75 лет Великой Победе: Награду Кереза Дженалиева, подавившего дзот противника, нашли его дети спустя много лет

75 лет Великой Победе: Награду Кереза Дженалиева, подавившего дзот противника, нашли его дети спустя много лет

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

75 лет Великой Победе: Награду Кереза Дженалиева, подавившего дзот противника, нашли его дети спустя много лет

9 мая 2020

Агентство АКИpress в своей рубрике "Подвиг моего деда" рассказывает о ваших близких, воевавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Бакытбек Дженалиев рассказал о своем отце Керезе Дженалиеве:
Эта история основана на статьях из сохранившихся старых газетных вырезок о жизни и подвигах отца.
Отец, Дженалиев Керез, был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии в ноябре 1939 году. Начал службу в городе Белая Церковь Житомирской области, в 396-стрелковом полку. В начале 1940 г. был направлен в 106-воинскую авто-бригаду на курсы водителей в городе Новгород-Волынск. В апреле 1940 году получает водительское удостоверение на вождение автомобиля ГАЗ и получает направление в 664 стрелковый полк под станцией Вапыярка в Винницкой области.
Он продолжал служить помощником водителя, когда 22-июня 1941 года фашистская Германия объявляет войну Советскому Союзу. В связи с нехваткой автомашин отец оказывается в пехотных войсках. Так как, воинская часть располагалась около приграничной зоны, за сутки пешего марш-броска, они оказываются на передовом фронте. Под бомбёжками вражеских самолетов и взрывами артиллерийских снарядов в наскоро вырытых окопах произошла первая стычка с врагом. Ощущался перевес вражеских сил, но противник при попытке перейти вброд Днепр претерпевал тоже немалые потери.
"Наша артиллерия, также непрестанно отстреливая, вывела из строя очень много немецких танков и артиллерийской техники. Свист снарядов, разрывающихся возле окопов, заставлял сжиматься от страха сердце.
Вдруг, упавший возле командира взвода Михаила снаряд, уносит того в небытие. Из-за неравенства вступивших в схватку сил, нашим войскам пришлось отступить. Взрывом вражеского снаряда меня контузило, - рассказывал отец, - я оказался засыпанным землёй. Меня выкопали и доставили в санитарную часть, где после длительного лечения оказался в 190-м запасном полку.
Позже меня определили в 849-стрелковый полк 303-стрелковой дивизии второго Украинского фронта. Я служил в 6-й роте 3-го батальона. Командиром роты у нас был гвардии лейтенант Денисов. Было дело, фронт оказался в Венгрии. Его большой промышленный городок Гаитбан оказался под штурмом фашистских захватчиков. Немцы крепко засели в этом городке и заняли оборонительную позицию. Но после ожесточенных боёв, немцы вынуждены были огромными потерями отступить и оставить город. Отступив на километров десять, окопались и заняли оборонительную позицию. И мы подошли на метров триста, выкопали траншеи и расположились там. В день конституции 5-декабря 1944 года, в 11-часов ночи, пришел командир роты и сказал воинам части, что наступаем завтра в 6-часов утра, после артиллерийской канонады легендарных "Катюш".
6-декабря 1944 г. в 6-часов утра под раздирающие воздух, пугающие залпы "Катюш" громкими криками "Ура!" мы вышли в наступление. В метрах трёх от меня бежал коммунист, парторг роты, узбек Абдылдаев. Хотя ещё было темно, но от света летящих пуль и снарядов становилось светло, и можно было различить людей. Поэтому наступали перебежками, снова и снова падая на землю. Вдруг услышал "А-ах!", это попали в Абдылдаева, увидел только, как он клонится к левому боку, но попрощаться с боевым товарищем не довелось. Всё внимание было приковано к командиру. А сердце трепещет от мыслей, что и меня может постигнуть такая же участь.
Закон войны таков, что каждый должен подчиняться своему командиру, и беспрекословно исполнять его команды. Пули градом свистели возле нас. Мы добрались до траншеи врага. Фашисты лежали вперемешку с землёй, кто был ещё жив и не смог убежать - с поднятыми руками сдались. Кто смог - дальше сбежал. Дивизия продвинулась на 60 км дальше Гаитбана к Словацкому населённому пункту Бистрица. Там обосновался вражеский дзот. Отстреливая из пулемёта наших атакующих солдат, враг не подпускал к себе. Я был ручным пулемётчиком.
Меня позвал командир Денисов:
- Товарищ солдат Дженалиев! Пойти по тому склону и уничтожить огневую точку противника!
- Есть, товарищ командир!
Двигаясь по склону, взобрался на вершину холма и увидел проём ззота. Быстро направил туда дуло пулемёта и дал длинную очередь. Дзот умолк, и батальон двинулся вперёд. Несколько фрицев с поднятыми руками вышли навстречу нападавшим. После того как замолчал дзот, немцы за ним тоже начали убегать. Наши взяли дзот. Мне пришлось довольствоваться глядя вслед убегавшим немцам. Командир объявил письменную благодарность".
БОЕВЫЕ ДРУЗЬЯ И ТОВАРИЩИ!
В боях за населённый пункт Бистрица отличился красноармеец Дженалиев Керез. Он поддержал огнём своего пулемёта наступающих, подавил огневую точку противника и уничтожил несколько солдат противника.
Поздравляю, тов. Дженалиева, с боевым успехом.
Подвиг тов. Дженалиева служит живым примером верного служения своей Родине, выполнения присяги и воинского долга. Равняйтесь по его геройским поступкам! Будьте смелыми и решительными, громите беспощадно и умело ненавистного нам врага. Своими боевыми делами и подвигами приближайте победу над немецкими захватчиками.
Командир подразделения
"Я был представлен к ордену. Но не успел его получить, как при переходе со Словакии в Австрию, был ранен, но об этом позже.
Немцы отступали дальше на запад. За Словацким городом Братислава есть курган. За ним виднеется двухэтажное кирпичное здание. До него километра два. Возле этого здания в огороженном дворе толпятся немецкие солдаты. Еле-еле различается их желтоватая форма.
Меня опять зовёт командир Денисов:
- Видишь солдат возле двухэтажного здания?
- Вижу, товарищ командир!
- Значит так, это мадьяры, готовые сами сдаться нам в плен. Возьми свой пулемёт и приведи их к нам.
- Есть, товарищ командир! - отвечаю я и отдаю честь.
За несколько минут добрался до здания. Около двухсот солдат с поднятыми руками дали знак, что сдаются, и выстроились сами в строй. Видимо, и они устали воевать.
- Идите в ту сторону! Скомандовал я и стал позади них.
Когда они оказались в зоне расположения советских воинов, я подошёл к командиру, поставил пулемёт на землю и отрапортовал:
- Товарищ командир! Ваше задание выполнено!
- Вольно! Объявляю благодарность!
И подобных этому случаев было немало за войну.
Фашисты ещё ожесточённее оказывали сопротивление. Когда оставалось тридцать километров до столицы Австрии Вены, немцы не смогли оказать должного сопротивления и оставили город. Но оттуда начала орудовать тяжёлая артиллерия. От падающих снарядов рушились здания. Несмотря на указания с главка о краткосрочной передышке, пришлось гнаться за убегавшими гитлеровцами. Фашисты бежали. В этот момент произошёл один незабываемый случай. Один из снарядов тяжёлой артиллерии глубоко вонзился в землю прямо возле нас в десяти шагах от меня, но не взорвался. Если бы он взорвался, полегла бы вся рота. Все засмеялись. Это были проделки товарищей, работающих на немецких оружейных заводах. Немало в то время было советских и немецких коммунистов, таких патриотов, которые устраивались на фашистские заводы по производству оружия и арсеналов".
7-апреля 1945 года отец получил ранение в бедро. Когда его отправляли в санчасть оставался всего месяц до окончания войны. Командир Денисов, крепко пожал руку солдату и поцеловал на прощание, со словами: "Выздоравливай скорее!"
Да, немецких фашистов смогла остановить лишь дружба и нерушимое единство, интернациональной семьи состоящей из: русских, киргизов, украинцев, грузин, азербайджанцев, казахов и других национальностей.
Прооперировали отца в передвижном госпитале дивизии, а лечили в городе Мишкольц, в двухстах километрах от фронта, в военном госпитале. Когда он, наскоро оправившись от ранений, направлялся в свою часть, рана снова открылась. Пришлось вылечиваться в передвижном госпитале на территории Венгрии. Победу встретил в госпитале. После выписки с госпиталя в 1945-1946 годы, служил в 3-й эскадрильи 122-го Ордена Суворова авиационного истребительного полка, расположенного в Венгрии.
Готовились к войне с Японией. Получил специальность авиастрелка по вооружениям. 22 июня 1946 года был уволен в запас на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1946 г. и вернулся на Родину.
Выше говорилось, что отец был представлен к ордену "Славы" и не успел его получить, поскольку его ранили, и он отстал от части. Так вот, отец, после войны, приложил немало усилий, чтоб узнать о судьбе этой награды, всё-таки заслуженной потом и кровью.
Рассылал запросы через Токтогульский райвоенкомат, писал письма в газету "Красная звезда", но всё было напрасно. Он так и не узнал о том, что же случилось с его наградой.
Недавно мой сын, студент одного из вузов, прислал мне ссылку на электронный портал "Память народа", где в разделе героев войны был указан отец с юбилейной наградой к 40-летию Победы - Орденом Отечественной войны I степени, где была указана его фамилия в кыргызской транскрипции - Жээналиев Керез. После этого, я попробовал записать в поисковике фамилию и имя с красноармейской книжки - Дженалиев Керес.
И что вы думаете. Под фамилией Джекалиев Керес, я нашел человека, призванного с Уч-Терекского РВК Джалал-Абадской области, и служившего в том же подразделении: в 849-стрелковом полку 303-стрелковой дивизии второго Украинского фронта, как указано в красноармейской книжке отца.
То есть я нашел ещё одни данные об отце. Самым радостным для меня была информация о награде от 03.04.1945 года - Орденом Славы III степени, о той награде, которую отец искал всю сознательную послевоенную жизнь.
Вот выписка из приказа подразделения:
№ 15/н от: 29.04.1945г.
Издан: 303 сд 25 гв. ск 7 гв. А 2 Украинского
фронта
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 686196
Ед.хранения: 2601
№ записи: 24755509
Орденом Славы III степени наградить...., ...11. младшего сержанта Джекалиева Кереса, командира пулемётного расчета 6-й стрелковой роты 849-стрелкового ордена Кутузова полка, 303-стрелковой Верхнеднепровской Краснознаменной дивизии.
Далее, списались с центральным архивом Министерства обороны РФ, предоставили необходимые документы и в скором времени ждём вручения удостоверения ордена Славы III степени, как памятную награду о подвиге фронтовика его потомкам.

Источник: akipress.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта