"Я не врач. Я не умею ставить капельницы, делать уколы. Я не имею средств, чтобы оказывать финансовую помощь. Но! Я готова волонтерить, помогать медицинскому персоналу, быть на побегушках или относить еду... Хоть как-то облегчить им работу", — написала футболистка Айдана Оторбаева на своей странице в Facebook несколько дней назад.
Тем же вечером она и другие неравнодушные кыргызстанцы уже разносили еду пациентам, убирали палаты, привыкали бегать по этажам в спецкостюмах. Герои этого материала не стремились к огласке в СМИ: они молча принялись за дело, потому что не могли оставаться в стороне.
Корреспондент Sputnik Кыргызстан связалась с тремя волонтерами и уговорила их рассказать, каково это — добровольно бросить вызов эпидемии, когда ты не врач и не пациент.
© Фото / Айдана ОторбаеваВолонтер Айдана Оторбаева История первая: Айдана Айдане Оторбаевой 24 года. Она профессиональная спортсменка, открывшая собственную футбольную школу. Девушка не сразу решилась пойти в волонтеры, потому что часто общалась с родными, которые жили неподалеку. Но в очередной раз просматривая новостную ленту, она передумала.
"В новостях я увидела, как представитель Минздрава расплакалась во время брифинга. В комментариях люди писали о хаосе в больницах: врачи попросту не успевали принимать новых больных… Мне стало жутко", — рассказывает спортсменка. Тогда Айдана и ее подруги решили, что могут стать волонтерами. Девушка опубликовала в социальной сети пост, на который откликнулись и другие неравнодушные бишкекчане.
Я проплакала всю ночь! Как бишкекчанка встряхнула страну своим видео
В первый день, подъехав к одному из городских стационаров, молодые люди увидели очередь, которой, кажется, не было конца. Одни граждане хотели проконсультироваться с врачами, потому что не могли дозвониться на горячие линии, другим было совсем плохо...
"Ситуация тяжелая. Каждый пациент борется сам за себя, случаются скандалы. Однажды я проходила мимо палаты, где лежало тело. Его некому было забрать, а для вызова спецмашины нужны деньги. Что делать в такой ситуации врачам?" — задается вопросом Оторбаева. По ее словам, несмотря на все трудности, медики держатся, стараясь поднять волонтерам настроение и боевой дух.
© Фото / Айдана ОторбаеваВолонтер Айдана Оторбаева "Не скажу, что я видела многое, однако этот опыт даже близко ни с чем не сравнить. Стараешься держать себя в руках, но это дается непросто. Тяжелее всего видеть взгляды больных. Врачи, хотя голос у них дрожит, держатся и даже пытаются шутить", — говорит Айдана.
Правительство попросило у волонтеров помощи — создается служба
Она считает, что медикам надо ставить памятник за одно только ношение костюма, в котором уже через полчаса невозможно дышать.
Из-за одинаковой формы пациенты и их родные часто путают волонтеров с врачами и медсестрами, просят поставить капельницу.
"Больницам не хватает медицинских кадров, но мы, как волонтеры, можем проводить уборку, разносить еду, выполнять мелкие поручения, не связанные с оказанием медпомощи. Сейчас все готовы выйти и помогать друг другу, правда, не у всех есть возможность: у кого-то дома родные из группы риска, дети", — делится спортсменка. Айдана уверена, что посильную помощь медикам может оказать любой — достаточно просто не выходить на улицу без необходимости.
История вторая: Султан Султану Орозбаеву 22 года. Он занимается фотографией и учится на кинорежиссера в Бишкеке. Молодой человек, как и Айдана, решил не оставаться в стороне от общей беды. Он понимал, что, став волонтером в больнице, будет представлять угрозу для родных, поэтому переехал к другу.
Бишкекчанка требовала увезти дочь — боялась заразиться. О работе в службе "118"
"Я не мог сидеть дома, хотел хоть как-нибудь помогать медикам: таскать воду, разносить еду, убирать, мыть полы… Да что угодно можно делать!" — объясняет Султан.
Прежде чем раздать молодым людям средства индивидуальной защиты, их несколько раз спросили, действительно ли они этого хотят. Как только Султан переоделся, ему дали первое задание.
"Меня попросили упаковать тело. Услышав это, я побледнел от ужаса и инстинктивно отошел в сторону. Я действительно никогда не видел мертвых... Мой напарник был более подготовлен в этом плане. Пришлось закрыть глаза... Рядом девушка чуть в обморок не упала. В итоге мы справились и приступили к другим заданиям, даже прийти в себя не успели", — вспоминает парень. Он признается, что физически справляться с работой не трудно, а вот морально приходится тяжело. Султан старается быть максимально полезным для медиков и объясняет, что ему намного проще "крутится в этой ситуации, чем наблюдать за ней со стороны".
"Я был шокирован увиденным. Врачей катастрофически не хватало. Каждый второй пациент просил поставить капельницу, а обессилевшие медсестры еле успевали ко всем — они просто ползали от усталости. Думаю, от нас был толк, потому что мы могли хотя бы разносить еду по этажам", — говорит студент.
© Фото / Султан ОрозбаевВолонтер Султан Орозбаев Парня в спецкостюме часто принимали за девушку, потому что мужчин-медработников в больнице было мало.
"Я увидел, как трудятся девушки и женщины. Именно они составляют большую часть медицинского персонала. Меня настолько тронул их пример, что я даже подумал записать обращение к мужчинам", — признается Орозбаев. По его словам, врачи испытывают большое психологическое давление, но стараются сохранять спокойствие и терпение.
"Иногда пациенты и их родные почти теряют рассудок от безысходности. Люди боятся, устраивают ссоры, но медики остаются адекватными и добрыми. Обе стороны можно понять", — считает молодой человек. Сейчас Султан хочет привлечь к волонтерству как можно больше друзей и знакомых. Он уверяет, что треть из них уже заинтересовались предложением.
Медиков не хватает, нужны волонтеры — мэрия Бишкека просит о помощи
"Когда рассказываешь об этом, в людях просыпается желание помогать: они готовы все бросить, чтобы облегчить долю врачей и пациентов. В какой-то момент я даже пожалел, что не пошел учиться на медика, потому что элементарно не могу поставить укол или капельницу, которые сейчас так необходимы больным", — рассказывает собеседник.
Он подчеркивает, что помогать стремятся даже те, у кого нет возможности работать в больницах: если в первый день волонтеры поехали в стационар на такси, то уже на второй нашлись люди, которые вызвались их отвезти.
История третья: Анара Анаре 27 лет, она работает мастером по бровям. Девушка давно хотела стать волонтером, но опасалась за здоровье родных, которые находятся в группе риска. Как только ее семья перебралась из столицы в область, бишкекчанка решила действовать...
Побывав в больнице, Анара убедилась, что не ошиблась в своем решении помочь медикам.
"Первое время я отходила от шока. Большинство больных тяжело дышат, причем их средний возраст от 35 до 65 лет. Мне было обидно за врачей, которые кое-как поднимались по лестницам. Находясь на пределе возможностей, они продолжали работать, ставить уколы и капельницы. Наблюдая за ними, я понимала, что должна быть там", — говорит девушка. Она старается не принимать каждую историю близко к сердцу, но дается это непросто.
Представитель Минздрава КР заплакала, рассказывая о работе медиков, — видео
"Заходишь в палату, а люди тебя благодарят, желают здоровья родным. В такие моменты трудно сдержать эмоции, пытаешься "отключиться" психологически. Иногда у родственников пациентов сдают нервы — они срываются на волонтеров и медсестер. Мы стараемся не обращать на это внимания, просто продолжаем делать свою работу", — признается Анара.
Она говорит, что не понимает, как врачам удается выдерживать не только моральную, но и физическую нагрузку.
"После первого дня я пошла домой пешком, и ноги подкашивались, хотя мы пробыли в больнице всего пять часов, а врачи так работают сутками. Это просто немыслимо... Медикам надо аплодировать стоя", — уверена собеседница. Анару вдохновляет тот факт, что волонтерами становятся ребята, многие из которых младше нее. Сейчас люди стараются максимально помочь друг другу, действовать сплоченно — в этом, по мнению девушки, и есть настоящая сила народа.
Источник: sputnik.kg