1 января 1970
Об интеллектуальной собственности, смежных правах и многом другом говорим с кандидатом юридических наук, доцентом Кыргызско-Российского Славянского университета Жениш Саргалдаковой.
- Жениш Зарлыковна, многих людей пугает слово "интеллектуальная собственность". Тем более им непонятно, какие споры могут быть в сфере интеллектуальной собственности. Можете рассказать об этом?
- Для нас понятие "интеллектуальная собственность" является новым, так как в советский период такого вида собственности не существовало. Ситуация изменилась с распадом СССР и переходом к рыночной экономике. Появился такой вид собственности, как "интеллектуальная". Это понятие включает в себя результаты творческой деятельности и приравненные к ним объекты.
- А что такое "приравненные к ним объекты"?
- Это фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования местности, в которой произведён товар. Так называемые средства индивидуализации.
- Насколько значимы споры в этой сфере? Разве нельзя отдать их судам аксакалов и пусть разбираются сами...
- Нет, что вы! Споры в сфере интеллектуальной собственности ведутся по поводу очень значимых объектов. Надо учитывать, что в условиях рыночной экономики при высокой конкуренции эти объекты являются одними из самых дорогостоящих...
- Хорошо. Допустим, я написал книгу? Защищаются ли мои права автора, как интеллектуальная собственность?
- Этот объект называется литературным произведением и охраняется авторским правом.
- И с кем у меня могут возникнуть споры по поводу моей книги? Пусть все читают, получают удовольствие...
- Дело в том, что автор заключает с издателем договор на опубликование этой книги. Тут возникает вопрос: за свой ли счёт автор издаёт книгу и остаётся правообладателем или он или же он остаётся лишь творцом, а все имущественные вопросы перепоручает издательству? Если автор выбирает второй путь, то он заключает с издательством договор и в нём они оговаривают, на каких условиях издательство берёт на себя опубликование, продвижение, распространение, тиражирование...
- А что, если кто-то, прочтя моё произведение, переиначил его, улучшил или ухудшил? Или иначе подал?
- Это нарушение авторских прав.
- То есть, для этого требуется согласие автора?
- Именно.
- Но, допустим, кто-то прочёл книгу, и ему показалось, что события или историю лучше было бы изложить по-другому. Если он так и сделает, будет ли это новое произведение или всё же старое?
- Скажу так. Все авторские права делятся на две категории. Личные имущественные и личные неимущественные права. В описанном вами случае нарушаются личные неимущественные права. Это право называется правом на неприкосновенность произведения. Без согласия автора нельзя ни редактировать, ни вставлять какие-либо правки в его произведение. Нельзя снабжать предисловиями и/или послесловиями без согласия автора. Даже снабжать иллюстрациями без одобрения автора, нельзя. Например, есть обложка книги. Или, скажем, иллюстрация по тексту. Всё это обязательно должно быть согласовано с автором. Чтобы соблюсти его право на неприкосновенность произведения.
Но если автор дал разрешение, например, автор литературного произведения дает разрешение на написание сценария по этому произведению, то тогда рождается новое произведение со своим автором - сценаристом.
- Могут ли эти споры рассматриваться в третейском суде, если включить третейскую оговорку на стадии заключения договоров?
- Споры по личным неимущественным правам рассматриваются в судах общей юрисдикции. Это общее правило в мире. Другое дело, имущественные права. Если издатель заключил с автором договор, согласно которому речь шла о тысяче экземпляров, а затем автор узнаёт, что издатель выпустил уже три тысячи экземпляров, то со стороны издателя произошло нарушение условий договора. Или, допустим, в договоре говорилось, что его действие распространяется только на территорию Кыргызской Республики, а выясняется, что книги продаются уже и в Узбекистане, и в Казахстане, и в России. Здесь уже идёт нарушение условий договора. Такие споры могут и должны попадать в третейский суд, в том числе в Международном третейском суде при ТПП Кыргызской Республики.
- Получается, что авторское право касается также и произведений живописи, графики, скульптуры, любого программного обеспечения, базы данных.
- Правильно.
- А что такое объекты, носящие смежный, производный характер?
- Это исполнения, постановки, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания. Скажем, исполнитель исполняет чью-то песню. Авторами являются автор слов и автор музыки, а исполнитель поёт. Его право - смежное с авторским, зависит от авторского. Исполнение тоже охраняется правом интеллектуальной собственности, но оно зависимо от авторского.
- Выходит, исполнитель обязан получить разрешение у автора. Но где найти автора песни, у которой неизвестен ни автор текста, ни композитор? При этом хочется петь.
- Если произведение без авторов, например, произведение народного творчества, такие объекты не охраняются авторским правом. Их можно петь сколько угодно.
- Но как узнать - является ли это произведением народного творчества или это произведение, у которого есть конкретный автор? Допустим, услышал, запомнил и хочешь спеть на Youtube-канале, допустим.
- Сейчас, благодаря Интернету, можно много узнать. Можно даже напеть песню и Google ответит, чья песня.
- Можете привести примеры споров в сфере авторского права из судебной практики?
- Самое распространённое нарушение авторских прав - это нарушение исключительных авторских прав. То, о чём мы сейчас говорили.
- Но такие споры не подлежат третейскому рассмотрению?
- Подлежат. Что касается исключительных прав, то из них все имущественные подлежат рассмотрению в третейском суде. А вот личные неимущественные права, например, право авторства или право на имя (публиковать под своим именем, под псевдонимом или анонимно), право на неприкосновенность произведения, право на обнародование или на отзыв. Вот эти права, они неимущественные и при возникновении спора стороны идут в суд. Обязательно. Другое дело имущественные права, которых, между прочим, очень много.
- Какие, например?
- Право на воспроизведение. Право на распространение. Право на импорт.
- Право на импорт музыкального произведения тоже?
- Да, конечно.
- Но как можно импортировать музыкальное произведение? Оно же без границ. Спел в Америке, хочу пять песен импортировать в Кыргызстан. Как это будет выглядеть? Просто исполнение на территории Кыргызстана?
- Да, верно. Исполнение на территории Кыргызстана должно быть законным. С соблюдением всех прав.
- Выходит, надо получить разрешение у американского автора?
- Да, у американского правообладателя.
- И только после этого могу исполнять здесь.
- Разумеется.
- На музыкальных конкурсах мы часто видим, как конкурсант говорит: я сегодня исполню песню Витаса и начинает голосить. Должен ли он заранее получить разрешение у автора?
- Дело в том, что конкурс - это не коммерческое исполнение.
- А что, если по итогам конкурса он получает приз - 10 тысяч сомов или долларов?
- Здесь же не гарантированное получение денег. Цель участников не в призе, а в победе. Приз, как и основная награда - только в случае победы.
- Вот, скажем, известный певец Димаш, получил популярность, исполняя песню Витаса. Но позднее, почему-то, перестал эту песню петь. Возможно, Витас ему запретил.
- Если он исполнял песню на конкурсе, то это некоммерческое использование, это разрешено. Допустим, он спел и ему удалось победить. Но дальше он начинает работать, подписывать контракты со звукозаписывающими компаниями, проводит платные концерты. Это уже коммерческая деятельность. В этот момент ему уже нельзя бесплатно Витаса петь.
- А какие ещё имущественные права могут быть рассмотрены в Международном третейском суде при ТПП Кыргызской Республики?
- Право на публичный показ. Право на публичное исполнение. Право на перевод. Это всё имущественные права.
- А когда кафе, рестораны у себя используют чьи-то музыкальные произведения, возникает ли у их авторов и исполнителей право на гонорар?
- Да, возникает.
- Такого рода споры могут быть рассмотрены в Международном третейском суде при ТПП Кыргызской Республики?
- Конечно, могут. Здесь важно определить, кто осуществляет защиту прав авторов. В Кыргызстане в законе "Об авторских и смежных правах" говорится, что это осуществляют организации, которые управляют коллективными имущественными правами авторов. Таких организаций на территории Кыргызстана ещё нет. Также в законе говорится, что до создания таких организаций, эти функции выполняет Кыргызпатент. И Кыргызпатент с каждой площадкой, где звучит музыка, заключает договор. Каждая площадка, будь то цирк, театр, филармония, кафе, бары, рестораны, дискотеки, ночные клубы, исполняющие в ходе своей деятельности музыку, должна отчитываться, какие песни исполнялись за отчётный период и сколько раз. С указанием автора текста, и автора музыки, и исполнителя. Две группы прав - авторские и смежные, три субъекта. И должны оплачивать.
- Если же они будут платить не в той сумме, которая положена, то спор, возникший между условным баром и Кыргызпатентом, можно рассматривать в третейском суде?
- Можно.
- И тогда Кыргызпатент, выигравший в третейском суде средства за исполнение песен, перераспределит полученные средства авторам?
- Да.
- А возможно ли такое в отношении живописи? Например, художник нарисовал картину. Его картину возят по музеям, получают плату. Вправе ли он требовать. Чем отличается живопись от музыки?
- Музыку можно тиражировать в неограниченном количестве, не повреждая, не нанося ущерб самому произведению. А картина - это единичный экземпляр. Это то произведение, которое жёстко привязано к материальному носителю. В то время, как музыка вообще не привязана ни к какому материальному носителю. В случае с картиной нет возможности перенести её на какой-либо носитель. Поэтому произведения живописи это особый объект. Собственник картины - правообладатель, вправе распоряжаться своим произведением. Допустим, он даёт разрешение на показ его картины в музее.
В то же время, надо понимать, что музей - это не та площадка, которая использует произведения искусства в коммерческих целях. Чаще всего, если это государственный музей, они берут символическую плату.
- Получается, что художник за показ своей картины фактически не может получить плату? Если он не передал права, а только передал кому-то, чтобы тот показывал и собирал деньги.
- Он может сделать это на своих условиях. Здесь музей будет договариваться либо с художником, либо с другим правообладателем кому принадлежат права на эту картину. Они должны договориться. Например, если художник очень знаменитый, и музей ожидает большого количества посетителей, то он наверняка захочет на этом заработать. Тогда они должны в договоре это предусмотреть. А если это молодые, никому не известные, начинающие авторы, то чаще всего они бесплатно выставляются. Они рады тому, что их произведение вообще вышло на эту площадку.
- В последнее время мы слышим новый термин "франчайзинг". Часто говорят, я имею франшизу. Это тоже охраняется какими-то правами в части интеллектуальной собственности?
- Да, потому что большой раздел в договоре франчайзинга касается интеллектуальной собственности.
- А что вообще означает франчайзинг?
- Это договор комплексной предпринимательской лицензии. В комплекс входит, как правило, какой-то успешный бизнес, который уже обкатан и имеет успешную модель. Они начинают выдавать франшизы всем желающим. Ещё говорят, "бизнес под ключ". И чаще всего в таких бизнесах есть либо какие-то изобретения, либо, как правило, какие-то товарные знаки - бренды. Например, KFC. Это франчайзинг. Что туда входит? Америкнский правообладатель даёт франшизу нашему предпринимателю. В комплекс всех прав, помимо секретов самого бизнеса, также входит ещё право использовать товарный знак KFC, дизайн оформления помещений общепита, рецептуры всех блюд. Возможно, они даже готовы частично продукты поставлять. Насколько я знаю, у них даже какая-то коммерческая тайна есть. Специя, которую они добавляют, она засекречена. Они только у себя её делают и в готовом виде поставляют на все свои предприятия. То есть наш предприниматель, который приобрёл франшизу, он не знает, что это за набор специй.
- Но у них могут быть споры с владельцем франшизы?
- Да, могут быть. Например, договор франшизы заключён только на Бишкек, а он начал распространять на Ош, на Каракол.
- Если резюмировать нашу беседу, то получается, что на сегодня Международном третейском суде при ТПП Кыргызской Республики могут рассматривать споры в сфере интеллектуальной собственности. Не все, но по имущественным спорам нет ограничений.
- По имущественным спорам Международный третейский суд при ТПП Кыргызской Республики может и должен рассматривать. Единственное, что в патентном законе и законе о товарных знаках, на что никто не обращал внимания, оказывается, были введены определённые ограничения, где по имущественным правам споры отнесли к компетенции судов. На мой взгляд, это ошибка. Просто никто не обратил внимание.
- Тем не менее, в остальной, очень обширной части, третейский суд может рассматривать. Вопрос в том, чтобы авторы произведений, живописи, литературы, авторы программного обеспечения, об этом знали и делали третейскую оговорку. И очень важно ещё отметить, что решение Международного третейского суда при ТПП Кыргызской Республики окончательное, обжалованию не подлежит и исполняется не только на территории Кыргызстана, а на территории более 170 государств. Поэтому Международный третейский суд при ТПП Кыргызской Республики не ограничен территорией нашего государства, а может рассматривать споры с участием сторон, где бы они, не находились.
- Это замечательная, отличная возможность. На мой взгляд, у третейского разбирательства есть ещё одно преимущество. Мы же говорим, что судебные разбирательства в судах общей юрисдикции бывают очень затяжными по времени. Зачастую они требуют большой потери времени, нервов, ресурсов. По сравнению с этим, третейское разбирательство происходит быстро, оперативно, а его решение обжалованию не подлежит. Для бизнеса это выгодно тем, что бизнесу некогда ходить по судам. Бизнес должен зарабатывать деньги. Предпринимателям надо быстро разрешить спор и работать дальше.
Если посмотреть на творческих людей, то они ведь тоже необычные. Они должны творить, а не отвлекаться на долгие судебные тяжбы, получая при этом психологические травмы. Это же вредит их творческой активности. Получается, что если они годами ходят по государственным судам, то когда им творить? Тем более, что по своему складу они не склонны к долгим юридическим разбирательствам. А если творческие произведения или средства индивидуализации лежат в основе бизнеса, то тем более эти споры могут и должны рассматриваться в третейском суде.
- Вы рассказали много интересного в этой области. Надеемся, что авторы, обладатели права интеллектуальной собственности будут активно использовать третейскую оговорку Международного третейского суда при ТПП Кыргызской Республики, чтобы легче было рассматривать их споры и больше узнают, как о третейских судах, так и о своих правах на споры в этой области. Спасибо!
Беседовал Нурдин Дуйшенбеков.
Источник: akipress.kg