Столица Кыргызстана - город Бишкек празднует сегодня свой 145-й день рождения.
В честь праздника в городе пройдут торжественные мероприятия.
Мэрия Бишкека рассказывает историю города:
Появление человека на территории современного города относится к глубокой древности. Находки каменных орудий труда у Аламединской ГЭС свидетельствуют о проживании в окрестностях Бишкека первобытных людей в 5-4 тысячелетиях до нашей эры. В конце 2-го тысячелетия до нашей эры на нынешней территории города расселяются племена эпохи бронзы. Они занимались пастушеским скотоводством, земледелием, гончарным и металлургическим ремёслами.
С началом железного века на территории Кыргызстана складываются племенные союзы: сакский (7-3 вв. до н. э.) и усуньский (3 в. до н. э.- 5 в. н. э.). Своим выгодным географическим положением город Бишкек обязан Великому Шелковому пути. С древних времен караваны проходили из Китая двумя маршрутами. Восточная ветвь дороги в удобном месте Заилийского Алатау (через Курдай) выходила в Чуйскую долину и здесь встречалась с другой дорогой, ведущей через Центральный Тянь-Шань, мимо озера Иссык-Куль. Вот на пересечении этих путей издревле располагался караван-сарай, место отдыха купеческого люда. Исторически установлен факт, что издавна этот участок принадлежал племенному роду кыргызов-солто. У дорог в этих местах обычно велась оживленная торговля.
Однако, этот лакомый участок земли всегда привлекал завоевателей, вызывал соблазн завладеть им. Сохранилось сказание, когда неисчислимые орды подступали к перекрестку двух дорог, местные жители вынуждены были бежать в горы. Но перед откочевкой жена одного батыра потеряла мутовку (по кыргызски-бишкек) для взбития кумыза, замешкалась, чтобы ее найти. И потому что она была в деликатном положении и очень нервничала, то внезапно наступили роды, она родила мальчика. Его назвали Бишкек.Это был храбрый и сильный джигит. Его жизнь полна подвигов и благочестивых поступков. И когда он умер у берега реки Аламедин на бугре его похоронили.
Где - то между современным восточным автовокзалом и кинотеатром Иссык-Куль родственники и друзья воздвигли надгробный гумбез-Бишкек. Это строение видели и описывали великие путешественники XVII-XVIII в.В междуречье этих своенравных горных потоков еще в античное время селились люди. На территории Бишкека найдены остатки трех городов, жизнь и благополучие которым давал Великий Шелковый путь.
Но так исторически сложилось, что к XVI веку окончательно прервались торговая и культурная связь между двумя цивилизациями - Западом и Востоком. Прекратила существовать легендарная "шелковая дорога", исчезли города. Войны, эпидемии чумы, землетрясения окончательно превратили некогда цветущую Чуйскую долину в пустыню. Городская жизнь сменилась другим укладом- укладом жизни кочевников, которым не требовалось оседать на одном месте. Прекрасные некогда дворцы и могучие замки, веселые и шумные торговые и ремесленные караваны превратились в оплывшие холмы или вовсе сравнялись с землей. Чуйская долина в междуречье Ала-Арчи и Аламедин на столетия стала зимним пастбищем племени солто, одного из сорока племен кыргызов. Редкие торговые караваны из Средней Азии в Китай через семиреченские кыргызские и казахские кочевья, оживляли эту каменистую местность.
Междуречье Аламедин и Ала-Арча во многих источниках считается как святое место. Упоминаются родники с живительной и лечебной водой, приводятся и другие интересные факты. И может быть поэтому эта местность сделалась особенно ценной и заманчивой для многих народов. Поэтому здесь издревле возникали форпосты, караван- сарай, крепости. Одно известное название до возникновения кокандской крепости, поселение или аул назывался - Джуль.
Однако, в обозреваемыми письменными источниками временами Кокандское ханство захватило территорию междуречья и по приказу хана Модали в 1825 году здесь была построена крепость Пишпек.
Кокандцам нужен был контроль над передвижениями торговцев и кочевников. Крепость Бишкек стояла в узле путей кочевников с зимних пастбищ на летние и вдоль дороги на Иссык-Куль и Семиречье. Здесь же, в крепости, кокандцы собирали таможенный налог со всех караванов. Свободолюбивые солтинцы во главе со своим вождем Байтик баатыром не раз пытались взять и разрушить крепость Бишкек, но не хватало артиллерии. Кокандцы были не только сильны, но и коварны. В крепости, например, содержались в заложниках родственники из знатных кыргызских семей, в том числе и сын Байтика Канаева. В сентябре 1862 года верховный вождь племени солто Байтик Канаев поднимает восстание против кокандцев, уничтожает коменданта крепости Рахматуллу и его конвой в 60 человек и посылает в город Верный гонца за помощью русской артиллерии.
13 октября 1862 года начальник Алатавского округа Г.А.Колпаковский с отрядом в 1400 человек и артиллерией начал полную осаду крепости. 24 октября этого же года кокандцы сдались. 2 ноября русский отряд покинул остатки крепости и ушел в город Верный. По приказу Байтика баатыра, в отмщение кокандцам кыргызы начисто разрушили остатки крепости. Именем Байтика баатыра ныне названа одна из центральных улиц нашей столицы (часть улицы Советской). В 1863 году кыргызы вплоть до Алая примкнули к России. В Омске генерал-губернаторстве был подписан Договор о вхождении в состав России. В крае устанавливается самоуправление. В Чуйской долине и у развалин крепости Бишкек возникает ряд городских и земледельческих поселений под контролем царской администрации.
В 1868 году в селах Лебединовка, Ново-Покровка 50 семей селятся на линии почтового тракта в урочище Пишпек. Так ташкентская дорога стала первой улицей будущего уездного города Пишпек. Пишпек - это неправильно услышанное русскими офицерами-топографами кыргызское название местности Бишкек.
Первые русские крестьянские семьи из Пензенской, Самарской, Воронежской и Тамбовской губернии облюбовали для себя усадебные участки вдоль трактовой дороги, построив на первых порах землянки и шалаши. К первопоселенцам присоединились торговцы-узбеки из Ташкента, Намангана и других местностей Узбекистана. Вдоль реки Аламедин уже жили также обедневшие кыргызы, не имевшие скота и садоводы-огородники узбеки, а также семьи бывшего гарнизона кокандской крепости Бишкек. К 1876 году в Пишпеке проживало 58 семейств - 182 человека обоего пола, в том числе женщин - 94. По национальностям жители подразделялись так: русских семей было - 9, узбекских - 48 и татарская семья - 1.
Тогдашний Пишпек только своим очень удачным местоположением и наличием почты отличался от основной массы русско-украинских селений в крае. Сама крепость Пишпек была разрушена, а ее постройки на древнем холме сравняли за ненадобностью. Не было необходимости в военном укреплении на землях кыргызов, так как отношение между двумя народами закладывались на мирной основе. Глину со стен крепости первые переселенцы разбирали на свои постройки, так образовалась первая улица - Ташкентская. Некогда грозный бастион кокандцев превратился в мирный холм, скрывший тайны многих веков.
Семиреченские власти проектировали основать центр уездного управления севера Киргизии в Кочкорке или Кутымалды (г.Балыкчы), но туркестанский генерал-губернатор после поездки в 1870 году по Семиречью остановил свой выбор на Пишпеке. 29 апреля 1878 года уездное управление было размещено в Пишпеке.
"План проектного расположения вновь предполагаемого города Пишпека" - города с застройками Европейского типа был утвержден 31 августа 1878 года военным губернатором Семиреченской области генерал-лейтенантом Г.А.Колпаковским. Простая в своей основе планировка удачно вписывалась в окружающую местность. Его уличная сетка, разбитая в шахматном порядке, благоприятствовала устройству арычной сети и естественной вентиляции улиц. Компактная территория города междуречья Ала-Арчи и Аламедин была размещена так, что и в сейсмическом отношении это был наиболее благоприятный район.
Источник: akipress.kg