Иллюзия возможностей: Европейский рынок ждет товары из Киргизии

Иллюзия возможностей: Европейский рынок ждет товары из Киргизии

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

Иллюзия возможностей: Европейский рынок ждет товары из Киргизии

1 января 1970

Киргизия - единственная страна в Средней Азии, недавно получившая право поставлять часть своих товаров на рынок Европейского союза без пошлины. Бишкек заявляет, что это позволит стране заметно увеличить экспорт отечественной продукции и привлечь зарубежных инвесторов.
Подобные аргументы в Киргизии звучали и ранее - о радужных перспективах власти говорили в августе 2015 года при вступлении Киргизии в ЕАЭС. Говорят они об этом и сейчас, обсуждая перспективы сотрудничества с Китаем.
2 / 3 Иллюстрация: Gov.kg Владимир Путин во время визита в Киргизию На самом деле участие в каком бы то ни было экономическом объединении или программе, включая "Всеобщую систему преференций Плюс", увы, не дает автоматических гарантий увеличения экспорта. Этому есть множество причин - внешних и внутренних.
Что мешает Киргизии наращивать экспорт?
Внешние причины
- Защита рынка от новых поставщиков товаров. Страны, входящие в экономические союзы, так или иначе препятствуют вхождению "новых" игроков на рынки. Инструментами могут стать бюрократия, унификация стандартов качества товаров и услуг и многое другое. Киргизские власти повлиять на коллег в ЕС не смогут, а киргизские предприниматели не обладают достаточными финансовыми ресурсами для "борьбы на равных".
- Преференции могут быть отменены. Экономические программы являются рычагом для лоббирования политических интересов крупных стран и объединений. Предоставленные ими возможности могут быть в любой момент изменены, аннулированы, либо приостановлены в одностороннем порядке.
Бонусы для малых стран де-факто являются инструментом поощрения или наказания. Киргизия находится в односторонней зависимости от тех партнеров, которые выделяют средства на поддержку экономических и социальных сфер.
Внутренние причины
В самой Киргизии в сфере производства накопился комплекс проблем, который значительно усложняет выход киргизских товаров на любые внешние рынки.
До вступления в ЕАЭС ведущую роль в экономике Киргизии занимал реэкспорт китайских товаров. Существенных инвестиций в сферу производства (за исключением золотодобычи, нефтепереработки и электроэнергетики) практически не было.
Киргизия была аграрно-индустриальной республикой. Но со времен распада СССР сферы сельского хозяйства и животноводства, равно как и индустрия, пришли в упадок. Устаревшие технологии переработки, отсутствие контроля качества, развал ветеринарии, преобладание мелких частных фермерских хозяйств и деградация почв - только часть проблем.
Сейчас, уже в рамках ЕАЭС, Киргизия пытается срочно реабилитировать отрасли и вывести производство на новый уровень. Однако прорывных результатов пока нет.
Схожие проблемы имеются и в швейной отрасли. До вступления в ЕАЭС большая часть фурнитуры и тканей закупалась в КНР и Турции. Готовая продукция поступала на внутренний рынок и частично экспортировалась в соседние Казахстан и Россию. После роста стоимости сырья импортировать его стало невыгодно.
Сейчас власти Киргизии пытаются частично заместить импорт сырья - запущена фабрика по производству тканей, планируется создать два технопарка и постепенно укрупнять производство.
Привлечение инвесторов
Казалось бы, Киргизия имеет ряд преимуществ по сравнению с другими государствами региона и может рассчитывать на значительный приток инвестиций:

  • Либеральное законодательство в отношении иностранных инвесторов;
  • Выход на рынок ЕАЭС, Китая, Европейского союза, членство в ВТО;
  • Дешевая рабочая сила;
  • Дешевая электроэнергия.
Преимущество в виде либерального законодательства нивелируется своеобразным толкованием законов и международных соглашений, которые не гарантируют инвесторам соблюдение достигнутых договоренностей.
Последние два пункта все чаще подвергаются сомнению. Рабочая сила остается неквалифицированной и не может быть привлечена к участию в высокотехнологичных производственных процессах.
Что касается дешевой электроэнергии, то Киргизия не может самостоятельно обеспечить ее бесперебойные поставки, необходимые для производства. Дефицит энергии особенно заметен зимой и весной. Последние годы Киргизия закупает часть потребляемого электричества в Казахстане (зимой) и Таджикистане (летом).
Европейский рынок и статус ВСП+
Будучи членом "Всеобщей системы преференций Плюс" (ВСП+), Киргизия может поставлять в Европейский союз (ЕС) около семи тысяч наименований товаров. По 3300 товарным позициям предоставляется беспошлинный доступ, а по 3700 применяются сниженные ставки таможенных пошлин.
Основными статьями экспорта Киргизии в ЕС являются сырьевые ресурсы: сельхозпродукция (кожевенное сырье, хлопок-волокно, табак, овощи и фрукты), двигатели, механизмы, оборудование и части к ним, лампы накаливания, радиаторы, лом и отходы металлов и др.
По факту, за 2016 год треть экспортируемых в ЕС товаров (в рамках "ВСП+") занимала фасоль, 23% - этно-одежда, мумие, мед, орехи, сухофрукты, 9% - грибы.
Объем экспорта за год составил $68 млн (более 4,02 млрд рублей). Это на 53% больше, чем в 2015 году. При этом в структуре товарооборота объем торговли Киргизии со странами ЕС составляет менее 7%.
3 / 3 Иллюстрация: Gov.kg Свободная экономическая зона Бишкек Эти данные не соответствуют оптимистичным прогнозам экономистов. К примеру, доктор экономических наук Джумакадыр Акенеев утверждал, что после подписания договора "ВСП+" Киргизия "уже в первые годы получит доход в $400 млн (около 23,3 млрд рублей)".
Более осторожные прогнозы озвучил ИА REGNUM эксперт Европейского союза Руджеро Малосси, проверявший в Киргизии строительство и оснащение лабораторий по контролю качества продукции.
"Киргизия может поставлять свои товары в неограниченном количестве при условии, что все они будут соответствовать стандартам качества и иметь соответствующие документы. Учитывая множество трудностей, говорить о поставке товаров сельскохозяйственной и мясо-молочной отрасли из Киргизии в ЕС в ближайшие несколько лет не представляется возможным".
Рынок ЕАЭС и Китая
Первые позиции во внешней торговле Киргизии по-прежнему занимают страны ЕАЭС - 39,4% и КНР - 28,3%.
Динамика такова - объем товарооборота Киргизии со странами ЕАЭС в 2016 году сократился на 16,7%. С Китаем же, напротив, товарооборот увеличился на 45,5% по сравнению с 2015 годом.
Возможности экспорта сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС ограничены. Ее могут продавать 19 киргизских предприятий, включенных в единый реестр ЕАЭС. Это 12 предприятий по выпуску молочной продукции, одна - мясной, и по три компании, выпускающих мед и рыбную продукцию. Казахстан до сих пор не пускает большую часть мяса и молока из Киргизии, объясняя свое решение неготовностью киргизских лабораторий проверять качество продукции.
В КНР Киргизия экспортирует 97 товарных позиций. Среди них - масличные семена и плоды, зерно, лекарственные растения, табак и промышленные заменители табака, руды, шлаки и зола, топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, необработанные шкуры и выделанная кожа, шерсть, пряжа и ткань из конского волоса.
Объем экспорта из Киргизии в Китай за 2016 год вырос в 2,2 раза и составил $80 млн 86,5 тысяч (около 4,7 млрд рублей).
Вывод
  • Программа ВСП+ упрощает Киргизии доступ к европейским рынкам, но не решает основных проблем страны. Наибольшие затруднения для роста экспорта связаны не с отсутствием доступа на рынки сбыта, а с нехваткой в Киргизии качественной продукции для экспорта.
  • Без решения внутренних проблем перспективы выхода на новые рынки и выведение экономики из кризиса останутся лишь перспективами.
  • Публикуемые в местных СМИ радужные прогнозы относительно перспектив участия Киргизии в различных экономических объединениях типа "ВСП+" или ЭПШП зачастую не имеют под собой достаточной базы и являются не столько продуктом серьезной аналитики, сколько пропаганды. Большая часть комментаторов не разбирается в нюансах участия страны в подобных проектах и не считает нужным это делать.
  • Участие в международных программах, в основном, направлено на получение инвестиций для демонстрации экономического роста. Однако при имеющихся схемах контроля за их распределением и расходованием возможность достижения положительных результатов вызывает сомнения.
Читайте ранее в этом сюжете: ЕС предоставил Киргизии статус участника "Всеобщей системы преференций"
Евгения Ким

Источник: regnum.ru

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта