27 марта 2023
Одобрение на вступление в региональное объединение должен дать Китай, пишет в своей статье в «Независимой газете» Андрей Захватов – эксперт по Центральной Азии. Ниже полный текс публикации в СМИ РФ:
В 2024 году исполнится 10 лет, как в столице Казахстана Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2015 году к ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия, и союз стал представлять собой международную организацию региональной экономической интеграции. Как об этом сказано в исторической справке, в 2015 году в Таджикистане начался процесс рассмотрения целесообразности вступления страны в ЕАЭС.
Кто только не агитировал за эти годы небольшую республику вступить в Евразийский союз? Список статусных агитаторов чрезвычайно велик – от молодых политологов до видных экономистов Центра стратегических исследований Таджикистана. Счет агитаторов "за" уже перевалил за несколько десятков и намного превысил число агитаторов "против". Одним из последних VIP-персон, выступивших 2 марта 2023 года в Душанбе за активное взаимодействие Таджикистана с Евразийским союзом стал российский премьер-министр Михаил Мишустин. Необходимость призывать Таджикистан к взаимодействию, как видно, действительно была, так как рост экономики за первые два месяца 2023 года в условиях замедления реального роста потребительского спроса в республике сократился.
Тем не менее агитаторам "за" таджикская столица уже почти 10 лет дает вежливое дипломатическое объяснение: "Межведомственная рабочая группа всесторонне изучает вопрос о присоединении". Не беда, что все эти годы членов этой рабочей группы мало кто видел – их никто и никогда не требовал показать. Власти заявляют, что рабочая группа продолжает изучать вопрос и по итогам работ "будут представлены заключения, на основе которых правительство примет окончательное решение". Но интересен тот факт, что вслед за этими словами добавляют: "Мы и без этого очень тесно взаимодействуем в разных форматах со странами – членами ЕАЭС".
Опытные журналисты заметили, что прямой агитации за вступление Таджикистана в Евразийский союз в федеральных СМИ во время недавнего визита Михаила Мишустина уже не было. Видимо, потому, что на призывы Москвы вступить в ЕАЭС снова дали бы ответ, над которым все снова бы посмеялись – как над товарищем Сааховым в "Кавказской пленнице": "Торопиться не надо! Важно вернуть обществу полноценного человека!"
Все понимают, что, собрав нужную информацию, работу по принятию решения можно выполнить за месяц-другой. Но за эти годы с такими отговорками в Москве скорее всего уже смирились. Поэтому сегодня в Кремле вряд ли рассчитывают на то, что упорствующая республика завтра пополнит список членов ЕАЭС, – было бы уже неплохо, если бы Таджикистан хотя бы немного больше торговал с Россией. Если это так, то в Душанбе, конечно, такому повороту дел только рады – насколько можно понять, в республике уже считают, что от них наконец с агитацией "за" уже отстали. Тем более что цифры взаимного товарооборота в принципе можно увеличить и без Евразийского союза, развивая двусторонние и межрегиональные отношения, и за это агитировать не надо.
Между тем выгоды от вступления Таджикистана в ЕАЭС известными политологами приводились весомые. Главная выгода – свободный экспорт рабочей силы и облегчение участи примерно 1,3 млн работающих в России трудовых мигрантов, которые присылают домой денежные переводы в объеме более 2 млрд долл. Эти деньги составляют почти треть ВВП республики, они в разы выше всех зарубежных инвестиций и превышают доходы банков. Именно на эти деньги живут миллионы жителей Таджикистана, однако трудовые мигранты сталкиваются в России с многочисленными проблемами и зачастую согласны на любые условия работы.
Зная состояние дел в трудовой миграции, в Таджикистане много раз поднимался вопрос создания памятника трудовым мигрантам, но, как говорят, памятник скорее установят марсианам, чем уроженцам республики. Сегодня граждан Таджикистана в РФ намного больше, чем граждан многих других национальностей, и Россия остро нуждается в рабочих – предприятия готовы принимать на работу даже лиц, не имеющих квалификации. Поэтому в условиях роста спроса на рабочую силу и для защиты прав соотечественников властям Таджикистана не приходится прилагать особых усилий.
Вступление Таджикистана в ЕАЭС приведет к снятию таможенных барьеров на границах с другими членами союза и откроет доступ из России к недорогим поставкам нефтепродуктов. Однако недавние крупные вооруженные столкновения Таджикистана с членом ЕАЭС и ОДКБ Киргизией чисто психологически не способствуют вступлению Таджикистана в Евразийский союз. Вместе с тем автор статьи далек от мысли, что напряженность в отношениях Таджикистана и Киргизии выгодна Китаю, который подливает масла в огонь, – никаких фактов этому нет.
Кроме того, Таджикистан справедливо опасается снижения торгового оборота с третьими странами и уменьшения налоговых поступлений, в первую очередь – на границах республики с третьими странами. Что же касается топливных ресурсов, Таджикистан и без того с 2013 года получает из России сотни тысяч тонн самых разных ГСМ на беспошлинной основе.
Агитаторы "за" часто приводят доводы о получении Таджикистаном крупных инвестиций от стран – членов ЕАЭС в развитие производства электроэнергии и в увеличение притока в страну туристов. Но, как показывает опыт государственных инвестиций, все это лишь слова, и ожидать существенные деньги в экономику Таджикистана в обозримый период вряд ли получится – вложения в строительство ГЭС не дают быструю отдачу. Куда ехать отдыхать туристом – граждане решают сами, а приток мелких частных инвестиций и без того ничем не ограничен и целиком находится в зависимости от решений инвесторов.
Вступление Таджикистана в Евразийский союз не даст республике никаких выгод и в части защиты ее территории, так как Таджикистан уже является членом военного блока ОДКБ и, кроме того, в республике дислоцирована крупнейшая за пределами России 201-я российская военная база с высокой численностью военных. Насколько можно видеть, Таджикистан вполне самодостаточен, получает военную помощь не только из России, рассматривает Евразийский союз не как военный зонтик и не считает себя пугливой барышней, которая может спрятаться под этим зонтиком.
Международная обстановка в 2022 году существенно изменилась и, несмотря на воздержание Таджикистана от голосования в ООН по ключевым вопросам, для того чтобы не попасть под вторичные санкции, Душанбе придется тщательно просчитывать каждый контракт. Дело в том, что Таджикистан входит в список стран – потенциальных поставщиков "санкционки". По словам таджикского политолога Парвиза Муллоджанова, "теоретически любая страна или компания может использоваться Россией для обхода санкций, например для покупки технологий, деталей и оборудования, но все это будет отслеживаться, так что риск большой", и политолог знает, что говорит.
Но самое, пожалуй, главное, о чем все помалкивают, – войти в Евразийский союз даже не членом, а просто наблюдателем Таджикистан вряд ли сможет без одобрения третьей страны, и этой страной называют Китай. Еще в конце 2021 года на призыв председателя Демократической партии Таджикистана Саиджафара Усмонзоды войти в Евразийский союз и положить конец проблеме трудовых мигрантов, пресс-секретарь посольства Китая в Таджикистане ответил так: "Приведенные высказывания полностью не соответствуют действительности и не отвечают духу добрососедских и дружественных отношений между Китаем и Таджикистаном и двумя народами. В Таджикистане реализуется большое количество крупных проектов, связанных с сельским хозяйством, водным хозяйством, электроэнергетикой, текстилем, машиностроением и другими областями, что способствует процессу индустриализации и модернизации экономики Таджикистана и приносит ощутимую выгоду народу Таджикистана. Эти плодотворные результаты получают широкое признание со стороны правительства и народа Таджикистана".
Таким образом, по всей вероятности, дистанцирование Таджикистана от ЕАЭС в обозримый период сохранится, но означать коренное изменение направления внешней политики государства ни в коей мере не будет.
Источник: knews.kg