26 сентября 2022
- Темирбек Осмонович, вы один из людей, стоявших у истоков арбитража в Кыргызстане, первый председатель Международного третейского суда при Торгово-Промышленной палате Кыргызской Республики. Расскажите об истории становления этого суда, с чего всё начиналось?
- Все началось с идеи создания в стране третейских судов, с разговоров и обсуждений, выявлением поддерживающих эту идею людей. Активно откликнулись и поддержали реальную возможность создания таких судов практикующие юристы Наталья Галлямова, Гульнара Каликова, Миргуль Сманалиева, Чинара Айдарбекова, Шамиль Борбиев и другие. Придя к пониманию, что необходимо создавать именно Международный третейский суд, мы встретились с Председателем Торгово-промышленной палаты Перфильевым Борисом Васильевичем, который поддержал идею, чтобы суд был при ТПП Кыргызской Республики. После регистрации суда он активно продвигал деятельность суда среди членов Палаты, насчитывающей в своих рядах более 900 компаний.
Одновременно мы встречались с руководителем проекта развития коммерческого права АРД/Чекки (ЮСАИД) Брайаном Кемпл, с просьбой предоставить финансовую поддержку для обеспечения деятельности суда в период его становления. Поскольку законодательство уже позволяло создание третейских судов, 26 сентября 2002 года в Министерстве юстиции мы зарегистрировали Международный третейский суд при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики (МТС ТПП). Финансирование суда со стороны Проекта АРД/Чекки осуществлялось до 2005 года.
- Вы упомянули закон о третейских судах в Кыргызской Республике. Участвовали ли Вы в его подготовке, на какие образцы опирались разработчики? Брался ли за основу аналогичный закон какой-то страны?
- Да, кроме меня и Натальи Галлямовой, в разработке этого закона и связанных с ним других законов участвовали Чинара Айдарбекова, Меергул Бобукеева и др. Мы опирались на доступный нам опыт других стран, но в прежде всего, на Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В свою очередь, основные положения Регламента нашего суда базируются на Арбитражном Регламенте ЮНСИТРАЛ, по правилам которого рассматриваются международные споры. То есть, мы постарались создать такое законодательство, которое регулировало бы деятельность третейских судов и процедуры третейского разбирательства, чтобы оно полностью соответствовало нормам международного права.
- С какими трудностями или противодействием вы столкнулись?
- Трудностей особых не было. Юридическое сообщество и предприниматели уже были готовы принять внесудебные способы разрешения экономических споров. После обретения Кыргызстаном независимости, шел активный процесс становления и развития новых гражданских институтов. Например, в международных симпозиумах, семинарах и других проектах по развитию коммерческого права, проводимых Фондом международного правового сотрудничества "УКУК" в 1993-1995 годах, с большим энтузиазмом и интересом участвовали адвокаты, прокуроры, судьи, нотариусы, юристы частных и государственных компаний, чего никогда не наблюдалось в советское время. Результатом такого общения стало создание Ассоциации "Юристы Кыргызстана" в 1995 году, объединявшей юристов самых различных специальностей. Ассоциация активно участвовала в реформировании национального законодательства. Поэтому поддержка в создании суда со стороны юридической общественности была хорошая, в том числе со стороны прокуроров, и судей областных, городских и районных судов.
- Как организована деятельность суда?
- Суд является постоянно действующим институциональным арбитражем, он создан как некоммерческая организация и не имеет цели извлечения прибыли. Хочу обратить внимание, что все учредители суда, включая Торгово-промышленную палату Кыргызской Республики, с целью исключения возможного влияния на деятельность cуда и/или арбитров, отказались от всех своих прав учредителей, передав все полномочия по управлению судом Наблюдательному Совету, который является его высшим органом управления.
В состав Наблюдательного Совета МТС ТПП обычно входят известные юристы и бизнесмены, представители негосударственных организаций, заинтересованные в развитии института третейского разбирательства. Представитель руководства Торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики является постоянным членом Совета.
Наблюдательный Совет суда утверждает все его внутренние документы, включая Положение о третейском суде, Регламент, Ускоренный регламент, Список арбитров, устанавливает порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов третейского суда, иные применимые правила третейского суда, осуществляет руководство и контроль за деятельностью третейского суда.
Организацию работы суда, включая организацию проведения арбитрами арбитражных разбирательств, обеспечивает руководство и небольшой аппарат суда.
- На Ваш взгляд, какая из стран постсоветского региона добилась в развитии арбитража наибольшего прогресса?
- Прежде всего, хочу отметить, что создание в 2002 году нашего суда как института международного арбитража привлекло внимание определенных бизнес-кругов и юристов соседних с нами стран центрально азиатского региона. Тем более, что мы активно включали их представителей в список наших арбитров и приглашали на все конференции и обучающие семинары, которые проводили с приглашением в качестве спикеров известных в этой сфере специалистов из общепризнанных Центров международного арбитража.
Сегодня, на мой взгляд, наиболее успешно арбитраж развивается в Казахстане, там действуют Международный арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Республики Казахстан, Международный третейский суд "IUS" и ряд других арбитражей в Алматы и Астане. Активное развитие арбитража наблюдается и в Узбекистане, там действуют Третейский суд при Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан, Третейский суд при Центре изучения правовых проблем, активно развивается Ташкентский арбитражный центр. При этом следует учитывать, что это более крупные страны с разветвленной экономикой и клиентской базой. Наш суд активно сотрудничает с ними, некоторые наши арбитры состоят в списках их арбитражей, а их арбитры в нашем суде.
- А участвует ли наш суд в разрешении споров с участием компаний из других стран?
- Да, безусловно. Так, иностранные компании, ведущие бизнес в нашей стране, зачастую в своих контрактах, в разделе о разрешении споров указывают именно наш суд. В частности, если смотреть географию сторон спора за прошедшие 20 лет, то мы видим следующую картину. Участие стороны из Казахстана - 19 дел, Таджикистана - 7 дел, Узбекистана - 2 дела. Есть стороны спора и из других стран: из России - 13 дел, Турции - 9 дел, Великобритании - 8 дел, Китая - 7 дел. Есть также дела с участием сторон из Украины, Болгарии, Австрии, Германии, Кипра, Израиля, Эмиратов, США, Кубы, Южной Кореи и Гонконга. То есть, география довольно обширная.
- Чем Вы можете объяснить выбор этими иностранными компаниями или лицами в качестве разрешающего института наш суд, если, как Вы отметили, существует много других арбитражных Центров?
- Думаю, определенное значение для такого выбора имеют несколько факторов. Прежде всего, сразу после создания руководство и Наблюдательный совет суда постоянно уделяли большое внимание созданию положительного имиджа суда. Проводилась целенаправленная работа и правильный подход к формированию списка арбитров суда, для этой цели мы встречались и разговаривали не только с практикующими юристами, адвокатами и нотариусами, но и с судьями, имевшими опыт работы в государственных судах, а также с известными бизнесменами и банкирами.
- Но ведь наверняка на первом этапе те специалисты, которых включили в список арбитров МТС, не имели опыта третейского разбирательства?
- Конечно, и арбитры, и мы сами не имели опыта третейского разбирательства, пришлось все начинать с нуля. Я имею в виду Председателя суда, Заместителя Председателя суда и Ответственного секретаря суда. Мы изучали все доступные нам нормативные материалы о международном арбитраже, много ездили на различные международные конференции и обучающие семинары в Стокгольм, Москву, Пекин и другие Центры арбитража. Помню даже, когда на круглом столе в Москве, представители из Грузии говорили о конфликте интересов, они шутили, что в их стране все жители или знают друг друга или находятся в родственных отношениях.
Затем, мы провели более 10 обучающих семинаров, часть из них с выездом за пределы Бишкека на два-три дня, чтобы арбитры могли полностью погрузиться в изучаемую тему и получить практические навыки в арбитрировании на специально разработанных для них гипотетических примерах. Для повышения эффективности, в качестве обучающих тренеров на этих семинарах мы приглашали известных, международно признанных арбитров из Москвы, Стокгольма и Лондона.
Кроме того, чтобы получить доверие иностранных инвесторов, работающих в Кыргызстане, мы включили в наш список практикующих арбитров из других стран. Как мне сообщили в Секретариате суда, на сегодня наш список насчитывает 367 профессиональных специалистов, из которых отечественные арбитры составляют 149 человек, а 218 арбитров - это арбитры из 29 стран, в том числе из Казахстана, Украины, Узбекистана, Китая, Великобритании, Швеции, Франции, США, России, Нидерландов, Беларуси, Турции, Индии, Австрии, Хорватии, Румынии, Литвы.
- Поддерживало ли руководство страны деятельность суда?
В целом да, поддерживало. Об этом прямо свидетельствует принятие в 2002 году закона о третейских судах, включение возможности внесудебного разрешения споров в Конституцию страны. Помимо этого, 31 марта 2004 года нами совместно с Правительством был организован и успешно проведен Национальный форум "Развитие института третейского разбирательства - гарантия защиты прав инвесторов", при поддержке ЮСАИД, ОБСЕ и Азиатского банка развития. Форум прошел с участием первого президента Аскара Акаева, депутатов парламента, представителей Администрации президента и аппарата премьер-министра, судебной системы, дипломатического корпуса и международных донорских организаций, арбитров суда.
- Как вы оцениваете перспективы развития арбитража в Кыргызстане?
- Позитивно. Об этом говорят и цифры. Например, первые иски в суд начали поступать в 2004 году, через два года после его создания. Благодаря предварительно проведенной нами плодотворной работы в течении двух лет. В 2004 году было рассмотрено 5 дел. А сегодня мы являемся свидетелями того, что за все эти годы арбитрами суда рассмотрено 1370 дел, принято к производству 1405 исковых заявлений, и еще 33 дела находится в производстве. Значительное количество дел, рассматриваемых ежегодно, свидетельствует о доверии бизнеса к суду. Это обусловлено также и тем, что решения арбитров исполняются добровольно, или обеспечиваются посредством получения исполнительных листов в судах общей юрисдикции. Кроме того, в 1997 году Кыргызская Республика присоединилась к Нью-Йорской Конвенции 1958 года "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений", что гарантирует исполнение решений нашего суда в 170 странах мира.
Поэтому не случайно, что многие предприниматели Кыргызстана, включая иностранных инвесторов, в своих соглашениях и договорах предусматривают арбитражную оговорку для разрешения будущих споров в третейских судах. Так, большинство банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг Кыргызстана предпочитают рассмотрение своих споров только в третейском суде.
Кроме того, предстоит расширение компетенции третейского суда. Законом о введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики от 18 января 2022 года внесены изменения в закон о третейских судах. Кыргызский законодатель предусмотрел новеллу, которая предусматривает передачу некоторых налоговых споров на рассмотрение третейскому суду. Соответствующее дополнение внесено в Административно-процессуальный кодекс. С 1 января 2023 года, по ходатайству физического или юридического лица налоговый спор, подведомственный государственному суду, в предусмотренных законодательством Кыргызской Республики случаях, до принятия решения в суде первой инстанции может быть передан на рассмотрение третейскому суду.
Наконец, суд добился самостоятельной финансовой независимости, и в мае 2021 года был приобретен новый офис в центре Бишкека по адресу: ул. Турусбекова 109/3, Бизнес Центр "Максимум плюс, 6 этаж, офис 601/2.
Я считаю, что огромная заслуга в том, что Международный третейский суд при Торгово-Промышленной палате Кыргызской Республики достиг финансовой самостоятельности и находится в постоянном развитии, принадлежит Шамаралу Майчиеву, который является его Председателем с 2008 года.
Уверен, что действующее руководство суда, Наблюдательный и Экспертный совет суда имеют хороший творческий потенциал, что дает им возможность уверенно смотреть в будущее.
- Что Вы чувствуете сегодня, когда суду исполняется 20 лет?
- С высоты сегодняшнего дня, это событие наполняет меня чувством радости и гордости за достигнутые судом успехи. Думаю, что и все те, кто имеет или имел отношение к суду, кто много и упорно работал, не считаясь со временем, разделяют эти же чувства.
Беседовал Нурдин Дуйшенбеков
castgal_init('.cast_group_elems_222426');
Источник: akipress.kg