По словам специалиста, единственное, что волновало российских медиков перед приездом в Кыргызстан, — сработаются ли они с местными докторами. Надыргулов отмечает, что за две недели совместная работа дала неплохой результат — число пациентов с COVID-19 в больницах и стационарах стало сокращаться.
— Что привело вас в медицину?
— Врачом я мечтал стать с детства. Ребенком перенес тяжелые осложнения аппендэктомии, доктора буквально вытащили меня с того света. Родители рассказывали, как врачи несколько дней боролись за мою жизнь.
Кыргызские врачи отлично освоили лечение от COVID — глава группы медиков из РФ
Окончив школу, я не раздумывая поступил в медицинский колледж, получил диплом фельдшера. Устроился в "скорую", а через какое-то время решил, что хочу повысить квалификацию, и получил образование реаниматолога-анестезиолога.
© Фото / из личного архива Радика НадыргуловаРеаниматолог-анестезиолог из Башкортостана Радик Надыргулов: врачом я мечтал стать с детства. Ребенком перенес тяжелые осложнения аппендэктомии, доктора буквально вытащили меня с того света — Расскажите о своей работе в Кыргызстане. Как вы можете оценить эпидемиологическую ситуацию в стране?
— Руководство приняло решение направить большую часть группы российских медиков в регионы, поскольку обстановка там начала ухудшаться. С 24 июля я работаю в Ошской области, нас там очень хорошо встретили. За короткий период удалось сработаться с местными врачами. Ситуации разные бывают: то наши специалисты помогают вашим докторам советом, то коллеги рекомендуют нам, как лучше сделать...
Коронавирусная инфекция — серьезная угроза для каждого человека. Заразиться очень легко, и нет ничего удивительного, что в Кыргызстане тысячи больных. Когда наша группа приехала сюда, Ошская область занимала одно из лидирующих мест в стране по числу пациентов с COVID-19, было много тяжелобольных. Сейчас пациентов в госпиталях и стационарах все меньше. Вчера я работал в Osh Clinic, и там было гораздо меньше больных, чем неделю назад. Стационар в школе имени Алишера Навои закрывают — туда обращается мало людей.
© Фото / из личного архива Радика НадыргуловаРадик Надыргулов: коронавирусная инфекция — серьезная угроза для каждого человека. Заразиться очень легко, и нет ничего удивительного, что в Кыргызстане тысячи больных — Это не усугубит ситуацию?
— Дело в том, что теперь за медицинской помощью будут обращаться напрямую в больницы, например, в Центральную больницу Оша. Там ведь тоже стало больше свободных мест.
Что сказали российские медики Боронову — список рекомендаций
Безусловно, то, что людей в стационарах все меньше, — хороший знак. Закрытие стационаров сократит нагрузку на медиков. Это вовсе не значит, что врачи, работающие там, останутся без дела. Их, вероятно, переведут в другие госпитали, где на одного врача будет, к примеру, уже не 10 больных, а пять, что положительно отразится на работе.
© Фото / из личного архива Радика НадыргуловаРадик Надыргулов: безусловно, то, что людей в стационарах все меньше, — хороший знак. Закрытие стационаров сократит нагрузку на медиков — Это значит, что заболеваемость пошла на спад?
— Пока рано делать какие-то выводы, коронавирус чрезвычайно коварен. Все мы надеялись, что летом он будет менее активен, а пик распространения инфекции и самые высокие показатели смертности наблюдались в июне и июле. Впрочем, есть надежда, что теперь события будут развиваться в положительной динамике.
— Как выбирали российских врачей для отправки в Кыргызстан?
— Требовались специалисты с опытом работы в "красных зонах", анестезиологи-реаниматологи и пульмонологи. Ну и конечно, важно было желание самого медика работать здесь. Все врачи из Башкортостана, которые получили предложение помочь коллегам в Кыргызстане, приняли его.
© Фото / из личного архива Радика НадыргуловаРадик Надыргулов: пока рано делать какие-то выводы, коронавирус чрезвычайно коварен. Все мы надеялись, что летом он будет менее активен, а пик распространения инфекции и самые высокие показатели смертности наблюдались в июне и июле — А какие-то опасения у вас и вашей команды были?
— Мы размышляли, как нас примут коллеги. Командировка такого рода — первая в нашей практике. Немного волновались из-за того, насколько эффективным окажется сотрудничество. Но практика показала, что мы хорошо сработались.
— Как вы оцениваете уровень подготовки медиков в Кыргызстане?
— Начнем с того, что работа в "красной зоне" чрезвычайно энергозатрана. Каждый, кто трудится там, для меня — герой. Медики постоянно находятся в защитных костюмах, в которых сильно потеешь. На них специальные маски, дышать через которые достаточно сложно. Прибавьте к этому кыргызское лето (минимум +30 градусов) и стресс, который испытывают специалисты. Несмотря на все трудности, они работают, даже когда сил совсем не остается.
COVID-19 не хочет убивать человека — беседа с врачом из России, прибывшей в КР
Если говорить о работе в госпиталях, то она организована на достойном уровне. По своему опыту могу сказать, что в "красной зоне" нет возможности связаться с кем-либо "снаружи" (имею в виду личные контакты). Если медикам понадобилась какая-то помощь извне, они связываются со специалистами по рации. Нормы безопасности соблюдаются максимально.
Хочу отдельно отметить, что кыргызские коллеги быстро реагируют на все запросы иностранных специалистов. Меня приятно удивила обстановка в больницах. Врачи, несмотря на стресс, сохраняют позитивный настрой, у них еще есть силы помогать другим. Для меня эта поездка — отличный опыт, такая практика ценна для медработников обеих стран.
© Фото / из личного архива Радика НадыргуловаРадик Надыргулов: медики постоянно находятся в защитных костюмах, в которых сильно потеешь. На них специальные маски, дышать через которые достаточно сложно — Расскажите о пациенте из Кыргызстана, который запомнился вам больше всего.
— Это женщина, которая около пяти дней была на аппарате ИВЛ в очень тяжелом состоянии и пошла на поправку. Аппарат уже отключили, она самостоятельно дышит, хорошо ест. Пока рано делать прогнозы, но докторам удалось "вытащить" ее из тяжелого состояния. У пациентки четверо детей, вся ее семья сильно переживала.
— Что ваши коллеги говорят о ситуации в республике?
— Мы постоянно находимся на связи, консультируем друг друга. Коллеги, которые работают в Иссык-Кульской области, Нарыне и Джалал-Абаде, рассказывают, как обстоят дела там. В регионах сейчас нелегко, но меня и других врачей из России радует единение кыргызстанских коллег. Вашим специалистам порой удается невозможное, они спасают очень тяжелых пациентов.
© Фото / из личного архива Радика НадыргуловаРадик Надыргулов: в регионах сейчас нелегко, но меня и других врачей из России радует единение кыргызстанских коллег. Вашим специалистам порой удается невозможное, они спасают очень тяжелых пациентов — Эта тема поднималась неоднократно, но лишним вопрос не будет. Назовите самые распространенные ошибки местных пациентов, которых вы лечили.
— Главная ошибка больного в любой стране — самолечение. В Сети распространяется множество протоков лечения COVID-19, некоторые и правда действуют, а в других написана полная чушь.
Человек не может поставить себе диагноз без правильной диагностики. К нам на днях поступил пациент, у которого заболевание около десяти дней протекало в активной форме. Все это время он лечился по рекомендациям из интернета: в ход шли антибиотики, кроворазжижающие препараты, гормоны... Мужчина даже сам назначил себе инфузионную терапию — проще говоря, капельницы. Только когда ситуация обострилась до предела, обратился к медикам. Сейчас его наблюдают квалифицированные врачи, но если бы он пришел раньше, лечение было бы эффективнее.
Врач из России приехал в Каракол и оценил работу кыргызстанских коллег
Обращаюсь ко всем: если вы почувствовали, что заболели, любым способом постарайтесь найти медика, который поставит вам диагноз и назначит лечение. Единственное, что можно употреблять в целях профилактики заболевания, — витамины, например, витамин С.
***
В Кыргызстане коронавирус выявили у 2 874 работников системы здравоохранения, выздоровели 1 934. По последним данным, скончались 73 инфицированных медика.
Источник: sputnik.kg