В ходе заседания Комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию депутаты Аманкан Кенжебаев и Султанбай Айжигитов высказались в отношении работы Службы антимонопольного регулирования Кыргызстана (далее – Служба).
Претензии высказывались, что антимонопольный орган занимается только статистикой, и не применяет новых подходов в рыночной экономике.
Депутат Аманкан Кенжебаев 3 октября 2022 года, в ходе заседания комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию ЖК раскритиковал деятельность Службы антимонопольного регулирования. Он поднял вопрос о целесообразности существования Антимонопольной службы, которая по его словам, не имеет реальных рычагов воздействия на ценовую политику, а занимается лишь сбором статистических данных.
По его словам, пришедший на заседание заместитель председателя Антимонопольной службы Женалы Орозбаев не знает по какой цене закупается свекла и отвечает, что по 5 сомов.
"Если нет соответствующих полномочий, контрольных функций, зачем держать такую службу, выплачивать зарплату? Он также не осведомлен, когда начнет работать завод "Каинды–Кант", хотя он уже работает. Я только вчера встретился с фермерами, с работниками завода, на свеклоприёмных пунктах закупочная стоимость свеклы составляет 6 сомов 3 тыйын", — сказал он.
Также депутат сообщил, что завод уже как 15-20 дней перестал перерабатывать сахарный тростник и перепрофилируется на переработку свеклы.
Аманкан Кенжебаев спросил, нужна ли вообще Госантимонополия.
Заместитель министра экономики и коммерции Айнура Эсенбекова ответила, что Госантимонополия нужна, чтобы отслеживать рыночные цены и для того, чтобы не было спекуляций на рынке.
Депутат считает, что Госантимонополия только и делает, что дает отчет по текущим ценам на рынках.
"Вот зачем она нужна, если они даже не могут регулировать цены? Говорят просто про текущие цены, и все. Зачем они вообще? Это работа кабмина, но зачем эту службу вообще держат? Я поражаюсь просто", — сказал депутат.
Также депутат Султанбай Айжигитов призвал Кабинет министров пересмотреть подход к государственной политике по развитию экономики и принять безотлагательные меры по ее стабилизации. "Вы пустили экономику на самотек, на протяжении последних двух лет я поднимаю вопрос о необходимости внедрения центрального планирования с учетом рыночных механизмов по типу китайской экономической модели", — отметил С.Айжигитов.
Служба категорически не согласна с такой позицией депутатов, говорится в сообщении антимонопольного ведомства:
Служба антимонопольного регулирования информирует о проводимой работе на рынке сахара. Сахар является социально-значимым товаром, и этот рынок находится под самым пристальным вниманием антимонопольного органа.
Отслеживание ценовой ситуации на рынке сахара проводится в целях проведения аналитической работы и дальнейшей выработки мер влияния на рынок. Изучаются также и мировые тенденции, сравниваются условия и возможности других государств при введении различных мер для защиты их внутренних рынков. Их опыт адаптируется и применяется и в нашей республики.
Работу антимонопольный орган проводит в соответствии с законодательством также и с отечественными заводами-производителями – ОАО "Каинды Кант" и ОАО "Кошой", которые являются доминирующими субъектами.
Отметим, что за субъектами доминантами в настоящее время антимонопольным законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен, за их деятельностью ведется только экономико-статистическое наблюдение. А проект закона Кыргызской Республики "О ценообразовании", который дал бы антимонопольному органу дополнительные рычаги воздействия на рынок до сих пор не принимается.
В связи с чем, вот уже в второй год антимонопольным органом успешно применяются новые подходы в рыночных условиях.
Одним из рычагов влияния на рынок стало заключение Соглашений отечественных сахарных заводов с крупными Торговыми сетями и более мелкими сетями, а также и отдельными магазинами. Целью этого Соглашения стала реализация льготного сахара для населения.
Наш опыт был оценен нашими коллегами из других стран, и нашел свое применение не только в государства-членах ЕАЭС, но и в соседних странах.
Кроме того, Служба явилась инициатором многих решений Кабинета министров по защите внутреннего рынка – это обнуление НДС по всей цепочке от ввоза –производства до конечной реализации сахара потребителю. Это и запрет на вывоз сахара из республики.
В рамках работы с ЕЭК Службой принималось участие в обеспечении беспошлинных поставок сахара в республику, на постоянной основе велась работа с поставщиками сахара в республику.
Также обеспечены поставки сахара в регионы республики, где ощущался его дефицит, по линии Фонда государственных материальных резервов.
В результате предпринятых Службой мер – в настоящее время не ощущается дефицита сахара, цены на этот продукт стабильны. Т.е. создан режим наибольшего благоприятствования для насыщения рынка сахаром и сдерживания цен на него.
Отметим, что сегодня на сахарных заводах началась приемка сахарной свеклы по цене за 1 тонну 6200 сом. С 5 октября начнется производство свекловичного сахара.
И это только пример по одному рынку.
О значимости Службы в экономике говорят следующие факты.
Со стороны Службы взыскано в доход бюджета за 9 месяцев текущего года 125 млн. сом, за прошлый год – 170 млн. сом, а потребителям возвращено более 20 млн. сом.
Также в регулируемых сферах за последние 3-4 года повышения цен не было, что также является заслугой Службы.
Кроме этого отметим, деятельность Службы направлена на защиту и развитие конкуренции и осуществляется по следующим пяти направлениям:
— регулирование естественных монополий;
— наблюдение за деятельностью субъектов-доминантов;
— защита прав потребителей;
— контроль рекламной деятельности;
— метрологический надзор.
Мониторинг цен на социально-значимые товары и отслеживание ситуации на рынках продуктов питания являются дополнительными функциями и эффективно их выполняет.
3 октября на заседании Комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию рассмотрен вопрос "Об исполнении постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики №4535-VI от 28 апреля 2021 года "О мерах, принимаемых Правительством Кыргызской Республики по стабилизации цен на продукты питания первой необходимости, а также о ситуации, связанной с грузоперевозками на кыргызско-китайской границе".
Информацию представил заместитель председателя службы Антимонопольного регулирования при министерстве Экономики и коммерции Кыргызской Республики Женалы Орозбаев.
Он отметил, что со стороны Антимонопольной службы принимаются меры по сдерживанию цен на социально значимые товары, осуществляется мониторинг цен продовольственные товары первой необходимости, проводятся разъяснительные работы с реализаторами о недопустимости необоснованного повышения цен на социально значимые товары. Также докладчик рассказал о ходе проверок субъектов предпринимательства по вопросам контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в рамках своих полномочий.
Говоря о причинах резкого роста цен на продовольствие, Ж.Орозбаев подчеркнул, что это в первую очередь связано с международной ситуацией, повлекшей экономический кризис.
В ходе обсуждения депутаты выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией на рынке и указали на недостаточные меры службы Антимонопольного регулирования по борьбе со спекулятивным ростом цен на основные продукты питания.
Источник: knews.kg