Какие черты - врожденные или приобретенные - способствуют полиматии?
Как пишет Republic, в издательстве "Альпина нон фикшн" вышла книга известного историка Питера Бёрка "Полимат. История универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг".
Обычно под полиматами понимают универсальных людей, одаренных в разных областях. Как ни странно, эти удивительные личности, - от Пифагора до Джареда Даймонда, от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг - наделенные почти сверхъестественными способностями, почти не изучены как явление. Эта книга - удачная попытка восполнить этот пробел.
Согласно определению Бёрка, полиматы - не просто эрудиты с широкими интересами, а ученые, обладающие поистине энциклопедическими знаниями. В чем состоит их уникальность и можно ли их классифицировать? Какие черты - врожденные или приобретенные - способствуют полиматии? Насколько важны для этих людей социокультурные и экономические условия, в которых они живут и работают? Как на них влияют технический прогресс и информационный взрыв? Выживут ли полиматы как "вид" в условиях углубляющейся специализации?
Любознательность
Возможно, существует ген любопытства. По крайней мере, группа исследователей из Института Макса Планка действительно обнаружила так называемый ген любознательности, Drd4 (Dopamine Receptor D4), у птиц - больших синиц. В случае с человеком ответа на этот вопрос пока нет. Более того, избыток любознательности, издавна известный как libido sciendi и описанный Роджером Бэконом как "ненасытная пытливость", определенно является самой общей и самой очевидной особенностью изучаемого типа.
Современные исследователи Леонардо да Винчи, основываясь на его объемистых записных книжках, часто упоминают о любознательности Леонардо, называя ее "всепоглощающей", "страстной", "навязчивой" и даже "неотступной". Полиматы нередко характеризовали себя подобным образом. В XVII веке монахиня Хуана де ла Крус, например, объясняла епископу Пуэблы свою потребность в приобретении знаний. Пейреск говорил об "избытке" своей любознательности. Пьер Бейль описывал себя как человека, "испытывающего жажду знать все" (affam