Как заставить студента стать семейным врачом?

Как заставить студента стать семейным врачом?

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

Как заставить студента стать семейным врачом?

25 января 2017

Куда в первую очередь обращается человек, почувствовав недомогание? Правильно, в местную поликлинику, к семейному врачу. Правда, сегодня никто не гарантирует, что вы получите там квалифицированную помощь.
В республике на уровне первичной медико-санитарной помощи, по данным Министерства здравоохранения, работают 1 тысяча 480 сертифицированных семейных врачей. Тогда как потребность шестимиллионого населения страны почти в два раза выше.
* Это означает, что больше половины (2,5-2,8 миллиона) населения Кыргызстана не получает базовую медпомощь и услуги, в которых нуждается, признают чиновники.
И ситуация может стать еще хуже: в настоящее время из числа работающих семейных врачей 79 процентов - лица пред- и пенсионного возраста. Молодежь не идет работать семейными врачами, особенно в отдаленных регионах. Выпускники медицинских вузов предпочитают выбирать узкие специальности.
От дорогого лечения к дешевой профилактике
Впрочем, и с узкими специалистами не все так гладко. "У многих недостаточная клиническая подготовка. Выпускники стараются выбирать специальности, по которым можно обучиться в годичной интернатуре. Но за год невозможно стать хорошим врачом. Требования и продолжительность подготовки по узким специальностям нужно строго регулировать и пересмотреть в сторону увеличения", - считают в Минздраве.
Чиновники говорят, что в рамках реформ взят курс на переориентацию системы здравоохранения "от практики предоставления дорогостоящей медицинской помощи, оказываемой узкими специалистами и ориентированной на лечение, к практике оказания менее затратной, ориентированной на профилактику помощи на уровне первичного звена здравоохранения". А для этого нужны кадры.
Врачам заткнули рты. Кто следующий? Подробнее
В ведомстве признают, что семейные врачи или врачи общей практики (ВОП) не могут заменить акушеров-гинекологов, педиатров, кардиологов, офтальмологов и других специалистов. "Но качественно подготовленные ВОП могут лечить в амбулаторных условиях около 85 процентов часто встречающихся заболеваний. При остальных 15 процентах заболеваний, которые не входят в их компетенцию, пациентов направляют к узким специалистам", - отмечают в министерстве.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Для решения проблемы Министерство здравоохранения разработало проект постановления "О медицинском последипломном образовании в КР".
В соответствии с документом срок обучения в ординатуре для семейных врачей остается прежним - два года, а для докторов узких специальностей увеличивается до трех-пяти лет (в зависимости от профиля). Параллельно для них отменяется интернатура.
Проектом постановления предусматриваются:
- подготовка врачебных кадров, особенно врачей общей практики, для сельских и отдаленных регионов страны;
- обязательная двухгодичная ординатура по специальности "семейный врач";
- регулирование количества приема в ординатуру по узким специальностям;
- отмена годичной интернатуры и увеличение длительности обучения всем специальностям с обязательным прохождением в первые два года общеврачебной практики.
Теория без практики мертва
Председатель Национальной медицинской ассоциации Талант Абдылдаев в целом поддерживает предложение. "Дело не только в механическом удлинении времени обучения. Речь о том, чтобы давать молодым специалистам больше практических навыков. Сегодня есть, к примеру, стоматологи, которые за пять лет учебы не запломбировали ни один зуб. Они начинают учиться на пациентах. Думаю, никто не хотел бы оказаться в кресле такого специалиста, тем более посадить к нему своего ребенка", - говорит он.
"В Швейцарии, к примеру, пятикурсники пять дней из четырех работают с пациентами под наблюдением профессуры, и только один день у них так называемая лабораторная работа. К моменту окончания вуза студенты должны иметь определенный объем наработок. Если они этот объем не вырабатывают, то не получают диплом, - рассказал Талант Абдылдаев. - Там с получением диплома выходит готовый специалист. У нас же в лучшем случае только книжки открывали, а практических навыков не приобрели".
"Проблема и в том, что медицинские вузы плодятся. Родители платят за контракт, а знаний студентам практически не дают. В некоторых вузах нет своих моргов. Получается, студенты медфака изучают анатомию только по книжкам", - отмечает он.
"Предлагаемая реформа направлена в том числе на то, чтобы отправлять студентов в регионы. Сегодня особенно остро стоит вопрос с врачами общей практики. В регионах ситуация катастрофическая. В Бишкеке еще худо-бедно, а в регионах население просто останется без первичной врачебной помощи", - добавляет Талант Абдылдаев.
Но даже если молодые специалисты отработают несколько лет, чтобы получить свой диплом, это не значит, что человек останется и дальше работать в сельской глубинке.
"Безусловно, надо улучшать социальную составляющую, - согласен председатель ассоциации. - В некоторых районах молодым специалистам создают условия, предоставляют жилье, какой-то соцпакет. А бывает, молодой врач поехал на место, а там ничего. Главврач не озаботился тем, чтобы создать ему условия".
Он не исключает, что появятся и недовольные студенты. "Возникает юридический казус: когда они 5-6 лет назад поступали, никто об этом не говорил, и сейчас студентов просто поставят перед фактом. А обучение контрактное. Человек платит и вроде бы имеет право сам решать".
Видимость реформы
По словам бывшего вице-премьер-министра Дамиры Ниязалиевой, проект постановления фактически дублирует утвержденную Стратегию развития последипломного и непрерывного медицинского образования на 2014-2020 годы.
"В ней определены основные направления реформы, и национальным приоритетом является подготовка врачебных кадров для сельской местности. При этом в документе не раскрыты пути реализации задуманного. Нет и главного механизма - как повысить мотивацию выпускников для выбора специальности врача общей практики (морально, материально, социально)", - говорит Дамира Ниязалиева.
"В документе пишут, что проводятся реформы на уровне последипломного и непрерывного медицинского образования. Но в реальности нет никакой реформы, доказательством чему и является отток специалистов из регионов в города и увеличивающийся дефицит семейных врачей", - отмечает она.
"Документом предполагается возложить обучение на работающих врачей в регионах, но это не даст ожидаемого результата. Во-первых, тогда все медучреждения, куда отправят выпускников, должны быть оснащены необходимым оборудованием. Чтобы они получили современные знания на уровне доказательной медицины (чего не ожидается в ближайшее время). Во-вторых, предполагается, что практикующие врачи возьмут на себя роль наставников. В таком случае понадобится время, чтобы обучить практикующих врачей навыкам наставничества и преподавания, а также мониторингу и ведению отчета об обучении. Для этого нужны финансы и время", - пояснила бывшая вице-премьер.
"Значит, итогов реформы можно ожидать минимум лет через пять. А нам нужны были результаты еще вчера. Есть опасность, что документ может остаться декларативным", - считает Дамира Ниязалиева.
Заставить не значит заинтересовать
В любом случае, если студент решит быть хирургом, а не семейным врачом, он им станет. Пусть даже и учиться для этого придется дольше.
И если семейный врач поедет по распределению в отдаленное село, это не гарантирует, что после отработки молодой специалист решит остаться там.
Как закрепить молодые кадры на местах? С таким вопросом ИА "24.kg" обратилось к министру здравоохранения Талантбеку Батыралиеву. Оказалось, что у него разный подход к тем, кто отучился за счет бюджета, и к тем, кто обучался по контракту.
"Не всегда зарплата должна быть определяющим фактором. Если ты отучился за счет государственного бюджета, будь добр отправиться по распределению. Если нет, то верни деньги. Но проблема в том, что у нас до сих пор нет государственного механизма возврата денег от тех, кто учился за счет бюджета, но не отработал.
Если же человек отучился по контракту, то за низкую зарплату в регион он, естественно, не поедет. В этом случае должен быть стимулирующий фактор. Но тут одними силами Минздрава не справишься".
Купи устойчивость к бактериям Подробнее
"Должно подключиться местное самоуправление, - подчеркивает глава Минздрава. - Ну представьте, сегодня у начинающего врача зарплата 4,7 тысячи сомов. Он женат, есть ребенок. И как прожить на эти деньги в селе? Его должны обеспечить жильем, землей или домашним скотом, в зависимости от того, в каком регионе он живет, углем в зимнее время. Не может человек приехать из города и прожить без условий".
А бюджетники, выходит, могут?
Недавно на встрече с журналистами депутат парламента Альфия Самигуллина посетовала, что врачи уезжают за границу из-за маленькой зарплаты. По ее словам, базовая зарплата врача всего 5 тысяч сомов, средняя - 7-8 тысяч. Отсюда и коррупция, и требования "благодарности" от пациентов.
На вопрос, планируется ли повышать зарплату врачам, Батыралиев ответил: "Сейчас трудно сказать. Но надо менять метод оплаты, платить по труду".
Не планируется и строительство социального жилья для медиков.
О каком стимулировании можно говорить в таком случае? Чиновники даже не обещают улучшений, и у многих врачей пропадет последнее желание идти в эту сферу.

Источник: 24.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта