Данная деятельность проводится в рамках проекта Всемирного Банка "Содействие повышению сельскохозяйственной производительности», в котором реализующим агентством является Центр конкурентоспособности агробизнеса (ЦКА), а ADI выступает партнером данного проекта. По одному из его компонентов совместные усилия партнеров направлены на повышение производительности фермеров через создание групп взаимопомощи (ГВП), которым предоставляются сертифицированные семена овощей и целый комплекс услуг, включая обучение агротехнологиям и оказание консультационных и информационно-маркетинговых услуг. Проект стартовал в 2013 году и за два года проекта были созданы 302 ГВП с общим количеством членов 2050 человек, из которых 90% составляют женщины.Погодные условия являются одними из ключевых факторов сельского хозяйства, так как от количества осадков, тепла и света зависит урожайность посевов. Поэтому для всех созданных групп в рамках партнерства ЦКА с КыргызГидромет и Сельской Консультационной Службой были организованы тренинги «Информация о погоде для фермеров», на которых члены ГВП изучали структуру прогноза через смс-оповещение, учились правильно использовать получаемые метеоданные и делать климатическую оценку рисков для сельского хозяйства.По словам Айиды Жамангуловой, координатора ADI, использование информационных ресурсов прогнозов погоды в условиях изменения климата можно также рассматривать как и эффективную адаптационную практику, поскольку это позволяет группам взаимопомощи снижать возможные риски, гибко планируя график выполнения сельскохозяйственных работ. Тем более, что мобильная связь становится доступной даже в самых отдаленных уголках республики.Это утверждение подтверждается опытом шести групп взаимопомощи (36 человек) села «Липенка» Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области, которые регулярно получают трехдневные прогнозы погоды и штормовых предупреждений: «Раньше мы как делали: засеем поле или огород теми семенами что на базаре купим, прополку сделаем да польем, если вода в арыках появится или с дождем вовремя повезет. И все - ждем осеннего урожая, как выигрыша в лотерею, - рассказывает Курош Ракымбаев из ГВП «Береке». - Теперь же мы занимаемся растениеводством по всем агрономическим правилам. А после того, как в апреле мы прошли тренинг по использованию прогнозов, стали еще и значительно меньше зависеть от капризов погоды».«В этом году сезон выдался на редкость сухим. За все лето не выпало ни капли дождя. У соседей в огородах практически ничего не созрело. Мы же смогли собрать неплохой урожай овощей, благодаря качественным семенам и тем навыкам, которые мы получили за время тренингов в проекте», - добавляет Гульшат Кабылбекова, член ГВП «Ырыскы». «Подписка на смс-рассылку от Гидрометцентра стоит 60 сом (1.2 долл. США) в месяц. У сельчан, сами знаете, каждая копейка на счету, поэтому мы решили, что подпишутся только два человека, и будут передавать полученную информацию всем остальным членам ГВП. Посадку семян, полив, сбор урожая - мы все делаем с учетом получаемых прогнозов, которые поступают на мобильный телефон», - говорит Айгуль Айдарова из этой же группы.Данный опыт ADI показывает, что оперативное использование климатических данных и прогнозов погоды помогает повысить устойчивость сельскохозяйственного производства. Наделенные необходимыми знаниями и навыками, фермеры могут более эффективно адаптироваться к колебаниям погоды, изменяя сроки посадки, режим полива, а также используя те сорта культур, которые лучше переносят сухой климат. Такие адаптационные практики, вкупе с эффективным использованием водных ресурсов для ирригации, способствуют решению вопросов обеспечения продовольственной безопасности в условиях меняющегося климата. Фото: Алма Карсымбек\Горное ПартнерствоАйгуль Айдарова: «Мы все делаем с учетом получаемых прогнозов погоды, которые поступают на мобильный телефон» Членами ГВП преимущественно являются женщины, однако и мужчины могут не только войти в группу взаимопомощи, но даже возглавить ее, как Курош Ракымбаев (в центре), который является лидером ГВП «Береке». Члены ГВП села Липенка решили в целях развития корпоративной культуры создать свой фирменный стиль, выбрав популярный принт в одежде и шляпы. Использование климатических данных и прогнозов погоды помогает повысить устойчивость сельскохозяйственного производства www.agro.kg