредитные продукты финансирования сельского хозяйства по приоритетным направлениям, а также инструменты, способствующие облегченному сбыту продукции кооперативов. Необходимо разработать и включить критерии соответствия кооперативов международным кооперативным принципам и осуществлять контроль во избежание ситуации, где будет расти количество фиктивных, семейных кооперативов. Важно создать среду, обеспечивающую условия для регистрации кооперативов, наличия статистических и аналитических данных. Необходимо создать информационно-консультационный центр поддержки кооперативов, который будет информировать население о разных аспектах ведения кооперативного бизнеса.
Учреждение сертифицирующего органа сделает более доступным для фермеров процесс получения сертификации. Вместе с тем важно совершенствование нормативно-правовой базы для органического производства, обучение фермеров органическим методам сельхозпроизводства и принятия иных мер, способствующих устойчивому развитию аграрного сектора экономики, повышению конкурентоспособности и экспорта органической продукции.
Проведение комплекса мер по организации семинаров и тренингов, обучений, консультаций, а также размещение информации в СМИ о преимуществе органического сельскохозяйственного производства позволит сформировать широкое общественное мнение и переориентировать предпринимателей на производство экологически чистой органической продукции с учетом продвижения единого отечественного странового бренда экологической продукции на международных рынках и рынках ЕАЭС.
Развитие органического сельскохозяйственного производства будет сопряжено с созданием «зеленых» рабочих мест и принятием принципов «зеленой» экономики.

Будут введены в оборот новые площади орошаемой пашни посредством рекультивации, сохранения и повышения плодородия почв.
Будут созданы условия по обеспечению сельских товаропроизводителей минеральными и органическими удобрениями, биологическими средствами защиты растений и животных.
Будут внедрены в регионах кластерные методы выращивания, переработки и реализации продуктов сельского хозяйства, отвечающих международным стандартам.
Будут внедрены системы капельного орошения на основе современных достижений технологии.
Необходимо внедрение сертификации, регистрации и ведение государственного реестра ветеринарных лекарственных средств, кормов и кормовых добавок.
Будут созданы условия для увеличения объема продукции сельского хозяйства с использованием современных технологий, включая развитие семеноводства в растениеводстве и племенного дела в животноводстве, а также внедрение специализации выращивания сельскохозяйственных культур по регионам.
Необходимо завершить мероприятия по идентификации животных и созданию информационной системы учета поголовья скота.
Будут построены биологические, фитосанитарные, ветеринарные лаборатории для определения качества продуктов сельского хозяйства.
Необходимо развитие строительства логистических центров, хранилищ для сельскохозяйственной продукции.
Необходимо внедрять механизмы долгосрочного, льготного кредитования и установления низких процентных ставок выделяемых средств. Будут созданы машинно-тракторные станции в местных органах самоуправления, а также лизинговые компании.
Необходимо внедрение механизмов страхования рисков сельскохозяйственного производства при производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции.
Будет внедряться принцип создания цепочки добавленной стоимости (ЦДС) в молочном, мясном, плодоовощном секторах, в секторе производства муки и хлебобулочных изделий.

 
Этапы реализации
 
Основными этапами развития органического сельскохозяйственного производства являются:
- создание благоприятных условий по развитию органического сельского хозяйства в республике посредством совершенствования нормативных правовых актов;
- расширение прав, возможностей осведомленности, укрепление доверия и обеспечение доступа населения к знаниям об органическом сельскохозяйственном производстве;
- создание благоприятных экономических условий для органического сельскохозяйственного производства, развитие цепочки добавленной стоимости и система гарантий для развития органического сельскохозяйственного производства.
 
 
Проект по созданию региональных вторичных кооперативов будет состоять из следующих этапов:
 




 


Действия


Координация


Потенциальные партнеры


Год реализации




1


Создание комитета, ответственного за реализацию данного проекта


Союз кооперативов Кыргызстана,
Министерство экономики КР,
Министерство сельского хозяйства и мелиорации КР


Международные организации,
Международный кооперативный альянс


2018




2


Разработка и внедрение специальных кооперативных кредитных структур финансирования сельского хозяйства по приоритетным направлениям


Министерство экономики КР,
Министерство финансов КР,
Министерство сельского хозяйства и мелиорации КР


Финансовые кредитные учреждения


2018




3


Создание регионального кооператива


 


 


2019




4


Запуск проекта:
-строительство и оборудование агропромышленных комплексов;
- обучение персонала и команды управляющих


Региональный кооператив «Юг», «Север», «Чуй»


 


2020




5


Запуск производственной и коммерческой  деятельности кооперативов на основе кооперативных принципов равномерного распределения прибыли членам кооперативов


 


 


2021




 
 
 
 
 
 
 
Рис. Схема взаимодействия участников проекта
 
 создание агропромышленого кластера в Кыргызстане
 
Ожидаемые результаты
 
            Создание регионального кооператива позволит достичь ряд социально-экономических задач:

Рост доходов сельского населения: учитывая, что в КР население в основном проживает в сельской местности, агропромышленные кластера позволят создавать новые рабочие места для жителей села в сфере сельского хозяйства, переработки, хранения, реализации, сбыта, а также в сопутствующих отраслях. Снизится бедность и улучшится качество жизни на селе, учитывая, что кооператив будет принадлежать не узкой группе состоятельных людей, а всем членам кооператива, то есть местному населению. Индикатор: занятость населения, доходы населения.
Мультипликативный эффект: развитие кооперативных кластеров повлечет за собой развитие инфраструктуры, возрастет покупательская способность, соответственно, спрос на потребительские и другие товары и услуги, должны увеличиться налоговые поступления в республиканский и местные бюджеты, что, в свою очередь, должно улучшить социальную инфраструктуру регионов.
Развитие регионов: региональный кооператив станет торгово-логистическим и производственным центром региона, что может способствовать многостороннему развитию местностей.
Рост экспорта. Налаженное производство продуктов питания, имеющих спрос на мировом рынке, позволит улучшить качество, стандартизировать продукцию, обеспечить масштабное производство, оптимизировать процесс хранения, логистики, транспорта и т.д., что позволит улучшить конкурентоспособность кыргызской продукции. Индикатор: показатели экспорта.
Снижение миграционных потоков: обеспечение достойных рабочих мест позволит сельскому населению не уезжать в трудовую миграцию, которая имеет отрицательные последствия не только в экономике, но и в ряде аспектов социального развития страны. Индикатор: показатели миграционного оттока.
Социальное развитие: улучшение экономического благосостояния людей повлечет развитие сопутствующих социальных услуг - более качественной системы здравоохранения, образования, культурные мероприятия, и т.д. Индикатор: строительство или реабилитация школ, больниц, культурных центров.
Политическая стабильность: При занятости населения различным деструктивным группам сложнее манипулировать людьми с целью провокации различных дестабилизирующих действий.
Принятие национальных стандартов производства и переработки органической сельскохозяйственной продукции, улучшение системы инспекции, сертификации и потенциала государственных экспертов, фермеров, переработчиков, трейдеров и специалистов в области органического сельского хозяйства;
Улучшение ситуации с экологической безопасностью и адаптации к изменениям климата за счет расширения площадей сельхозземель под органическим сельскохозяйственным производством;

 
Ресурсная база
 
            Для реализации данного проекта необходимо предоставление земли и помещений со стороны государства во избежание конфликтных ситуаций. Необходимы грантовые средства или льготные кредиты для строительства агропромышленного комплекса. Необходима система обучения на основе международного опыта принципам кооперации, нормативно-правовой базе, кооперативному управлению, отчетности, ведению хозяйства, а также специфике технологического перерабатывающего производства, хранения, маркетинга и др.
 
Риски и их предупреждение
 
Отсутствие заинтересованности узких бизнес-групп может вызвать сопротивление. Учитывая, что кооперативы обеспечат рост доходов всего населения, важна поддержка государства как социально ориентированному бизнесу. Кроме того, проект должен на стадии становления поддерживаться партнерами, не имеющими коммерческий интерес в проекте. Важно разработать критерии действительности кооператива, которые должны ограничивать помощь кооперативам семейным, фактически принадлежащим одному человеку.
 
Низкая информированность государственных и местных органов власти о кооперативах и особенностях их функционирования. Главным условием развития кооперативов в республике будет тесное международное сотрудничество и обучающие туры, образовательные программы, позволяющие изучить факторы устойчивости кооперативной модели в странах, где кооперативы сыграли важную роль в их развитии (например, в Японии, 90% субъектов сельского хозяйства являются кооперативами и т.д).
 
Несовершенство законодательной базы. Учитывая относительную стандартизацию законодательства кооперативов в мире, необходимо взаимодействовать с международными юристами в области кооперативного права в целях устранения существующих разночтений и несоответствий в НПА, регулирующих деятельность кооперативов.
 
 
 
КАДАМ 22: Развитие ирригации
 
Обоснование
 
В современных условиях вода является главным фактором, определяющим устойчивость экономики любого государства. Водные и земельные ресурсы во все времена являлись основой экономики, а в плане решения таких вопросов, как снабжение населения продуктами питания, были и остаются важнейшей отраслью хозяйства страны. «Водный фактор» становится одним из самых сложных внешних вызовов, и значение водной проблематики будет возрастать.
Сельское хозяйство является основным потребителем водных ресурсов в Кыргызстане, около 90% используемых водных ресурсов приходится на аграрный сектор экономики.  Учитывая, что более 60% населения проживает в сельской местности, эффективное и экономичное использование имеющихся водных ресурсов, наряду с экономическими показателями, во многом является фактором, регулирующим вопросы занятости, миграции, укрепления приграничных территорий, одним из основных ключевых направлений в развитии нашей страны. 
Увеличение количества орошаемых земель - это увеличение социально - экономического уровня проживания населения.
 
Цель
 
Увеличение доступа, эффективности и экономичности использования водных ресурсов через модернизацию и реабилитацию имеющейся ирригационной инфраструктуры и строительство новых ирригационных объектов с применением технологий по уменьшению потерь воды, внедрение водосберегающей методики и техники полива, что также будет способствовать росту занятости местного населения, снижению уровня внешней и внутренней миграции и укреплению безопасности приграничных территорий.
 
Описание
 
КР обладает значительными земельными и водными ресурсами для развития ирригации. Запасы пресной воды в горных ледниках оцениваются в 650 км3. По мнению специалистов, изменение климата вызывает сокращение поверхности ледников, площади которых могут уменьшиться к 2025 году на 30-40 процентов. Горные образования республики служат естественным аккумулятором атмосферной влаги, которая в свою очередь является источником питания хорошо развитой речной сети.
В стране более 3000 больших и малых водотоков. Кыргызстан располагает значительными запасами водных ресурсов, представленными стоком рек, подземными водами и водами, аккумулированными в ледниках и озерах. Запасы поверхностных водных ресурсов, суммарный многолетний годовой речной сток на территории республики оценивается в 47,8 км3.
В силу природных (в основном рельефных) условий республики в обеспечении водой орошаемых земель участвуют, в основном, малые реки, под которыми подвешено 76% всех орошаемых земель. Сток горных источников зарегулирован незначительно, отсутствие регулирующих емкостей на малых реках осложняет эксплуатацию оросительных систем и способствует потере зимнего и большей части паводкового стока.
Из годового стока около 47 км3 КР использует только около 10 км3 (около 20 процентов). В КР имеются значительные земельные ресурсы, в перспективе, учитывая потребность, связанную с демографическим ростом населения, а также потребность в экологически чистых сельхозпродуктах, можно увеличить площадь поливных земель на 500-700 тыс. га.
В КР насчитывается 1023 тыс. га орошаемых земель. Для подачи воды на орошаемых землях республики имеется 28,9 тыс. км оросительных каналов, их них 5,7 тыс. км являются межхозяйственными и находятся на балансе Департамента водного хозяйства и мелиорации Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР (далее – ДВХ), 23,2 тыс. км являются внутрихозяйственными и находятся на балансе айыл окмоту, ассоциаций водопользователей и других хозяйствующих субъектов. В республике имеются 274 ирригационные системы и 93 аккумулирующих ирригационных сооружений (водохранилищ, БДР, БСР), находящихся на балансе ДВХ.
Всего в республике имеется 219 насосных станций, из них 111 электрифицированных насосных станций находится на балансе ДВХ.
В республике имеется 5705 км коллекторно–дренажной сети, из них 1187,1 км находятся на балансе ДВХ, 460,7 км - на балансе АВП и 4057,2 км - на балансе айыл окмоту. В республике 240 тыс. га земель с коллекторно-дренажной сетью, в неудовлетворительном мелиоративном состоянии находятся 87 тыс. га орошаемых земель.
Подавляющее большинство сооружений ирригационной инфраструктуры в республике эксплуатируется 30, 40 и более лет. Значительная часть имеющейся ирригационной инфраструктуры находится в физически и технологически изношенном состоянии, что уменьшает их эффективность и увеличивает потери водных ресурсов, требуется модернизация и реабилитация ирригационной инфраструктуры.
Предусматривается строительство ирригационной инфраструктуры для обеспечения новыми орошаемыми землями сельских жителей, а также модернизация и реабилитация существующей ирригационной инфраструктуры. Введенные для выращивания сельхозпродукции новые орошаемые земли позволят улучшить социально-экономическое положение и обеспечат развитие регионов, а также будут содействовать решению вопросов продовольственной безопасности и борьбы с бедностью, вопросов адаптации к возможному уменьшению водных ресурсов.
В рамках Государственной программы развития ирригации на ближайшие пять лет при изыскании и выделении около 29 млрд сомов на реализацию 46 водохозяйственных объектов (проектов) будет введено около 26 тыс. га новых орошаемых земель, на 39 тыс. га повышена водобеспеченность земель, на 20 тыс. га улучшено мелиоративное состояние земель
В рамках реализации проекта «Управление национальными водными ресурсами», реализуемого при содействии Всемирного банка, в ближайшие пять лет будет реабилитирована и модернизирована ирригационная инфраструктура на площади 60 тыс.га.
В рамках выполнения данных мероприятий будут выполняться работы по популяризации и оказанию содействия во внедрении водосберегающих технологий полива.
В рамках указанных строительных и реабилитационных работ усилия будут направлены на повышение инвестиционной привлекательности, использование имеющихся в стране бюджетных ресурсов, тщательную проработку экономических показателей, эффективное и экономное использование имеющихся финансовых выделений на реализацию предложенных мероприятий, жесткий контроль за использованием финансовых средств.
Мобилизация имеющихся проектно-изыскательских и строительных ресурсов, а также внедрение новых стандартов строительства и современных технологий управления водными ресурсами позволит сократить неэффективное использование водных ресурсов. Большое внимание будет уделено подготовке кадров, соблюдению экологических требований, тщательному учету природных факторов, проведению экспертизы каждого проекта и внедрению системы оценки результативности реализуемых проектов.
 
Основные этапы
 
Реализация данных работ будет проводиться по двум основным направлениям:

первое – это выполнение работ по строительству новых и модернизации существующих ирригационных сооружений;
второе направление – это популяризация и внедрение водосберегающих технологий полива, обучение основным правилам эксплуатации внутрихозяйственной ирригационной инфраструктуры, бережного и экономного использования водных ресурсов.

 
Ожидаемые результаты
 

будет увеличена эффективность и экономичность использования водных ресурсов через модернизацию и реабилитацию имеющейся ирригационной инфраструктуры и строительство новых ирригационных объектов с применением технологий по уменьшению потерь воды, внедрение водосберегающей методики и техники полива. Это обеспечит создание предпосылок к развитию перерабатывающей и горнодобывающей отраслей производства и малой гидроэнергетики;
будут созданы новые рабочие места (через распределение новых орошаемых земельных наделов сельскому населению), улучшено социально-экономическое положение регионов, а также укреплены приграничные территории, уменьшена миграция местного населения;
выгоды от строительства новых ирригационных сооружений через освоение земельных наделов получат около 77 тыс. человек. Около 100 тыс. человек получит возможность улучшить обеспечение поливной водой и около 60 тыс. человек после улучшения мелиоративного состояния земель получат выгоды через повышение урожайности сельхозкультур на этих землях;
после выполнения работ по реабилитации существующей внутрихозяйственной ирригационной инфраструктуры получат выгоды около 36 тыс. человек.

 
Ресурсная база
 
Финансирование осуществляется за счет средств республиканского бюджета, внешних источников финансирования и инвестиций (ИБР, ВБ, АКГ, грант КНР, Фонд содействия экономическому развитию (Республика Корея), Азиатский банк развития, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.) и иных источников, не противоречащих законодательству КР.
В рамках реализации Государственной программы развития ирригации в КР на 2017-2026 годы в ближайшие пять лет будут изыскиваться  бюджетные и внешние источники финансирования в размере около 30 млрд. сом.
В рамках реализации проекта «Улучшение сельскохозяйственной производительности и питания» с бюджетом около 38 млн долл. США будет реабилитирована внутрихозяйственная ирригационная инфраструктура.
 
Риски и их предупреждение
 
Основным риском является недостаток финансовых ресурсов для строительства и реабилитации ирригационных сооружений.

 

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта