Перспективные ниши для кыргызского экспорта

Перспективные ниши для кыргызского экспорта

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

Перспективные ниши для кыргызского экспорта

27 июня 2017

Сегодня Кыргызская Республика экспортирует золото, агропромышленные товары и рабочую силу. Если страна продолжит экспортировать то же, что и до сих пор, то до высоких показателей экономического роста страна будет долго расти. Поэтому в этой работе предлагается модель возможного перехода к производству и экспорту более сложных продуктов и продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Торговый баланс продуктов сельского хозяйства (СХ) показывает, что в период с 1995 по 2016 годы небольшой рост экспорта сопровождался огромным ростом импорта, особенно начиная с 2004 года. Пик ввоза СХ продукции наблюдается в 2013 году и составляет около 1 млрд.долл.
Рисунок 1. - Торговый баланс продуктов сельского хозяйства (млн.долл., источник: UN Comtrade)
Что касается структуры экспортной корзины СХ продукции, то здесь важно отметить увеличение разнообразия в период с 1992 по 2014 годы (рис.2).
Если в 1992 году сельское хозяйство занимает лишь 1% долю в общем экспорте, то в 2014 он достигает уровня 14%. Под "овощами" в 2014 подразумеваются морковь, лук, перцы, а под "фруктами" - яблоки, абрикосы, вишня.
Рисунок 2. Экспортная корзина продуктов сельского хозяйства в 1992 и 2014 гг. (источник: Atlas MIT)
Если рассмотреть географию экспорта СХ продукции, то в 2015 году - это Казахстан, Россия, Китай, Турция, Украина, Болгария, Сербия, Германия (рис.3). В 2005 году было всего 5 стран-импортеров. В 2008 году наблюдался самый высокий объем экспорта СХ продукции и составил 261 млн.долл., одними из основных экспортируемых товаров были виноград и яблоки. Но после 2008 года наблюдается спад объемов экспорта, одной из причин можно назвать потеря России как ключевого партнера: наше место занял виноград из Турции и яблоки из Польши.
Рисунок 3. География и структура экспорта в 2015 году(источник: Resourcetrade.earth)
Так какие же товары необходимо экспортировать Кыргызской Республике?
Была сделана попытка найти ответ на этот вопрос, используя "модель пространства" Хаусманна, Клингера и Идальго. Осуществив эмпирический анализ экспортных корзин разных стран была создана карта пространства всех товаров в экономике. Самой главной находкой этой модели является "расстояние" между товарами. Оно измеряется как взвешенная доля продуктов, связанных с товаром, которые страна еще не экспортирует. По этой логике и самые сложные "технологичные" товары находятся в центре, сырье и простые товары – на периферии карты. То есть для роста экспорта необходимо производить товары, "близкие" к уже экспортируемым, но имеют более высокую добавленную стоимость.
Данная модель была применена к сельскому хозяйству Кыргызской Республики и получен список неразработанных товаров, которые потенциально могут улучшить экспортную корзину (рис.4). Для моделирования был использован онлайн инструмент Всемирного Банка WITS и Atlas MIT.
Рисунок 4. Список неразработанных товаров(источник:WITS World Bank)
Рекомендуемые для разработки и развития экспортной специализации товары были получены согласно заданным критериям "близости" и "сложности" к уже разработанным экспортируемым товарам. При желании можно менять эти критерии и получать другие результаты.
После получения рекомендации логично было бы посмотреть на одну из отраслей, как развивалась отрасль и есть ли перспектива для роста.
Для более детального анализа был выбран ряд производства сыров всех типов (рис.5).
Рисунок 5. График производства сыров всех типов, квартальные данные за период с 1994 г. по 2016 г. (источник: stat.kg)
По графику видно, что максимальный объем производства был достигнут в 3-м квартале 2011 года, минимальный – в 1997 году.
По рис.5 видно, что ряд скорее всего содержит тренд и сезонную компоненту, была построена тренд-сезонная модель производства сыров всех типов (рис. 6)
Рисунок 6. Тренд-сезонная модель ряда производства сыров всех типов(инструмент: Eviews)
Как видно на рис.6 модель имеет высокую объясняющую способность (R квадрат равен 76%) и остатки близки к белому шуму. В итоге была получено следующее уравнение тренда и сезонности:
Y_t=8,8*t-152,7*seas(1)+202,8*seas(2)+347,5*seas(3)+117,4
По модели был сделан прогноз на первый квартал 2017 года:
Y_t=8,8*93-152,7+117,4=783,1
Данный прогноз является очень близким к реальным данным и показывает высокую объясняющую способность тренд-сезонной модели.
Всего с 1996 по 2010 год сыр, производимый в Кыргызстане, в наибольших объемах экспортировался в 6 стран: Россия, Казахстан, Узбекистан, Украина, ОАЭ, Таджикистан. В 2011 году сыры экспортировались в Казахстан, Россию и Узбекистан, то есть в страны, которые являются наиболее "близкими" в географическом расположении. Наиболее крупные заводы экспортеры в Кыргызстане: "Ак Жалга", "Кировский завод", "Ак Сут", "СутБулак", "Бишкек Сут". Несмотря на трудности, которые терпят отечественные производители и высокую конкуренцию, производство сыров активно развивается в Кыргызской Республике.
Сделанный анализ одного из рекомендуемых товаров показал, что моделирование методом Хаусманна, Клингера и Идальго может быть использован для сельского хозяйства, а именно для выявления потенциально перспективных товаров на экспорт.
Назира Шералы
АЦ "БизЭксперт"

Источник: kabar.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта