Национальная стратегия КР “Комплексное развитие села до 2010 года”

Национальная стратегия КР “Комплексное развитие села до 2010 года”

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Законодательство

Национальная стратегия КР “Комплексное развитие села до 2010 года”

1. ВведениеВ государственной общенациональной стратегии "Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года" отмечается, что перед Кыргызстаном стоит много нерешенных задач, среди которых наиболее приоритетными и требующими немедленных действий являются вопросы развития регионов, городов и сел. Особенно в тяжелом положении находятся жители сельских регионов, где уровень бедности значительно превышает средние по республике показатели. За счет сельского хозяйства обеспечивается 35,2 % ВВП республики. В силу того, что здесь проживает более 60 % бедных, развитие села является важным приоритетом. Оно подразумевает не только финансовую и техническую поддержку сельскохозяйственного производства, но и оказание сельским жителям основных видов услуг, сопоставимых с теми, которые доступны в крупных городах.В связи с сохраняющейся неравномерностью и диспропорцией в социальном и экономическом развитии регионов назрела необходимость разработки и реализации долгосрочной стратегии комплексного развития села, обеспечивающей опережающие по сравнению со средними в стране в целом темпы повышения уровня жизни и социальных стандартов в сельской местности. Это непосредственно связано с развитием аграрного сектора, созданием современной инфраструктуры сельских населенных мест, сокращением уровня бедности. Комплексное решение проблем регионов, малых городов и отдаленных районов и сел также предполагает создание экономических условий, обеспечивающих повышение занятости населения, эффективной системы социальной защиты, максимальное сокращение массовой внутренней миграции жителей из регионов республики, снижение уровня преступности и наркомании.В Национальной стратегии сокращения бедности в Кыргызской Республике на 2003-2005 годы отмечено, что "в целях комплексного развития сел, малых городов и поселков городского типа, высокогорных и труднодоступных районов в рамках НССБ в течение 2002-2003 годов будут разработаны соответствующие социально-экономические пакеты мер с учетом имеющегося потенциала и специфических особенностей каждого региона. При формировании таких программ акцент будет делаться на их реализуемость, обеспеченность финансами и эффективное использование доступных местных ресурсов, развитие кооперированных связей на региональном уровне, согласованность с отраслевыми программами развития".В республике наблюдается несбалансированное развитие регионов. Это, прежде всего, связано с тем, что экономический и человеческий потенциал распределен неравномерно. Главным фактором, препятствующим развитию регионов, является неразвитость инфраструктуры сел и поселков. Это привело к интенсивной внутренней миграции из менее развитых в более развитые регионы, из села в город, что сопровождается изменениями уровня и уклада жизни, и росту уровня бедности.Неблагоприятные социальные и экономические факторы создают на селе напряженную обстановку, в которой преобладает бедность и безработица. Одной из причин бедности в селе является то, что в сельской местности медленно внедряются элементы рыночной экономики. В условиях советской командно-административной системы, при которой государство контролировало практически все сферы жизни и отдавало предпочтение административным методам управления, большая часть сельского населения утратила инициативность, конкурентоспособность. Это привело к ситуации, когда в условиях рыночной экономики трудоспособное население продолжает полагаться на государство как на источник социального благополучия и не может решить свои материальные проблемы самостоятельно, тем самым еще более погружаясь в состояние бедности.Учитывая сложившуюся ситуацию, Президент Кыргызской Республики А. А. Акаев в Послании к народу Кыргызстана от 15 октября 2003 года отметил, что "текущее положение на селе определило необходимость разработки и принятия Национальной программы Кыргызской Республики "Комплексное развитие села до 2010 года". 2. Цели и основные направления Национальной стратегии КР "Комплексное развитие села до 2010 года"Целью Национальной стратегии по комплексному развитию села до 2010 года является сокращение бедности в сельской местности с 45,7 % в 2003 году до 28,2 % в период до 2010 года в соответствии с национальными целями развития, установленными в КОР/НССБ.Основными направлениями стратегии (далее - Стратегия) являются:Развитие системы местного самоуправления через децентрализацию государственной власти и обеспечение необходимыми полномочиями органов местного самоуправления, повышение профессионального уровня муниципальных служащих и мобилизацию гражданского общества на решение задач местного значения.Обеспечение устойчивого экономического роста в сельской местности за счет усиления потенциала частного сектора в развитии агропромышленного комплекса, промышленности, сферы услуг и туризма, а также создания условий для сбыта продукции.Социальное развитие посредством повышения доступа к качественным услугам здравоохранения и образования, развития культуры, физической культуры и спорта, улучшения социального обеспечения населения в сельской местности.Развитие сельской инфраструктуры через жилищное строительство, энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, телекоммуникации, строительство автомобильных дорог.В результате реализации этих направлений будут достигнуты следующие ожидаемые результаты:- сокращение разрыва между уровнем и стандартами жизни в городе и сельской местности;- увеличение количества рабочих мест и изменение структуры занятости в сельской местности;- развитие сельской социальной и инженерной инфраструктуры;- улучшение условий проживания в сельской местности. 3. Развитие системы местного самоуправленияКачественная реализация мероприятий по комплексному развитию села невозможна без эффективной системы управления на селе, основанной на принципах партнерства и участия органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества. 3.1. Децентрализация государственной власти и дальнейшее развитие местного самоуправленияВ сфере управления в результате принятых мер по децентрализации государственной власти завершился процесс перевода сел, поселков и городов на принципы местного самоуправления. В настоящее время функционируют 470 сельских управ (айыл окмоту), более 3011 общинных организаций. Активно действуют неправительственные организации: Ассоциация органов местного самоуправления сел и поселков Кыргызской Республики, Ассоциация городов Кыргызской Республики и Конгресс-союз местных сообществ Кыргызской Республики, выражающий и защищающий интересы местных сообществ сел, поселков и городов. В муниципальной собственности местных сообществ республики находятся более 10000 объектов социальной инфраструктуры на общую сумму 8.400.0 млрд. сомов.Вместе с тем анализ текущей ситуации в республике показывает, что основными нерешенными проблемами развития органов местного самоуправления и села являются:- недостаточная развитость правовой базы органов местного самоуправления и местных сообществ;- слабый институциональный потенциал органов местного самоуправления;- недостаточность полномочий органов МСУ, несовершенство их системы и структуры;- медленные темпы практического осуществления процессов децентрализации;- слабая экономическая база и низкая эффективность использования муниципальной собственности местных сообществ;- низкий профессиональный уровень кадровых работников;- отсутствие единой и подкрепленной необходимым финансовым обеспечением государственной кадровой политики в базовом обучении и повышении квалификации муниципальных служащих.Целью предлагаемых реформ является обеспечение эффективной системы местного самоуправления в селах и поселках.Действия. Преодоление имеющихся проблем в сфере управления государством и обществом будет осуществляться путем:- совершенствования нормативно-правовой базы местного самоуправления;- рационального распределения полномочий между органами государственного управления и местного самоуправления;- организации эффективного взаимодействия и сотрудничества между различными уровнями власти на основе максимального приближения процесса принятия решения непосредственно к гражданам;- усиления подотчетности и подконтрольности органов МСУ населению;- расширения возможностей местного бюджета путем обеспечения стабильных источников дохода, постепенного перехода на программное формирование и исполнение бюджета;- рационального управления муниципальной собственностью органов местного самоуправления;- экономической и финансовой децентрализации;- государственного обеспечения необходимой информационной и научно-методической поддержки;- активизация местных сообществ, социальная мобилизация сельского населения. 3.2. Муниципальная служба и кадровая работаОсобое значение имеет формирование профессиональных кадров, уровень которых в настоящее время является недостаточным. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих только начинает набирать обороты. Нет системной работы по формированию резерва кадров муниципальной службы.Целью проводимых реформ является создание эффективной муниципальной службы.Действия. Для успешного решения расширяющегося круга задач органы МСУ должны иметь эффективную муниципальную службу, обладать высоким человеческим и институциональным потенциалом. Необходимо принять Закон "О муниципальной службе", который обеспечит муниципальных служащих соответствующими условиями и возможностями (заработная плата, ранги, повышение квалификации, социальная защита и др.).Кроме того, необходимо:- проведение регулярного мониторинга и качественной оценки деятельности муниципальных служащих органов местного самоуправления сел и поселков;- осуществление в вузах подготовки служащих органов местного самоуправления и местных сообществ, а также их переподготовки и повышения квалификации;- проведение эффективных регулярных тренингов для муниципальных служащих;- формирование качественного резерва кадров муниципальных служащих;- создание эффективной системы аттестации муниципальных служащих, конкурсной системы приема на вакантные должности;- создание центров по информационному, организационно-методическому обеспечению работников органов МСУ;- учет качественной оценки деятельности муниципальных служащих органов местного самоуправления сел и поселков при материальном стимулировании (заработная плата, присвоение чинов и др.). 3.3. Участие гражданского общества в местном самоуправленииСоциально-экономическое развитие сел республики во многом зависит от уровня вовлечения гражданского общества в реализацию намеченных преобразований. Несмотря на увеличение в последнее время числа неправительственных общественных объединений, непосредственно работающих на селе (более 3000 по данным министра КР по делам местного самоуправления и регионального развития), уровень и качество их участия в местном самоуправлении остается не на должном уровне.Целью предлагаемых реформ является расширение доступа гражданского общества в систему управления на принципах партнерства и участия.Действия. Для успешной работы органам МСУ необходимо активное сотрудничество с государственной администрацией, с одной стороны, и с различными группами граждан, общественными и общинными организациями, частным сектором, с другой стороны. Этим обеспечивается прямая и обратная связь между гражданами и органами государственного управления и МСУ.В этой области необходимо:- содействовать повышению потенциала гражданского сектора, общественных и общинных организаций;- стимулирование и содействие диалогу между органами местной власти и гражданским обществом и частным сектором;- обеспечить и расширить доступ к информации органов МСУ и сельского сообщества;- проводить обучающие курсы и семинары по вопросам и проблемам консолидации гражданского общества, формам и методам планирования, подготовки и проведения совместных мероприятий.Молодежь. В развитии гражданского общества немаловажное значение отводится молодежи.Для улучшения работы среди молодежи в сельской местности особое внимание должно уделяться:- усилению организационной и идеологической работы, нравственного, патриотического воспитания сельской молодежи;- активизации культурно-досуговой деятельности молодежи на селе;- стимулированию привлечения (жилье, льготы, зарплата) и закрепления молодых квалифицированных специалистов для работы в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура и т. д.);- проведению на местах мероприятий, акций, семинаров, "круглых столов", встреч сельской молодежи с известными культурными, спортивными и политическими деятелями;- кредитованию (ипотечное, предпринимательское, аграрное и т. д.) молодых семей;- обеспечению рабочими местами молодых специалистов;- принятию мер по открытию штатных единиц специалистов по делам молодежи в каждом айыл окмоту и финансированию Национальной программы "Жаштык" в полном объеме в регионах республики;- открытию молодежных информационных центров. 4. Обеспечение устойчивого экономического роста на селеНа 1 января 2004 года в Кыргызской Республике число хозяйствующих субъектов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5,6 % и составило 430,2 тысяч единиц. При этом из общего числа существующих хозяйствующих субъектов 67,5 % приходится на сферу сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.В перспективе предполагается уделить особое внимание развитию тех секторов экономики, рост которых в наибольшей степени содействует повышению уровня занятости, росту доходов населения и уменьшению бедности. Среди них наиболее крупными и важными являются агропромышленный сектор; промышленность, обеспечивающая переработку местного сырья. Большие перспективы связаны также с развитием туризма и сферой услуг. 4.1. Развитие агропромышленного сектораОсновной производственной сферой на селе является сельское хозяйство. За 2003 год произведено валовой продукции сельского хозяйства (в текущих ценах) на сумму 54235,8 млн. сомов, при этом темп роста составил по сравнению с предыдущим годом 3,8 %. За счет сельского хозяйства в 2003 году обеспечивалось 35,2 % ВВП республики.За последние годы достигнут значительный прогресс в проведении аграрно-земельной реформы и реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Паевой раздел земли и имущества обеспечил ликвидацию государственной монополии на землю, произошло преобразование сельскохозяйственных товаропроизводителей в юридически независимые от государства хозяйствующие субъекты. Впервые в своей многовековой истории кыргызстанцы получили землю в частную собственность. Обеспечена в целом продовольственная безопасность государства. Успехи земельной реформы стали главным фактором, благодаря которому стал возможным не только подъем сельского хозяйства, но и восстановление темпов роста экономики страны в целом после системного кризиса 90-х годов.В результате преобразований в сельском хозяйстве более 75 % пашни перешло в частную собственность. Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются мелкие крестьянские и фермерские хозяйства. Совершенствуется система управления агропромышленным сектором, повысилась финансовая ответственность за его результаты.Пищевая и перерабатывающая промышленность, являясь одной из приоритетных отраслей промышленности республики, ежегодно производит более 20-25 % объема всей промышленной продукции. В 2003 году предприятиями отрасли произведено пищевой продукции на 9136,7 млн. сомов, с темпом роста 13,5 %.Проблемы: За последние 12 лет сельское хозяйство пережило очень сложный процесс переходного периода в поисках новых форм хозяйствования и владения собственностью. Реформы в данной сфере проводились в условиях отсутствия опыта, законодательной базы и адекватных нормативных материалов.Поэтому при реформировании сельского хозяйства имели место некоторые недостатки и просчеты, которые на первом этапе отрицательно сказались на уровне его развития. На протяжении первых четырех лет наблюдался резкий спад производства, сокращалось поголовье скота, снижалась продуктивность животноводства и урожайность сельскохозяйственных культур.В силу низкой рентабельности производства в сельском хозяйстве произошло сокращение производственно-технического потенциала. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования и физической амортизации большей части основных средств сельскохозяйственных предприятий. 95 процентов имеющейся сельскохозяйственной техники в стране было закуплено до 90-го года. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную продукцию рост ее производства сдерживается ресурсными ограничениями, отсутствием возможности использования передовых высокомеханизированных технологий ведения хозяйства.Особенно актуальна проблема деградации земель. К настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 100 тыс. гектаров пашни. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных почв.Острейшей проблемой является тяжелое финансовое положение сельских товаропроизводителей, которое характеризуется незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограниченности сбыта. Не хватает собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства, сельским товаропроизводителям по-прежнему недоступны банковские кредиты.Нерешенной проблемой остается межотраслевой диспаритет цен и доходов. В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось особо незащищенным перед монополизированными поставщиками ресурсов (ГСМ, сельхозтехника, минеральные удобрения и др.). Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.Немаловажной проблемой является ограниченный спрос на агропродовольственную продукцию. Либерализация цен в начале 90-х годов привела к отмене государственных продовольственных дотаций, которые достигали по некоторым базовым продуктам более половины розничной цены. Это резко сократило покупательную способность населения.Нормальному функционированию агропромышленного сектора препятствует также неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры, сферы закупок и хранения сельхозпродукции, не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей по приемлемым ценам. Это затрудняет формирование единого рыночного пространства страны, приводит к существенным потерям для сельского хозяйства и населения. Таким образом, сбыт сельхозпродукции остается главной нерешенной проблемой на селе.Негативное влияние на развитие рынка продовольствия оказывают и межрегиональные торговые барьеры (особенно с соседними государствами), затрудняющие выход на него товаропроизводителям и ограничивающий экспорт продукции сельского хозяйства.Во многих регионах преодолению негативных процессов препятствует недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.Для фермерских и крестьянских хозяйств была и остается острой проблема улучшения системы ирригации, обеспечения качественным семенным материалом, организация продажи агрохимических средств (особенно в отдаленных регионах), доступа к использованию современной сельхозтехники и последующей реализации продукции. Со стороны Правительства пока еще отсутствуют конкретные разработанные пакеты мер по решению этих проблем.Таким образом, существуют четыре актуальные проблемы, в решении которых сельскому производителю требуется государственная поддержка. Это, прежде всего, оказание помощи в проведении ирригации земель, в обеспечении качественным семенным и племенным материалом, средствами агрохимии и ветеринарными услугами, обеспечении доступа к использованию современной сельскохозяйственной техники и, в самом главном, в сбыте продукции.Целью реформ в этой сфере является развитие агропромышленного сектора (АПС) на основе углубления аграрно-земельной реформы, обеспечение полной продовольственной безопасности страны, а также расширение сбыта и увеличение экспорта продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки.Действия. Правительство КР с учетом целей и задач, отраженных в КОР, должно разработать конкретные пакеты мер по развитию сельского, водного хозяйства, перерабатывающей промышленности, системы закупок и экспорта продукции до 2010 года с целью поддержки сельского производителя. Необходимо пересмотреть структуру и приоритеты государственного регулирования в сфере сельского хозяйства, ввести для него проектный принцип работы, создание благоприятных условий для сельского товаропроизводителя и переработчиков сырья, обеспечивающий решение конкретных проблем, а не общее административное руководство сельским хозяйством. Попытки же администрирования, навязывания фермерам, без предварительного анализа, прогноза и последующей ответственности за свои рекомендации, монополизация местными госструктурами посреднических услуг в сельском хозяйстве должны быть пресечены и впредь недопустимы.Дальнейший устойчивый рост агропромышленного сектора в целом зависит от технического перевооружения перерабатывающих предприятий, их переориентации на производство конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции. Это позволит обеспечить качество производимой сельхозпродукции на уровне международных стандартов. Будут реализованы новые возможности для ускоренного развития агропромышленного сектора на основе применения современных технологий.На очередном этапе аграрной и земельной реформы должны решаться проблемы создания благоприятных условий развития частных крестьянских и фермерских хозяйств, связанных со стимулированием производства, переработки и сбыта продукции и оказанием сервисных услуг путем организации новых форм кооперации.Одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на рост производства агропромышленной продукции, станет создание стабильного рынка ее сбыта, основанного на краткосрочных или долгосрочных договорах между сельскими товаропроизводителями, переработчиками и торгующими организациями. Немаловажную роль при этом будет играть эффективная система закупок агропромышленной продукции со стороны государства, а также создание системы эффективного продвижения сельскохозяйственной и пищевой продукции на зарубежные рынки.В целях максимального вовлечения крестьян и фермеров в процесс торговли производимой агропромышленной продукцией и создания им благоприятных условий в перспективе в крупных городах республики будут организованы оптовые продовольственные рынки. Важный вклад в развитие рыночной системы закупок сельхозсырья и продукции, его переработки должна внести создаваемая республиканская сельскохозяйственная биржа (агробиржа).Для стабилизации ситуации в сельскохозяйственном секторе необходимо прежде всего решить проблему обеспечения населения базовыми продуктами питания, повысить доходность работы сельхозтоваропроизводителей, закрепить все позитивные тенденции, появившиеся в результате проводимых аграрных реформ. Это возможно за счет:- организации полной технологической цепочки производства экспортоориентированной продукции АПС;- активного развития перерабатывающей промышленности;- создания эффективной системы экспорта продукции АПС;- стимулирования внутренних и внешних инвестиций;- создания товарных кооперативов и ассоциаций;- формирования и укрепления рыночной инфраструктуры аграрного сектора;- увеличения объемов экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции;- развития системы обучения и консультаций по современным методам ведения агробизнеса;- обеспечения доступа к информации о внутреннем и мировых товарных рынках;- разработки научно обоснованной аграрной политики, совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность предприятий АПС всех форм собственности;- проведения ежегодных выставок-ярмарок сельскохозяйственной и промышленной продукции;- эффективного управления почвенными и водными ресурсами;- совершенствования управления и сохранения природных пастбищных ресурсов. 4.2. Развитие промышленности на селеВ результате проводимых в стране экономических реформ, произошли определенные стабилизационные процессы в промышленном секторе экономики. Доля промышленности в ВВП претерпевала значительные колебания - от 46 % в 1990 году до 11 % в 1996 году. С 1998 года начался период стабилизации, доля промышленного производства держится на уровне 20-23 процентов. В 2003 году в промышленном секторе достигнуты положительные результаты, отражением которых стал прирост объемов производства на 17 процентов, в т. ч. без учета предприятий по разработке месторождения "Кумтор" - 8,5 %.Промышленность на селе в основном представлена малыми предприятиями в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности, ремесленничества, промышленности строительных материалов и добычи полезных ископаемых.Проблемы. На эффективность развития промышленного сектора и на конкурентоспособность промышленных предприятий существенное влияние оказывают следующие факторы:- физически и морально устаревшее оборудование;- низкая инвестиционная привлекательность;- неконкурентоспособность производимой продукции из-за высокой стоимости;- несоответствие международным стандартам качества;- недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок и краткосрочности кредитования;- отсутствие системы кредитования промышленности;- несовершенство банковской системы;- высокие тарифы за электроэнергию для производителей промышленной продукции;- низкий уровень менеджмента, плохая организация маркетинга или его полное отсутствие.Целью предстоящих реформ является интенсивное развитие промышленного сектора в сельской местности.В первую очередь предстоит развивать те отрасли промышленности, которые используют местное сырье, а также пищевую и перерабатывающую промышленность.Действия. В настоящее время для эффективного использования существующего экономического потенциала сельской местности необходимо проводить такую политику, которая способствовала бы развитию предпринимательской активности в промышленном секторе. Важное значение имеет создание благоприятных условий для развития несельскохозяйственных занятий в регионах, где сельскохозяйственное производство в принципе не может обеспечить стабильный доход.Приоритетным направлением государственной политики Кыргызской Республики должно быть повышение роли промышленности в сельской местности на базе развития малых и средних предприятий. Она должна быть основана на интеграции сельского хозяйства с промышленностью республики.Координацию мер по развитию промышленности в сельской местности должны обеспечить местные государственные администрации и органы местного самоуправления в сотрудничестве с соответствующими отраслевыми министерствами, ведомствами и частным сектором.Одним из действенных механизмов развития промышленности в сельской местности является повышение экономической активности населения, обучение населения промышленным специальностям, организация новых видов производств путем использования новых материалов и технологий, более эффективное использование имеющихся производственных мощностей, развитие ремесленнической и кустарной деятельности, добывающей и камнеобрабатывающей промышленности, изучение рынков сбыта и обеспечение реализации производимой продукции.Необходимо создание региональных информационных центров в целях информирования предпринимателей сельской местности об инновациях в области науки и техники, организации обучения специалистов применению инновационных технологий на местах и проведению маркетинговых исследований.Кыргызстан располагает значительной, как по запасам, так и текстурно-структурным особенностям минерально-сырьевой базой. В этой связи в горнодобывающей промышленности, на базе небольших месторождений золота, угля, гранита, мрамора, облицовочных и отделочных камней и т. д., возможно создание малых и средних предприятий, старательских артелей, а также организация предприятий по производству ювелирных изделий и сувениров, кустарно-ремесленных промыслов.В гидроэнергетике потенциальные ресурсы малых рек и водотоков используются на минимальном уровне. При использовании этих ресурсов, восстановлении законсервированных и строительстве малых ГЭС возможно увеличение ежегодной выработки электроэнергии. Одним из приоритетов в этом направлении является реализация долгосрочной энергетической стратегии Кыргызской Республики на период до 2010 года.Создание мелких ремонтных мастерских по обслуживанию сельскохозяйственной и другой техники будет способствовать модернизации и восстановлению существующего в сельской местности технологического парка.В легкой промышленности малые предприятия имеют огромные возможности для развития. Работая в сочетании с крупными предприятиями, малые предприятия должны обеспечить переработку местного сырья и отходов, а также организацию производства товаров широкого потребления - швейных и трикотажных изделий, пряжи, обуви, текстильной и кожаной фурнитуры, различных галантерейных товаров, переработки кожевенно-мехового сырья и др. Необходимо развивать кустарно-ремесленные промыслы, производство национальной одежды и сувениров, товаров домашнего обихода из войлока, дерева и других видов сырья.Для развития в сельской местности фармацевтического производства и расширения сбора и сбыта лекарственных трав и других природных лекарственных продуктов, необходимо решить вопросы поставок соответствующего оборудования и оказания консультативных услуг.В целом для развития промышленности в сельской местности необходимо проведение мер по:- созданию благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса;- привлечению потенциальных инвесторов;- кооперации действий с мероприятиями от других отраслевых и региональных стратегий развития;- организации маркетинговых исследований по изучению внешних рынков для сбыта отечественной продукции;- создание экспортно-промышленных зон в сельской местности;- экономическому анализу возможных товаропотоков из Кыргызской Республики;- созданию совместных предприятий и фирм с другими странами;- использованию высоких технологий;- организации технического сервиса и вспомогательных услуг;- развитию системы сертификации производства и продукции;- совершенствованию системы хранения продукции;- подготовке инженерных и рабочих кадров, специалистов. 4.3. Развитие сферы услуг и туризма  ТорговляКоличество предприятий торговли и услуг на селе с 1991 по 2002 год существенно сократилось. Число предприятий общественного питания снизилось на 1452 ед. (60,2 %), число ателье (цехов, мастерских) - на 1187 ед. (32,8 %), число приемных пунктов, включая при ателье (мастерских) - на 218 ед. (42,6 %), бань - на 319 (87,4 %). Практически все хозяйствующие субъекты в сфере торговли и общественного питания работают на основе частной собственности.Вместе с тем, в этой сфере наблюдаются устойчивые темпы роста. Так, общий объем оборота торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования в 2003 году составил 52145,5 млн. сомов, что на 13,5 процента больше, чем в 2002 году.Проблемы. На эффективное развитие сферы торговли и услуг существенное влияние оказывают следующие факторы:- отсутствие системы контроля над качеством и безопасностью товаров;- несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей торговлю и предоставление услуг;- высокий уровень цен, связанный в основном с транспортными издержками;- низкий уровень обслуживания в сфере торговли и услуг;- узкий ассортимент предлагаемых товаров и услуг;- территориальная недоступность многих видов товаров и услуг для населения сельской местности, обусловленная отдаленностью;- и другие.Основной целью в этой сфере является комплексное развитие сферы торговли и бытового обслуживания и обеспечение возможности приобретения товаров и пользования услугами по месту жительства.Действия. Требуется оказание поддержки субъектам экономики, осуществляющим торговое и бытовое обслуживание сельского населения, формирование рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения.Для развития торговли в сельской местности необходимо решение следующих задач:- укрепление нормативно-правовой базы развития торговли;- обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации для большинства сельского населения;- всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров;- формирование развитой системы товародвижения, дающей благоприятные возможности для сельхозпроизводителей;- восстановление оптимального соотношения магазинных и немагазинных форм продажи товаров.Приграничная торговля. Важным стимулирующим фактором развития торговли в сельской местности и стабилизации национального потребительского рынка выступает такой специфический вид внешнеторговой деятельности, как приграничная торговля. Для этого целесообразно создание в приграничных регионах зон свободной торговли с целью "диверсификации" экспорта, активизации экспортной деятельности хозяйствующих субъектов и упрощения процедур продажи (вывоза) товаров. В этой связи нужно ускорить принятие Закона Кыргызской Республики "О зонах свободной торговли".Общественное питание. Общественное питание претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Серьезные недостатки приобрела система общественного питания на селе, обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка. Преодоление негативных последствий реформирования системы общественного питания возможно на основе выработки и проведения четкой региональной политики.Бытовое обслуживание. В некоторых районах сельской местности отсутствуют специализированные предприятия, оказывающие бытовые услуги первой необходимости, комплексные и сельские приемные пункты, из-за этого сельское население лишено возможности получать самые необходимые виды услуг. Слабо развита предпринимательская деятельность в сфере бытовых услуг.В настоящее время необходимыми условиями развития бытового обслуживания в сельской местности являются:- стимулирование увеличения количества малых предприятий, предоставляющих бытовые услуги и увеличения объема бытовых услуг;- стимулирование создания элементов инфраструктуры, оказывающих информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую и другую поддержку предприятиям бытового обслуживания населения. ТуризмНа 1 октября 2003 года в Кыргызской Республике зарегистрированы 25,8 тыс. хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц), осуществляющих экономическую деятельность, связанную со сферой туризма. Это предприятия, производящие туристские товары, торгующие ими и оказывающие туристско-экскурсионные услуги, - рестораны и бары. К ним относятся также объекты, используемые для размещения туристов, связанные с проживанием, отдыхом и развлечениями (заповедники, национальные природные парки, альплагеря), транспортные предприятия и т. д.Благодаря последовательной реализации государством политики открытости и осуществлению рыночных реформ в Кыргызстане уже сложился рынок туристических услуг, в котором на сегодняшний день преобладает доля частного сектора.Опыт развития туризма на основе сообществ (Community Based Tourism - CBT или ТОС) в Кыргызстане показывает, что развитие данной отрасли активно способствует сокращению безработицы в сельских регионах республики. Инициатива организации CBT является составляющей Проекта поддержки малого бизнеса, финансируемой ассоциацией "Хельветас", нацелена на вовлечение сельского населения в туризм и следует принципам, согласно которым доходы от туризма, полученные на местах, идут в местные сообщества и должны вносить вклад в местное социально-экономическое развитие и улучшение окружающей среды.Проблемы. Вместе с тем еще существуют нерешенные проблемы и препятствия для развития туристической индустрии в республике.К ним относятся несовершенство существующего законодательства, в частности по вопросам инвестирования и налогообложения, наличие подзаконных актов, не соответствующих законам. Неспособность государства в полной мере обеспечивать благоприятные условия для развития туризма приводят к возрастанию коммерческого риска в области туризма. Эти факторы препятствуют увеличению притока туристов и привлечению частных инвестиций.Слабая профессиональная подготовка кадров, занятых в сфере обслуживания туристов, снижает качество предлагаемых услуг, делая их неконкурентоспособными на мировом рынке. Существующая инфраструктура и транспортная система не отвечает потребностям активно развивающегося туризма. Слабая правовая защищенность туристов, недостаток информационных услуг, а также неблагоприятная визовая политика соседних государств ограничивает приток туристов.Эти факты в целом влияют на недостаточную вовлеченность сельского населения в туристическую деятельность.Одной из целей комплексного развития села стать превращение туризма в важный компонент экономического развития села и вовлечение местного населения в процесс оказания различных туристических услуг туристам.Действия. Местным государственным администрациям и органам местного самоуправления предстоит максимально задействовать потенциал и имеющиеся ресурсы для развития туризма. В тесном партнерстве с НПО и частным сектором, туроператорами необходимо устранять существующие преграды и проблемы, препятствующие эффективному развитию туризма в сельской местности.Прежде всего, предстоит сосредоточиться на усилении государственной маркетинговой политики и совершенствовании системы подготовки кадров для этой отрасли. Необходимо повысить эффективность и скоординированность работы государственных органов по развитию и поддержке туризма, наладить постоянную связь в рамках существующего Координационного совета по туризму. Требуется активная и целенаправленная работа на международных туристических биржах, выставках, ярмарках. Применяя современные коммуникационные технологии надо использовать каждый удобный случай для продвижения позитивного образа страны, ее возможностей. Все действия должны быть скоординированы с мероприятиями Концепции по развитию туризма в КР до 2010 года.На государственном уровне - Государственному комитету по туризму, спорту и молодежной политике, Нацстаткому необходимо разработать методику определения объема туристических услуг в целом и по видам, а также и других показателей туризма, осуществлять их мониторинг на всех уровнях управления. По результатам мониторинга осуществлять систематический анализ тенденций развития туризма, как приоритетной отрасли, для разработки корректирующих и регулирующих мер. 4.4. Сельское предпринимательствоТекущая ситуация. С каждым годом динамично развивается предпринимательство. Валовая добавленная стоимость, произведенная субъектами предпринимательства, в процентах к ВВП в 1991 году, составляла 4,6 %, а в 2003 году - уже 47,5 процентов. Объем продукции, работ и услуг, произведенный субъектами предпринимательства к общему объему, составляет в промышленности 22 %, подрядных работ - 71,6 %, продукции сельского хозяйства - 64,4 %, розничного товарооборота99,3 %.Экономические реформы и аграрные преобразования в республике, осуществленные в процессе перехода к рыночной экономике, позволили заложить фундамент для становления хозяйствующих субъектов в аграрной сфере, создать основы нормативной правовой базы для формирования нового класса земельных собственников. Разгосударствление и приватизация способствовали изменению отношений к собственности, совершенствованию форм хозяйствования и производственных отношений.Проблемы. Основными неблагоприятными факторами на пути развития сельской предпринимательской активности являются следующие:- препятствия для "входа" на рынок, создаваемые, в основном, не уровнем рыночной конкуренции, а административными барьерами на пути предпринимательской активности;- ограничение доступа сельских товаропроизводителей к кредитным ресурсам;- недостаток информации в области технических характеристик оборудования по переработке сельскохозяйственного сырья, новых технологий производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки и упаковки;- ограничение доступа к информации, касающейся внешнего рынка, установления деловых связей с потенциальными партнерами из ближнего и дальнего зарубежья и т. д.Целью развития сельского предпринимательства является повышение уровня жизни сельского сообщества путем развития его промышленного и аграрного потенциала.Действия и механизмы реализации. Необходимо разработать пакеты конкретных мер по развитию сельского предпринимательства. В них будут предусмотрены меры по созданию условий по повышению эффективности работы созданных крестьянских (фермерских) хозяйств.Реформы, проводимые в этой области, будут реализованы по следующим основным направлениям:1. Нормативное правовое обеспечение развития сельского предпринимательства.2. Финансово-кредитная и техническая поддержка.3. Организационная поддержка и информационное обеспечение.Для консолидации предпринимательства целесообразно создание независимых региональных торгово-промышленных палат. Это позволит предпринимателям самостоятельно выходить на областном уровне на мировые рынки, минуя существующие в настоящее время различные бюрократические препятствия. Кроме того, это создаст конкуренцию между этими институтами в республике, повысит качество предоставляемых ими услуг. Предприниматели могут через такие торгово-промышленные палаты на местах лучше отстаивать свои интересы и права. Эти структуры должны стать эффективными механизмами наращивания экспорта. Для этого надо задействовать антимонопольное законодательство. Правительству Кыргызской Республики совместно с облгосадминистрациями необходимо решить данный вопрос, внести соответствующие изменения в действующие нормативно-правовые акты и разработать Закон "О торгово-промышленных палатах Кыргызской Республики". 5. Социальное развитие селаБлагосостояние сельского населения напрямую связано с решением социальных проблем. В связи с этим предусматривается развитие социальной защиты сельского населения, образования и культуры, здравоохранения и спорта во взаимосвязи с проблемами в экономической сфере. 5.1. Повышение благосостояния сельского населенияЧисленность постоянного населения на 1 января 2004 года, по официальным статистическим данным, составляла всего по республике5037,3 тыс. человек, из них в городе проживало 34,9 %, а в селе - 65,1 % от всего населения страны.Трудоспособное население на 1 января 2004 года составляло по стране 2873,7 тыс. человек; в городе - 38 %, в селе - 61,8 %. Из всего занятого населения доля данной категории в городе равна 34,5 %, соответственно, безработных - 58,5 %; а в сельской местности занятые составляют 65,5 %; безработные - 41,4 %.Заработная плата работников по видам экономической деятельности составляла: всего - 1684,4 сома; в городе - 2052,0 сома; в селе973,7 сомов, или 47,4 % от городского уровня заработной платы.Денежные расходы составляли всего по республике - 761,62 сомов в месяц, из них в городе - 983,36 сома, в селе - 643,34 сома, или 65,4 % от городского уровня.Одним из главных параметров определения уровня жизни населения является показатель бедности. Если уровень общей бедности на 1 января 2004 года составлял по республике 40,8 %; в городе - 31,5 %; то на селе уровень бедности был гораздо выше - 45,7 %. Из них крайне бедные составляли всего по республике - 9,4 %; то в городе - 5 %; в селе11,7 %.Проблемы. Положение бедных в сельских районах усугубляется ограниченными возможностями для поддержания минимального прожиточного уровня. Жители сельской местности, как правило, не имеют доступа к качественным медицинским, образовательным, энергетическим и другим услугам. Они проживают в труднодоступных районах республики, не имеющих объектов социальной инфраструктуры.Безработица, отсутствие доступа к производственным ресурсам, кредитам, обучению и информации являются главными и наиболее острыми проблемами на селе. Несмотря на то, что большая часть домохозяйств имеет землю, во многих случаях она не используется в полной мере из-за отсутствия средств на ее обработку. Низкие доходы ограничивают возможность для поддержания минимального прожиточного уровня, получения качественных медицинских, образовательных, коммунальных и других услуг.В целях социального развития села, повышения благосостояния сельского населения необходимо решить следующие задачи:- развитие систем адресной социальной защиты;- обеспечение занятости и создание новых рабочих мест;- реформирование заработной платы и трудовых отношений.Действия.Развитие системы социальной защиты. С 1994 года в Кыргызской Республике осуществляется социальная реформа по внедрению целенаправленной системы социальной помощи, основанной на определении степени нуждаемости семьи, на адресном подходе в предоставлении государственной материальной помощи.Программные мероприятия сферы социальной защиты направлены на повышение уровня социальной защиты, усиление адресности социальной защиты малообеспеченных слоев населения, содействие объединению усилий самих бедных для осуществления доходоприносящей деятельности.Основной задачей на предстоящий период является построение эффективной адресной системы социальной защиты. В продолжение начатых реформ предстоит:- совершенствование нормативно-правовой базы сферы социальной защиты;- совершенствование методики определения нуждаемости в государственной поддержке;- создание условий для активных групп бедных людей по повышению уровня жизни посредством микрокредитов и взаимопомощи;- повышение размеров государственных пособий;- усиление адресности предоставления государственной поддержки и повышение уровня этой поддержки;- осуществление поэтапного перевода льгот на прямые денежные выплаты;- недопущение образования задолженностей при осуществлении социальных выплат.Обеспечение занятости, создание новых рабочих мест. Для решения проблем в этой области необходимо выполнение следующих мероприятий:- развитие и совершенствование механизмов активной политики на рынке труда, направленных на преодоление бедности - трудоустройства, профобучения, общественных оплачиваемых работ, микрокредитования;- развитие в регионах республики инфраструктуры рынка труда через создание информационно-консультативных центров, бизнес-центров, молодежных бирж труда;- создание и развитие бизнес-инкубаторов для обучения получению прибыли, самозанятости, взаимопомощи, развитию микро- и малых предприятий;- обучение молодежи профессиям, востребованным на рынке труда, организация курсового обучения и переобучения безработного взрослого населения;- организация работы по закреплению кадров в сельских учебных заведениях, проведение эффективной работы по повышению квалификации работников;- внедрение цивилизованных отношений в процессы трудовой миграции.Реформирование заработной платы и трудовых отношений предполагает:- ускоренную разработку нормативных правовых актов по регулированию социально-трудовых отношений, развитие социального партнерства;- совершенствование системы оплаты труда наемных работников;- установление и обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда. 5.2. Образование и культура ОбразованиеТекущая ситуация. В сельской местности функционирует 1701 школа или 82 % от числа всех школ республики, в них обучаются 818857 учащихся или 71 % от числа всех обучающихся в школах. Сельские школы столкнулись со многими серьезными трудностями, такими как дефицит учебников, отсутствие новых методических пособий для учителей, наглядных пособий, необеспеченность педагогическими кадрами, слабое оснащение школьных библиотек учебными материалами, что значительно снижает качество образования. Снижена доступность к образованию детей из социально незащищенных и неблагополучных семей - сирот и инвалидов. Из общего количества детей, не посещающих школу по тем или иным причинам, 75 % составляют сельские дети.За последние годы резко сократилась подготовка в сельских начальных профессиональных учебных заведениях специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составлял 11,5 тыс. человек, то в 2002 году только 5,6 тыс. человек.Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 893 ед., численность детей в постоянных дошкольных учреждениях уменьшилась по сравнению с 1991 годом на 74324 человек, охват детей постоянными дошкольными учреждениями (в процентах к соответствующей возрастной группе) сократился на 14,1 %.Целью реформирования данной сферы является повышение качества и доступности образования в сельской местности.Действия. Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования необходимо обеспечить:- всестороннюю подготовку учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;- реструктуризацию сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения;- создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся;- привлечение инвестиций частных и некоммерческих структур, а также грантовых средств доноров и международных организаций в развитие образования на селе;- более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений села в квалифицированных кадрах;- целевое использование средств, выделяемых на потребности образования на селе;- стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений образования на селе;- установление обязательных сроков отработки в сельских школах для выпускников педагогических специальностей, получивших образование за счет государства;- выработку плана мероприятий по финансовой поддержке наиболее одаренных учеников из малообеспеченных семей; эта помощь должна быть строго адресной и служить эффективным рычагом для реальной поддержки талантливых учеников для дальнейшего получения образования;- разработку комплекса мер социальной поддержки работников образования, включая совершенствование системы оплаты;- выделение молодым специалистам льготных микрокредитов;- создание социально-бытовых условий для молодых специалистов (обеспечение жильем);- учет интересов инвалидов при проектировании и строительстве образовательных учреждений (лестницы, пороги, лифты и т. д.).Государственное финансирование системы образования нужно ориентировать на начальное и среднее образование. Строительство и ремонт школ, а также их модернизация будут иметь первостепенную значимость. Внедрение механизма подушевого нормативного финансирования общеобразовательной школы в объеме требований образовательного стандарта, система попечительских советов образовательных организаций обеспечит приток дополнительных ресурсов и укрепит общественный контроль за деятельностью их администрации.Большое значение в этой области придается осуществлению проекта Всемирного банка по поддержке сельских школ и реализации государственных пакетов мер по программе "Сельская школа".В области дошкольного образования предполагается:- совершенствование нормативно-правовой базы дошкольного образования (государственные стандарты, программы и т. д.);- разработка основных направлений организации общественного и семейного воспитания, вариативных программ, методических пособий, рекомендаций национальных и региональных особенностей воспитания и обучения детей дошкольного возраста для различных типов сельских дошкольных учреждений;- организация научно-методических Центров по оказанию консультативной и организационно-методической помощи педагогам и семье в воспитании, обучении детей в сельских дошкольных учреждениях и в семье;- развитие вариативных форм детских дошкольных учреждений на селе (семейные, общинные и материнские школы, детские сады с краткосрочным пребыванием).В области школьного образования предстоит:- организовать экспериментальные площадки по отработке различных моделей сельской школы, в том числе передвижной ("кочующей", "сезонной");- создать систему дистанционного обучения учителей для сельской местности, выработать рекомендации для классов с малой наполняемостью и малокомплектных школ;- сформировать при райгорОНО попечительские советы, Фонды доступности образования для учета детей с ограниченным доступом к базовому образованию и оказания адресной поддержки учащимся из социально незащищенных семей;- организовать сельские координационные комитеты при айыл окмоту, школах для мобилизации местных ресурсов на обеспечение доступности к образованию всех детей по месту их жительства и поощрения инициатив в сельских школах;- обеспечить дальнейшее развитие самообеспечения сельских школ через расширение подсобных хозяйств, использование метода ашар в строительстве и ремонте школ, активное участие родителей, сельской общины в поддержке и развитии сельской школы;- осуществлять мониторинг и адресную поддержку детей из социально незащищенных семей, воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями;- выработать механизмы обеспечения доступа к образованию с помощью развития гибких форм неформального и традиционного образования.В области развития сельских начальных профессиональных учебных заведений предусматривается:- совершенствование классификатора специальностей в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами развития общества;- развитие различных форм обучения (очной, заочной /вечерней/ форм) и их гибкое сочетание в образовательном процессе;- исследование рынка труда и определение потребностей в специалистах;- создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников. КультураТекущая ситуация. Из-за отсутствия средств остались нерешенными актуальные проблемы в оснащении материально-технической базы учреждений культуры, пополнении фондов музеев, приобретении музыкальных инструментов. За последнее десятилетие, с 1991 по 2002 годы, число клубов сократилось на 414 ед., или на 41,2 %, библиотекна 456 (33,5 %). С 1991 по 2003 год количество киноустановок сократилось на 754 (77,5 %).Фонды библиотек республики уменьшились на 18,6 %, уровень подписки на периодические издания в среднем по республике сократился в 12 раз, около трети сельских библиотек за последние годы не получили новых книг, включая периодические издания. Снижается обеспеченность населения книгами. Процент охвата населения общедоступными библиотеками составляет лишь 28 %. Проблему усугубило то обстоятельство, что за прошедшие 10 лет в республике число пользователей библиотек уменьшилось на 37,3 %, читателей-детей - на 27 %.Число кружков и коллективов художественной самодеятельности сократилось на 42,7 %, более чем наполовину (50,8 %) уменьшилось общее число участников. Многие учреждения культуры вынуждены идти на сокращение штатов и продолжительности рабочего дня. В республике требуют капитального ремонта 310 клубов, 45 из них находятся в аварийном состоянии.В настоящее время 90 % клубных учреждений, расположенных в сельской местности, не имеют никаких музыкальных инструментов. Низкая зарплата и социальная незащищенность работников культуры порождают отток квалифицированных кадров. За последние 10 лет общая численность работающих в системе культуры сократилась на 1145 единиц.Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.Преодоление негативных последствий переходного периода и содействие развитию культуры в новых условиях рыночной системы представляет для государства исключительно важную задачу.Действия. Для решения поставленных задач будет проводиться постоянная работа по следующим направлениям:- улучшение правовой базы, способствующей развитию культуры, взаимодействию учреждений культуры с бизнес-средой для расширения благотворительного движения и спонсорской помощи;- создание рациональной системы подготовки кадров культуры;- укрепление материально-технической базы, стимулирование культурной деятельности, социальная защита работников культуры;- проведение инвентаризации, паспортизации и реорганизация сельских учреждений культуры, разработка территориальных схем их размещения;- реконструкция и возобновление работы имеющихся сельских домов культуры;- привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры;- возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований;- сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных обычаев, обрядов и фольклора;- сохранение и развитие сельских библиотек, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;- улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок;- привлечение внебюджетных источников финансирования. 5.3. Здравоохранение, физическая культура и спорт ЗдравоохранениеНа настоящем этапе система здравоохранения остается малодоступной для населения отдаленных сельских районов, особенно для социально незащищенных слоев населения. Ежегодно снижается объем расходов государственного бюджета на здравоохранение. Если в 1991 году в расходной части бюджета он составлял 13,1 %, то в 2004 году сократился до 10,1 %. Число врачей снизилось на 19 %, среднего медицинского персонала - на 26 %. В 485 малых сельских населенных пунктах отсутствуют медицинские учреждения, в 70 селах нет аптечной сети. 75 % ФАПов и ГСВ, имеющиеся лаборатории, медицинское оборудование и инструменты не соответствуют медицинским требованиям.Принимая во внимание фактор реального ухудшения доступности к услугам данной отрасли, реформы системы здравоохранения будут направлены на улучшение здоровья населения и формирование здорового образа жизни.Целью Стратегии в этой сфере является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи. К 2010 году предстоит улучшить доступ сельского населения к стационарной и первичной медико-санитарной помощи, ориентированной на оказание медицинской помощи по семейному принципу.Действия. К 2010 году Кыргызская Республика должна определить и осуществлять политику достижения здоровья для всего сельского населения на национальном, областном и местном уровнях при поддержке соответствующих организационных структур. Должны быть приняты меры по обеспечению доступности и качества медицинских услуг, внедрению и укреплению новых методов финансирования здравоохранения, повышения заработной платы медицинским работникам и улучшению условий их труда и усилению роли общественного здравоохранения.Требуется подготовка высококвалифицированных кадров по семейной медицине. Особое внимание должно быть уделено повышению заработной платы медицинским работникам и улучшению условий их труда. Необходимо принять меры по укреплению статуса медицинских работников в сельских регионах.Проводимая политика по обеспечению финансовой стабильности здравоохранения предусматривает постепенное увеличение расходов на здравоохранение до 5 % от ВВП к 2005 году, что нашло отражение в Комплексной основе развития страны. Должны получить дальнейшее развитие новые механизмы финансирования системы здравоохранения.Важным условием обеспечения устойчивого развития и решения первоочередных задач в секторе здравоохранения является совершенствование механизма своевременного финансирования, а также изыскание, наряду с госбюджетом, инвестиционных ресурсов в виде грантов, кредитов, гуманитарной и технической помощи.Необходимо обеспечить адекватное финансирование инфраструктуры первичной медико-санитарной помощи на селе. В целом, первичная медико-санитарная помощь на селе должна получать более значительный процент от бюджета здравоохранения.Обеспечение доступности населения к услугам здравоохранения предполагает мероприятия по широкому вовлечению населения в систему обязательного медицинского страхования и участие населения в сооплате медицинских услуг. При этом требуют решения вопросы улучшения инфраструктуры учреждений здравоохранения, а также оснащения их современным оборудованием. Улучшение качества предоставляемой медицинской помощи потребует дальнейшего развития государственной лекарственной политики с целью обеспечения доступности населения к безопасным и эффективным лекарствам.В свете проводимых реформ следует рассмотреть вопросы децентрализации управления медицинскими учреждениями. Улучшение здоровья населения требует достижения согласованности совместных действий учреждений здравоохранения с государственными администрациями, органами местного самоуправления, различными министерствами и ведомствами.Реализация реформ в здравоохранении, также как и другие усилия, направленные на коренное улучшение качества жизни населения, требует обеспечения прозрачности и доступности информации о предпринимаемых мерах, всестороннего мониторинга и оценки достигнутых результатов. Физическая культура и спортСеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 30 %. В республике занимаются физической культурой и спортом всего 11,5 % взрослого населения и 25,8 % учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60 %.Анализ развития физической культуры и спорта показывает, что в Кыргызстане наблюдается резкое снижение физической подготовки подрастающего поколения. До 80 % детей, учащихся, студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, более чем у 50 % из них физи

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта