"Русские мечети" и смешанные браки — о переселенцах из царской России в Кыргызстан

"Русские мечети" и смешанные браки — о переселенцах из царской России в Кыргызстан

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

"Русские мечети" и смешанные браки — о переселенцах из царской России в Кыргызстан

15 июня 2021

Политологи, общественные деятели, студенты и преподаватели вузов Бишкека приняли участие в конференции "Русские в Кыргызстане. Дружба с многовековой историей", сообщил организатор мероприятия — Фонд "Евразийцы — новая волна".
Кандидат исторических наук Олег Шатилов напомнил, что русские переселенцы прибыли в Кыргызстан во второй половине XIX века. Они учились у кыргызов разведению местных пород скота и культур, саманному строительству, искусству прокладывания каналов. Кыргызы узнали о новых методах земледелия, научились садоводству, огородничеству, постройке домов, пчеловодству. На местном рынке можно было приобрести жатки, сеялки, плуги, бороны, конные грабли, сенокосилки. Постепенно в долинах развивалось садоводство. В 1879 году в Пишпеке выдающийся ботаник Алексей Фетисов основал питомник фруктовых деревьев. В то же время кыргызская земля стала одним из центров племенного скотоводства Туркестана.
"Отношения между местным населением и переселенцами были добрососедскими. Часто можно было встретить смешанные русско-кыргызские поселения. Нередки были смешанные браки", — отметил Шатилов. Декан факультета истории и социально-правового образования Кыргызского государственного университета Назира Курбанова сообщила, что генерал Колпаковский разрешал воинам молиться, ходить в мечеть. Доходы мусульманского духовенства не облагались налогами, были сохранены вакуфные земли и шариатские суды, юрисдикции русских властей подлежали только самые тяжкие уголовные преступления. Выделялись средства для восстановления старинных мечетей и медресе.
"Царская Россия была заинтересована в мире и спокойствии края. Соответственно, местное население с благожелательным интересом относилось к православному духовенству. Священника кыргызы называли "муллой в черном халате", а храмы — "русскими мечетями", — отметила она. Политолог Алина Молдокеева рассказала, что для защиты северных кыргызских племен и их территории от кокандцев, царское правительство в 1865 году начало строительство военно-административных центров в Кыргызстане. Один из таких центров решено было заложить неподалеку от развалин кокандской крепости, на старом караванном пути из Чуйской долины в Кашгарию (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая). Так, 1 июля 1869 года возник город Каракол.
Среди уездных городов Центральной Азии того времени Каракол отличал высокий культурный уровень населения. В 1887 году в городе открыли первую в стране метеостанцию, несколько лет спустя там заработала публичная библиотека, открылись русско-туземная школа и гимназия. В Караколе работали маслозавод, винодельня, кожевенное производство, конный завод.
Профессор, директор Института русского языка при Кыргызско-Российского Славянского университета Мамед Тагаев подчеркнул, что до 30-х годов XX века кыргызы пользовались сначала арабским, а затем латинским алфавитом. 100 лет назад кириллица "стала для жителей Кыргызстана формой языкового существования, культурным кодом нации и способом познания мира".

Источник: sputnik.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта