В парламенте Кыргызстана рассматривают законопроекты по ратификации Договора о кыргызско-узбекской границе и соглашения о Кемпирабадском водохранилище

В парламенте Кыргызстана рассматривают законопроекты по ратификации Договора о кыргызско-узбекской границе и соглашения о Кемпирабадском водохранилище

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

В парламенте Кыргызстана рассматривают законопроекты по ратификации Договора о кыргызско-узбекской границе и соглашения о Кемпирабадском водохранилище

17 ноября 2022

В Жогорку Кенеш Кыргызстана рассматривают законопроекты по ратификации Договора об отдельных участках кыргызско-узбекской госграницы и Соглашения о совместном управлении водными ресурсами Кемпирабадского водохранилища. Эти документы уже ратифицировала нижняя палата парламента Узбекистана.
Информацию о документах представляет зампредседателя кабмина Кыргызстана — глава ГКНБ Камчыбек Ташиев.
Ранее директор Государственного агентства по земельным ресурсам Абдулат Мырзаев выступил докладчиком по обоим вопросам на заседании комитета Жогорку Кенеша по международным делам, обороне, безопасности и миграции. Докладывая, он перечислил участки, которые перейдут Кыргызстану после заключения соглашения:
— Из-за того, что Узбекистан не построил Кемпирабадский левобережный канал, Кыргызстан получит в качестве компенсации 12 849 гектаров участка Гавасай к Ала-Букинскому району. В местности Кок-Серек в том же районе переходит 105 гектаров. Там расположено село, в котором проживают граждане Кыргызстана, и посевные площади.
Третий участок – Баястан. Он расположен рядом с Ак-Коргонском айыл окмоту Ала-Букинского района. На основании картографических материалов 212 гектаров пастбищ были узбекистанскими. Мы достигли договоренности о переходе этого участка Кыргызстану.
Четвертый – участок Унгар-Тоо (Аксыйский район), площадью 35 гектаров. Там расположены антенны нескольких операторов мобильной связи, государственных телеканалов и радиорелейная станция.
Пятый – участок Ак-Таш. Мы смогли получить участок площадью 100 гектаров – для увеличения площади города Кара-Суу и строительства станции очистки сточных вод.
Кроме того, по соглашению от 5 сентября 2017 года 25 гектаров земли на участке Кок-Серек в Ала-Букинском районе перешли Узбекистану. По требованию местного населения этот участок снова переводится в собственность Кыргызстана. Также взамен земли площадью 19,5 га в начале Шариханского канала мы получаем такой же участок в приграничье в селе Баш-Добо Узгенского района.
14 ноября Законодательная палата парламента Узбекистана сразу в трех чтениях одобрила законопроекты о ратификациях договора о делимитации отдельных участков кыргызско-узбекской границы и соглашения о совместном управлении водными ресурсами Кемпирабадского водохранилища. Выступая на том заседании премьер-министр РУз Абдулла Арипов отметил, что достигнута окончательная договоренность по 35 участкам, которые ранее не были согласованы с Кыргызстаном, а переговоры велись более 5 лет.
В 1965 году тогда еще Кыргызская ССР выделила узбекской стороне 5731 гектар в Узгенском и Кара-Сууйском районах для строительства водохранилища. Эта площадь соответствует горизонтали-908 резервуара. Узбекская ССР в свою очередь в качестве компенсации передала кыргызской стороне 4127 гектаров в Андижанской и Ферганской областях.
Абдулат Мырзаев сообщил, что во время заключительных переговоров была достигнута договоренность о снижении уровня до горизонтали-900, что уменьшит площадь Кемпирабадского водохранилища до 4485 гектаров. Таким образом, если сравнить предоставленную Кыргызстаном землю под строительство резервуара и компенсацию со стороны Узбекистана, 358 гектаров должны перейти КР.
"Достигнута договоренность о выделении участков в Сузакском и Узгенском районах в счет этого участка, начерчены карты. Таким образом, вместо площадей, которые не были компенсированы, мы получаем в два раза больше земель", — сказал Мырзаев.
Кыргызстан и Узбекистан достигли соглашения не только по делимитации границы, но и по совместному управлению водными ресурсами Кемпирабадского водохранилища. Согласно договоренности, вокруг водохранилища не будут строиться инженерно-технические сооружения и ограждения. Граждане Кыргызстана будут иметь доступ к резервуару, поить скот и ловить рыбу.
Управлять водохранилищем будет совместная комиссия из 12 человек – по 6 от Кыргызстана и Узбекистана. Узбекистан берет на себя обязательство обеспечивать безопасность водохранилища, проводить техническое обслуживание и спускать воду в согласованном объеме.
На заседании профильного комитета 15 ноября депутат Чингиз Айдарбеков отметил, что по соглашению Кыргызстан берет на себя обязательство не строить гидротехнические и другие сооружения, которые могут нарушить течение реки Гавасай, а также не допустить технического загрязнения воды. Парламентарий оценил это как "чрезмерные обязательства". Абдулат Мырзаев в свою очередь объяснил эти обязательства наличием сел близ реки.
Отвечая на вопрос, сможет ли кыргызская сторона на свое усмотрение использовать реки, впадающие в Кемпирабадское водохранилище, Мырзаев заявил, что Кыргызстан не брал на себя обязательства по этому вопросу. Но член профильного комитета Адахан Мадумаров отметил, что в соглашении прописано обязательство кыргызской стороны об обеспечении русла реки.
Версия правительства Узбекистана Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов, выступая на заседании законодательной палаты парламента РУз, отметил, что Ташкент считает водохранилище, которое кыргызская сторона называет Кемпирабадским, "стратегическим объектом" и заявил, что оно будет использовано для орошения более 175 тысяч гектаров земель в Узбекистане и 22 тысяч гектаров в Кыргызстане:
− Емкость водохранилища составляет 1 млрд 576 млн кубометров, занимаемая площадь − 4957 гектаров. Вместо площади, занимаемой этим водохранилищем, мы предлагаем 1019 гектаров пастбищных земель из Ошахурского участка Кургантепинского района Андижанской области. Для справки — 4127 гектаров земель Узбекистана были переданы в качестве компенсации за водохранилище. Для обслуживания этого объекта Кыргызстан передает 19,5 гектара земли. С целью сохранения добрососедских отношений с Кыргызстаном будет разрешено использовать водохранилище для определенных целей. Требование Кыргызстана − снизить границу водохранилища с 906-й горизонтали до 900-й. Мы пришли к соглашению по этому вопросу. Тогда останется 1 млрд 578 млн кубометров воды. Во времена СССР, когда было построено Андижанское (Кемпирабадское – прим. ред.) водохранилище, Узбекистан взял на себя обязательство по строительству канала протяженностью более 200 километров от левого берега. По различным причинам он не был построен. Из-за этого кыргызская сторона долгое время не могла освоить более 8000 гектаров земель в Бургондинском массиве. В связи с этим предлагается в качестве компенсации передать Кыргызстану 12 709 гектаров пастбищных земель на участке Гавасай в Чустском и Папском районах Наманганской области, которые ранее были спорными.
При этом Абдулла Арипов, отвечая на вопросы депутатов о том, почему Ташкент отдает Кыргызстану земельные участки, пояснил, что обещанное несколько лет назад строительство канала предполагает большие расходы:
− Если мы начнем строить этот канал и дополнительные гидротехнические сооружения от Андижанского водохранилища до Баткенской области, на это потребуются большие средства из нашего бюджета. Кроме того, нам придется переселять из Андижанской и Ферганской областей 20 населенных пунктов. Но самое печальное − мы можем потерять более 2000 гектаров наших сельскохозяйственных угодий. Поэтому вместо этого мы отдаем около 12 700 гектаров пастбищ на участке Гавасай в Чустском и Папском районах.
Узбекистан также дал пояснения по ситуации с этими земельными участками, которая отдаются в качестве компенсации. По словам Абдуллы Арипова, большая их часть непригодна для посевов:
− Наши депутаты от Наманганской области знают, что предлагаемые 6000 гектаров земли на участке Гавасай являются спорными, в настоящее время их используют в основном граждане Кыргызстана. Если точнее, то 8000 из предлагаемых нами 12700 гектаров не используются под посевы. Отмечу, что на сегодня применяется практика, когда за гектар пашни в обмен дается в 2,5 раза больше пастбищных земель.
Ситуация с Касансайским водохранилищем По словам главы правительства Узбекистана, Касансайское (Орто-Токойское – прим. ред.) водохранилище, орошающее два района Наманганской области, занимает 850 гектаров территории Кыргызстана. Но объект полностью используется Узбекистаном.
Абдулла Арипов пояснил, что из-за этого в качестве компенсации предлагаются земли в этой области, часть из которых были спорными, и там сейчас проживают кыргызстанцы (речь идет о селе Кок-Серек Ала-Букинского района – прим. ред.).
Кроме того, Кыргызстан передает Узбекистану 429 гектаров земли на 10 участках, а Узбекистан взамен отдает 294 гектара земли.
"На сегодня Касансайское (Орто-Токойское) водохранилище емкостью 165 млн кубометров используется для орошения более 27 тысяч гектаров земли в Касансайском и Чустском районах Наманганской области. В Кыргызстане это водохранилище занимает 850 гектаров, но объект полностью используется для нужд Узбекистана. По этой причине в качестве компенсации предлагается передать Кыргызстану 477 гектаров земли в Наманганской области. Из них 105 гектаров земель находятся в спорном Каракурганском массиве Чустского района, где проживают кыргызстанцы. Кроме того, достигнута договоренность о передаче 294 гектаров на территории Узбекистана взамен 429 гектаров на 10 участках от Кыргызстана.
Где именно расположены эти участки, которыми обменялись стороны, Абдулла Арипов не уточнил.
Он также сообщил, что отдельно достигнута межправительственная договоренность по источнику Чашма (Чечме), расположенном в Сохском районе Ферганской области. По его словам, в документе будет прописано совместное использование источника, его очистка и другие вопросы, о которых стороны будут договариваться отдельно.
Компромисс по Унгар-Тоо Выступая в парламенте, глава правительства Узбекистана заявил, что также достигнут компромисс по приграничному участку Унгар-Тоо:
− На Унгар-Тоо (Ункур-Тоо – прим. ред.) установлены антенны для передачи радио- и телесигналов. Интересно, что из Узбекистана на вершину этой горы не попасть, нет дороги. Доступ туда имеется лишь с территории Кыргызстана. Есть такой нюанс. Многие этого не знали. Поэтому мы пришли к консенсусу. Предлагается, чтобы обе стороны использовали [эту гору]. Поэтому и мы, и они предлагаем выделить землю. Они создадут нам условия для доступа к вершине. Так мы договорились.
Депутатов парламента Узбекистана также интересовало, не придется ли переселять людей из каких-либо населенных пунктов после завершения процесса делимитации и демаркации. Абдулла Арипов в ответ сказал, что по предварительной информации, будет переселено около 130 домохозяйств, а в качестве компенсации им будет выплачено по 50 млрд сумов.
Кроме того, в парламенте интересовались и вопросом открытия коридора в анклав Сох, на что премьер-министр Узбекистана отметил, что данный вопрос на повестке дня не стоит.
"Обе стороны пришли к согласию по поводу дороги, идущей в анклав Сох. Однако коридор − очень сложная вещь. Ставить вопрос на повестку дня в таком виде все равно, что заводить его в тупик. Приведу пример — аналогичная проблема существует между Кыргызстаном и Таджикистаном. Решения этого вопроса никогда не будет", − пояснил Абдулла Арипов.
Депутат узбекского парламента от фракции либерал-демократов Дониер Ганиев назвал достижением то, что Кыргызстан и Узбекистан решают пограничный вопрос без привлечения третьей стороны, но обратил внимание на недостатки в вопросе информирования населения:
− Надо признать, что до обнародования последних данных по поводу согласования кыргызско-узбекской границы, в социальных сетях и СМИ появлялись и по-разному интерпретировались различные сведения. Это наблюдалось и в Кыргызстане, и в Узбекистане. Стороны, не желавшие, чтобы наши страны пришли к обоюдному согласию, пользовались этим и по-разному преподносили данные по объемам обмениваемых земель.
Завершая свое выступление, глава правительства Узбекистана отметил, что уточнение границы улучшит отношения между двумя странами:
− В настоящее время, когда водные ресурсы рассматриваются как товар, будут основания для заключения долгосрочного соглашения об использовании трансграничных рек и водных ресурсов. Снятие напряженности будет способствовать восстановлению отношений между двумя братскими странами и позволит подписать долгосрочное региональное соглашение об использовании водных ресурсов. При этом около 8000 фермеров постоянно будут обеспечены поливной водой.
Единогласно принятый Законодательной палатой парламента Узбекистана законопроект теперь будет направлен в Сенат. Но точная дата того, когда это произойдет, пока не известна.
Недовольство на заседании комитета На заседании профильного комитета Жогорку Кенеша депутат Нуржигит Кадырбеков заявил, что ему не внушает доверия то, каким образом был произведен обмен земель между сторонами, и вновь заявил, что по этому вопросу необходимо было объявить временный мораторий:
− Говоря об обмене, мы хвастаемся объемами [земель]. Но у этих участков есть такие понятия, как их качество, категория. К примеру, как можно обменять воду и землю? Воду следует обменивать на воду. Если Узбекистан подарил нам свою ГЭС, я еще согласился бы. Посмотрите на Бургондинский массив, мы не можем возделывать прекрасные земли в разных уголках своей страны. И теперь мы хвастаемся тем, что получаем такие участки. Дело не в количестве, а в качестве.
На заседании комитета лидер фракции "Бутун Кыргызстан" Адахан Мадумаров заявил, что пятеро членов комитета не будут участвовать в голосовании — чтобы не создавать кворум. И они покинули зал. Председатель комитета Улан Примов в свою очередь уточнил у юриста и сообщил, что в заседании участвуют семь депутатов, а значит, кворум есть. Таким образом, рассмотренный сразу в трех чтениях проект был одобрен.
Адахан Мадумаров ранее прокомментировал "Азаттыку" новость о том, что законодательная палата парламента Узбекистана одобрила законопроект, касающийся границы. Тогда он сказал, что соседняя страна "одержала стратегическую победу":
− Важнейшим вопросом для аграрного сектора Узбекистана был Кемпир-Абад. Им плевать на землю, им нужна вода. Разве премьер-министр Узбекистана не сказал ясно, что для них это большое достижение? Господин Арипов не говорил бы так, если опирался на слова наших "знатоков" о том, что эти места уже давно отошли к ним. Иначе он сказал бы, что "мы, наконец, получили наши земли, которые долгое время не могли забрать".
3 ноября Бишкек с официальным визитом посетил министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов, подписав по итогам переговоров со своим кыргызским коллегой Жээнбеком Кулубаевым Договор между КР и РУз об отдельных участках кыргызско-узбекской государственной границы и Соглашение между кабинетом министров КР и правительством Узбекистана о совместном управлении водными ресурсами Кемпирабадского водохранилища.
Перед этим, 31 октября, комитет Жогорку Кенеша по международным делам, обороне, безопасности и миграции одобрил проект кыргызско-узбекского межправительственного соглашения о совместном управлении водными ресурсами Кемпирабадского водохранилища.
Президент Садыр Жапаров ранее в интервью национальному агентству "Кабар", комментируя принятие данного документа, заявил, что "кыргызская сторона не будет нести никаких убытков".
Согласно договору, водными ресурсами Кемпирабадского водохранилища будет управлять совместная комиссия Кыргызстана и Узбекистана.
По условиям соглашения, узбекская сторона будет обеспечивать безопасность водохранилища и техническое обслуживание, а объемы сбрасываемой воды будут согласовываться с Кыргызстаном. Кроме того, она берет на себя обязательство не повышать уровень воды выше 900-й горизонтали. При этом отмечено, что это не касается таких чрезвычайных ситуаций, как паводки, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.
В Кыргызстане число задержанных в рамках "Кемпирабадского дела" по подозрению в "подготовке к организации массовых беспорядков" достигло 26 человек. Сами арестованные и их сторонники называют это "политическими гонениями". До этого в Узгенском районе, близ Кемпирабадского водохранилища прошло несколько акций протеста.
Власти Кыргызстана заявляют, что провокаторы предоставляют гражданам неверную информацию по вопросу уточнения кыргызско-узбекской границы.

Источник: knews.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта