По данным последних исследований, в настоящее время от голода страдает 735 миллионов человек, в то время как в 2019 году их число составляло 613 миллионов
13/07/2023
Рим/Нью-Йорк/Женева – Согласно последнему докладу «Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире» (СОФИ), совместно опубликованному сегодня пятью специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций, из-за пандемии, повторяющихся погодных потрясений и конфликтов, включая войну на Украине, с 2019 года число голодающих в мире увеличилось на 122 миллионов.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирная продовольственная программа (ВПП) предупреждают, что если тенденции не изменятся, то цель в области устойчивого развития, касающаяся ликвидации голода к 2030 году, не будут достигнута.
Сигнал для борьбы с голодом
В докладе за 2023 год говорится, что в 2022 году с проблемой голода столкнулись от 691 до 783 миллионов человек (усредненное значение – 735 миллионов). Это на 122 миллиона человек больше, чем в 2019 году, до начала пандемии COVID-19.
В 2021–2022 годах рост числа голодающих в мире остановился, однако во многих странах мира продовольственные кризисы усугублялись. В 2022 году прогресс в борьбе с голодом наблюдался в Азии и Латинской Америке, однако в Западной Азии, Карибском бассейне и во всех субрегионах Африки масштабы голода продолжали расти. Наиболее пострадавшим регионом остается Африка: на континенте голодает каждый пятый, что превышает среднемировой показатель более чем в два раза.
«Есть проблески надежды: ряд регионов находится на пути к достижению некоторых целей в области питания до 2030 года. Но в целом нам необходимо незамедлительно принять активные меры в глобальном масштабе, чтобы спасти ситуацию с достижением целей в области устойчивого развития. Мы должны повысить невосприимчивость к кризисам и потрясениям, которые приводят к отсутствию продовольственной безопасности и обусловлены разными факторами, от конфликтов до климата», – отметил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в видеообращении во время презентации доклада в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке.
Главы пяти учреждений ООН (Генеральный директор ФАО Цюй Дунъюй, Председатель МФСР Альваро Ларио, Исполнительный директор ЮНИСЕФ Кэтрин Рассел, Директор-исполнитель ВПП Синди Маккейн и Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус) пишут в предисловии к докладу: «Нет сомнения, что будет крайне непросто выполнить задачу по ликвидации голода к 2030 году в рамках целей в области устойчивого развития. По оценкам, в 2030 году число голодающих будет по-прежнему составлять почти 600 миллионов человек. Основные факторы отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания – это наши новые реалии, и у нас нет другого выхода, кроме как удвоить усилия по преобразованию агропродовольственных систем, используя их потенциал для достижения задач цели 2 в области устойчивого развития (ЦУР 2)».
Не только голод
Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в 2022 году оставалось удручающим. В докладе говорится, что примерно 29,6 процента населения мира, или 2,4 миллиарда человек, не имели постоянного доступа к продовольствию, который измеряется показателем распространенности умеренной или острой формы отсутствия продовольственной безопасности, причем с острой формой отсутствия продовольственной безопасности столкнулись около 900 миллионов человек.
При этом во всем мире людям было сложнее получить доступ к здоровому питанию: в 2021 году его не могли позволить себе более 3,1 миллиарда человек, или 42 процента населения планеты. По сравнению с 2019 годом их число в целом выросло на 134 миллиона.
Миллионы детей в возрасте до пяти лет продолжают страдать от неполноценного питания: в 2022 году 148 миллионов детей в возрасте до пяти лет (22,3 процента) отставали в росте, 45 миллионов (6,8 процента) страдали от истощения, а 37 миллионов (5,6 процента) имели избыточный вес.
Наблюдается прогресс в области исключительно грудного вскармливания: таким образом вскармливаются 48 процентов младенцев в возрасте до 6 месяцев, что близко к целевому показателю 2025 года. Однако для достижения целей по борьбе с неполноценным питанием на 2030 год потребуются более согласованные усилия.
Новые данные свидетельствуют о том, что урбанизация стимулирует изменения в агропродовольственных системах
Рост урбанизации расценивается в докладе как глобальная тенденция, влияющая на то, как и чем питаются люди. По прогнозам, к 2050 году почти семь десятых населения будут жить в городах, поэтому правительства и другие организации, работающие над решением проблем голода, отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания, должны стремиться понять эти тенденции урбанизации и учитывать их при разработке политики.
В частности, простой концепции разделения на сельские и городские районы уже недостаточно для понимания того, как урбанизация формирует агропродовольственные системы. Необходимо более глубокое понимание сельско-городского континуума с учетом как взаимосвязанности людей, так и типов связей между городскими и сельскими районами.
Такая динамика впервые систематически документируется в 11 странах. В докладе показано, что покупки продовольствия играют важную роль не только в городских домохозяйствах, но и во всем сельско-городском континууме, в том числе и для людей, живущих вдали от городских центров. Новые данные также говорят о том, что в некоторых странах потребление продуктов с высокой степенью переработки растет в том числе и в пригородных и сельских районах.
К сожалению, неравенство между сельскими и городскими районами сохраняется. Отсутствие продовольственной безопасности в большей степени затрагивает население сельских районов. Умеренная или острая форма отсутствия продовольственной безопасности затронула 33 процента взрослого населения сельских районов и 26 процентов – городских.
Неполноценное питание у детей в городских и сельских районах также имеет свою специфику: распространенность отставания в росте у детей выше в сельских районах (35,8 процента), чем в городских (22,4 процента). Показатели истощения выше в сельских районах (10,5 процента), чем в городских (7,7 процента), а избыточный вес несколько более распространен в городских районах (5,4 процента), чем в сельских (3,5 процента).
В докладе отмечается, что для эффективного обеспечения продовольственной безопасности и питания в основе политических мер, действий и инвестиций должно лежать всестороннее понимание сложной и меняющейся взаимосвязи между сельско-городским континуумом и агропродовольственными системами.
Цитаты
Генеральный директор ФАО Цюй Дунъюй: «Восстановление после глобальной пандемии было неравномерным, а война на Украине повлияла на наличие питательной пищи и здорового питания. Таковы новые реалии, в которых из-за изменения климата, конфликтов и экономической нестабильности становится все сложнее обеспечить безопасность маргинализованных групп. Нам необходимо отказаться от привычных методов работы».
Председатель МФСР Альваро Ларио: «Мир без голода возможен. Нам не хватает инвестиций и политической воли для претворения в жизнь масштабных решений. Мы можем искоренить голод, если сделаем это приоритетной задачей всего мира. Ситуацию могут изменить инвестиции в мелкие фермерские хозяйства и в их адаптацию к изменению климата, доступ к средствам производства и технологиям, а также доступ к финансированию для создания малого агробизнеса. Свою роль в этом играют и мелкие производители. При надлежащей поддержке они могут производить больше продовольствия, диверсифицировать производство и поставлять его как на городские, так и на сельские рынки, обеспечивая сельские районы и города питательными продуктами местного производства».
Исполнительный директор ЮНИСЕФ Кэтрин Рассел: «Неполноценное питание – это серьезная угроза для выживания, роста и развития детей. Масштабы кризиса в области питания требуют принятия более решительных ответных мер, которые в первую очередь касаются детей и включают обеспечение приоритетного доступа к питательным и недорогим продуктам и основным услугам в области питания, снижение уровня потребления детьми и подростками продуктов, бедных питательными веществами и прошедших глубокую технологическую обработку, а также укрепление цепочек поставок продовольствия и пищи, в том числе обогащенных и лечебных продуктов для детей».
Директор-исполнитель ВПП Синди Маккейн: «Масштабы голода растут, а количество ресурсов, срочно необходимых для того, чтобы защитить наиболее уязвимые группы населения, сокращается тревожными темпами. Сегодня мы имеем дело с крупнейшим гуманитарным кризисом за все времена. Для того чтобы изменить сложившуюся тенденцию, мировое сообщество должно принять оперативные и эффективные меры, а также проявить сострадание. В ВПП мы настроены работать совместно со всеми нашими партнерами – как старыми, так и новыми – над созданием мира, в котором ни один человек не сомневается в том, когда он в следующий раз сможет поесть».
Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус: «Масштабы истощения у детей остаются на недопустимо высоком уровне, а в борьбе с избыточным весом у детей не было достигнуто никакого прогресса. Необходимы адресные меры государственной политики, инвестиции и действия, чтобы создать более здоровую продовольственную среду для всех».
К сведению редактора: доклад СОФИ
Доклад «Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире» готовится ежегодно совместными усилиями Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР), Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Всемирной продовольственной программы (ВПП) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
С 1999 года в нем отслеживается и анализируется мировой прогресс в деле искоренения голода, достижения продовольственной безопасности и улучшения качества питания. В нем также подробно рассматриваются основные проблемы, препятствующие достижению этих целей в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Доклад рассчитан на широкую аудиторию, в том числе на разработчиков политики, представителей международных организаций, научных учреждений и широкой общественности.
Тема этого года созвучна "Новой программе развития городов" Генеральной Ассамблеи ООН, она позволит задать направление и дополнить дискуссии на Политическом форуме высокого уровня 2023 года, особенно касающиеся устойчивости городов и населенных пунктов (ЦУР 11), и отдельно будет обсуждаться во время трехдневного министерского сегмента форума, который пройдет 17–19 июля 2023 года, а также в преддверии Саммита по ЦУР в сентябре.
Глоссарий основных терминов
Тяжелая форма отсутствия продовольственной безопасности: отсутствие продовольственной безопасности на определенной территории в конкретный момент времени и такой степени тяжести, при которой опасности подвергаются жизни людей, источники средств к существованию или и то, и другое, независимо от причин, обстоятельств или продолжительности отсутствия продовольственной безопасности. Имеет значение для обеспечения стратегического руководства действиями, направленными на достижение краткосрочных целей по предотвращению, смягчению последствий или снижению тяжести отсутствия продовольственной безопасности. Этот индикатор используется в Глобальном докладе о продовольственных кризисах (ИСПБ и Глобальная сеть по борьбе с продовольственными кризисами, 2023 год).
Голод: неприятное или болезненное ощущение, вызываемое недостатком пищевой энергии. В настоящем докладе термин «голод» синонимичен хроническому недоеданию и измеряется показателем распространенности недоедания (РН).
Неполноценное питание: аномальное физиологическое состояние, вызванное недостаточным, несбалансированным или избыточным потреблением питательных макро- и/или микроэлементов. Включает недоедание (отставание в росте и истощение у детей, а также дефицит витаминов и минералов), избыточный вес и ожирение.
Умеренная форма отсутствия продовольственной безопасности: уровень остроты отсутствия продовольственной безопасности, при котором люди не уверены в своей способности добывать продовольствие и вынуждены в определенные периоды в течение года снижать качество и/или количество потребляемой ими пищи из-за отсутствия денег или других ресурсов. Означает отсутствие постоянного доступа к продовольствию, которое вынуждает людей снижать качество рациона питания и нарушает их обычные модели питания. Измеряется с помощью шкалы восприятия отсутствия продовольственной безопасности и учитывается при измерении прогресса в выполнении задачи 2.1 ЦУР (индикатор 2.1.2).
Острая форма отсутствия продовольственной безопасности: уровень остроты отсутствия продовольственной безопасности, при котором в определенные периоды в течение года у людей заканчиваются запасы еды, они голодают, а в крайних случаях – остаются без пищи в течение одного или нескольких дней. Измеряется с помощью шкалы восприятия отсутствия продовольственной безопасности и учитывается при измерении прогресса в выполнении задачи 2.1 ЦУР (индикатор 2.1.2).
Недоедание: условия, когда с привычно потребляемым количеством пищи человек не получает количества энергии, достаточного для ведения нормального, активного, здорового образа жизни. Показатель распространенности недоедания применяется для измерения масштабов голода и прогресса в выполнении задачи 2.1 ЦУР (индикатор 2.1.1).