35 процентов базаров в столицах стран Центральной Азии представляют интерес для инвесторов как потенциальные объекты mixed-use. К такому выводу пришли эксперты бюро Atlas в рамках исследовательского проекта, в периметр которого попали 147 рынков в Алматы (Казахстан), Ташкенте (Узбекистан), Душанбе (Таджикистан) и Бишкеке (Кыргызстан).
Фото бюро Atlas
Отмечается, что речь идет про крытые базары районного значения, которые в международной практике чаще всего трансформируются в объекты mixed-use. От типовых торговых центров их выгодно отличают широкий ассортимент фермерских продуктов, уникальные товары от местных производителей, более неформальная атмосфера.
"В государствах Центральной Азии традиционные базары продолжают занимать существенную долю розничной торговли - в среднем 20-40 процентов от общего оборота. Например, процесс приватизации, запущенный в Узбекистане, открывает локальным и международным инвесторам широкие возможности для использования экономического и туристического потенциала рынков. Привлечь российских инвесторов может схожий опыт развития сегмента. Реконструкция московских базаров, начавшаяся в 2010-х годах, вывела основные объекты - Дорогомиловский, Усачевский, Даниловский - на новый уровень посещаемости и прибыли. Успех реконструкции рынков Центральной Азии может стать еще более впечатляющим благодаря их культурно-исторической ценности и общемировому тренду на гастротуризм", - подчеркивает основатель и генеральный директор бюро Atlas Александра Сытникова.
По мнению экспертов CMWP, российские инвесторы с интересом смотрят на рынки недвижимости стран СНГ. Из-за непрозрачной конъюнктуры девелопмента предпочтение отдается сегментам, обещающим быструю окупаемость.
Специалисты на основе открытых данных насчитали в Бишкеке 29 базаров. Их доля в обороте розничной торговли города составляет 31,6 процента. Их суммарный годовой оборот составляет 36,9 миллиона сомов. По их оценке, рынки столицы Кыргызстана сегодня выполняют в первую очередь утилитарную функцию: покупки "все в одном месте" по выгодным ценам. В то же время они сохранили и внешнее разнообразие, и колорит.
Но неблагоустроенная среда вокруг базаров с хаотичной парковкой и обилием разномастных вывесок и торговых киосков, по наблюдению экспертов Atlas, - их общая болевая точка. В то же время прилегающая территория благодаря высокому ежедневному пешеходному трафику, может стать привлекательным общественным пространством, местом для фестивалей, ярмарок, праздников.
Atlas - консалтинговая компания в области территориального развития. В ее портфолио - концепции благоустройства, комплексная работа, в том числе с историческими объектами, регламенты, методические рекомендации и цифровые модели.
Источник: 24.kg