19 июля 2023
Exclusive.kz рассказывает о тех политических деятелях конца прошлого века, которые не были прямыми конкурентами Нурсултана Назарбаева. Но среди тех, кто вступил с ним в прямую конфронтацию особое место занимает фигура Серикболсына Абдильдина.
Общее советское прошлое Пик этого противостояния пришелся на первые президентские выборы на альтернативной основе, прошедшие 10 января 1999 года. Но для того, чтобы понять его причины, нужно сделать небольшой биографический экскурс. В 1960-х годах, после окончания Алматинского сельскохозяйственного института, Абдильдин занимался как практической (был агрономом несколько лет в родной Семипалатинской области), так и научной деятельностью – сначала в аспирантуре, а затем в качестве научного сотрудника Казахского НИИ экономики и сельского хозяйства. Затем он перешел на работу в Госплан Каз.ССР, пройдя путь от начальника подотдела до заместителя председателя – вплоть до начала 80-х. Надо отметить, что он не прекращал заниматься наукой ни тогда, ни в годы работы в правительстве и ЦК, ни даже в эпоху независимости. Он занимался повышением квалификации в Институте управление народным хозяйством СССР, в 1986 году стал доктором экономических наук, а в 96-ом – профессором экономики. Как любят говорить биографические справочники, "является автором ряда монографий в области сельского хозяйства, экономики и политического устройства".
Но теоретические знания Серикболсына Абдильдаевича щедро подкреплялись практикой – он был министром сельского хозяйства, ректором высшей школы управления АПК, первым заместителем Госагропрома Каз.ССР, постоянным представителем нашей республики при Совете министров СССР. На этой должности он пробыл три года – до апреля 1990 года, так как на родине был избран депутатом Верховного совета XII созыва.
И хотя Абдильдин, в отличие от многих, оставался верен идеалам коммунизма до конца жизни, он проявил себя как политик "новой волны" и особенно ярко это проявилось в бытность, когда он стал заместителем председателя Верховного совета. Напомним, что тогда практически весь парламент страны состоял из членов КПСС, но именно Абдильдин стал идеологом немедленных и радикальных реформ. И в этом он, как никто другой, очень помогал президенту Казахской ССР Нурсултану Назарбаеву – начиная с его избрания и заканчивая формированием его демократического образа.
В те годы именно парламент был де-юре и де-факто "двигателем реформ", а президенту во многом оставалось только подписывать принятые им решения. И это до определенного времени отвечало интересам Назарбаева, хотя уже очень скоро это его стало тяготить и он начал перетягивать одеяло политической перестройки на себя. Сам Серикболсын Абдильдаевич ни в то время, ни значительно позже не скрывал этого.
От независимости к зависимости Те времена подлежат отдельному и более детальному изучению и описанию, поэтому нам приходится делать сравнительно продолжительные временные перескоки. Таким образом мы попадаем сразу в первые месяцы и годы независимости. Но так как Декларацию о государственном суверенитете приняли именно депутаты Верховного совета, Назарбаев хотел заполучить отдельный документ с его личной подписью, который появился на свет 16 декабря 1991 года. Впрочем, это был необходимый акт, по которому страна жила до принятия первой Конституции. Но факт остается фактом – Назарбаеву понравилась роль главы государства, но для этого ему надо было укреплять власть на законодательном уровне.
Однако, по Конституции 1993 года главным тормозом для его единоличной власти становился Верховный совет, который вместо помощника и соратника все чаще проявлял себя как политический оппонент. Мнение Назарбаева позволяли себе оспаривать даже те, кто раньше числился его другом, а то и соратником. Депутаты сводили на нет некоторые его инициативы, да и ему удавалось дезавуировать ряд решений народных избранников. Точечную борьбу ему вести уже не приходилось – надо было решать вопрос "оптом". В итоге был разогнан сначала один, а затем другой созывы Верховного совета. Немногим тогда удалось перебраться в новый мажилис, включая и самого Серикболсына Абдильдаевича.
Но он время зря не терял – был соучредителем ряда общественных организаций, выступал в прессе, а заодно и занимался наукой, каждый раз доказывая, что действия и бездействие правительства в области сельского хозяйства приведут к его уничтожению. В общем, он стал обретать врагов не только в лице президента, но и некоторых членов правительства, зарождавшихся олигархов и латифундистов.
Новой вехой в политической жизни страны стало возрождение, а точнее продвижение Коммунистической партии. Признаться, тогда, в середине 90-х, это воспринималось в обществе неоднозначно. С одной стороны, у многих КПК ассоциировалось с возвращением советского режима. Кстати, именно на этом было построено одно из направлений программы Бориса Ельцина в президентской гонке 1996 года, проходившей в том же году – мол, приход к власти Зюганова погубит демократию. Но, как бы это не было парадоксально, в Казахстане перерожденные коммунисты оказались большими демократами, нежели "Назарбаев и Ко". Более того, вокруг Абдльдина стала объединяться оппозиция того времени, включая попавшего в опалу бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина.
Выборы, выборы… Итак, пиком противостояния между Назарбаевым и Абдильдиным стали президентские выборы 1999 года, причем, в прямом смысле этого слова. Не секрет, что по многим показателям Абдильдин опережал своего конкурента в нескольких регионах, а в целом же, как утверждали тогда наблюдатели, как минимум, должен был состояться второй тур. К слову, это были первые выборы в Казахстане, за которыми наблюдала миссия ОБСЕ, и первые, которые она признала нечестными.
Но хотя официально Абдильдин набрал всего 12 процентов голосов (против 79-ти у Назарбаева и 4,6 у Гани Касымова), общество поняло, что с уже увязшим в стремлении к единовластию и вкусившим плоды авторитаризма первым президентом вполне можно бороться. Более того, нужно… Также эта предвыборная гонка помогла впервые объединиться демократическим силам, которые незадолго до этого естественным образом шли порознь на выборах парламентских. Здесь необходимо напомнить, что через них Серикболсын Абдильдин вернулся в парламент, став одним из ярких представителей депутатского корпуса с принципиальной позицией.
На следующие выборы в мажилис (в 2004 году) Компартия пошла в блоке с "Демократическим выбором Казахстана", показав неплохие результаты – если бы, конечно, Центризбирком правильно считал и не было всяческих фальсификаций. В равной степени это относится к тогдашнему ДПК "Ак жол" и ряду кандидатов по одномандатным округам. Но главным итогом "с дальним прицелом" было то, что эти выборы оказались последними (до этого года) по мажоритарной системе и с возможностью партиям идти блоком. Последнее – во многом из-за коммунистов. В 2007-ом Компартия Казахстана объявила бойкот плебисциту, а перед Выборами-2012 ее заблаговременно удалили из политического поля, приостановив деятельность – якобы за участие в движении "Халық Майданы" ("Народный фронт").
За полтора года до этого Серикболсын Абдильдаевич показал пример лидерам большинства других политических партий, сложив полномочия председателя КПК. Однако она продолжала ассоциироваться с его именем – даже после того, как была официально ликвдрована в августе 2015 года. К этому времени Серикболсын-ага уже стал реже появляться на публике – сказывалось здоровье, но старался давать интервью и делать заявления по тому или иному поводу. При этом, он никогда не отказывался от своих слов – напротив, с годами его высказывания становились все жестче и конкретнее. В первую (да и во вторую) очередь это касалось Нурсултана Назарбаева.
Безусловно, ему это не нравилось, но позволить себе какие-то крайние меры он еще не мог себе позволить. Ведь первое вызвало бы нешуточную реакцию со стороны общества, а в эмиграцию Абдильдин не собирался.
Поэтому Акорда и ее хозяин шли на другое. Кроме подтассовки выборов и неудачных (даже смешных) попыток дискредитации, в ход шли другие политические технологии. Одной из широкомасштабных операций стал раскол КПК, который был осуществлен по двум основным направлениям – через филиалы и местные ячейки, а также через руководство партии. Однако, по существу, это лишь усилило позиции самого ее лидера – имидж Абдильдина в обществе, а особенно среди протестного электората лишь рос. Более того, даже те силы, которые были принципиально против коммунистической идеологии, всегда воспринимали его как нечто отдельное от идей большевизма и всего того, что они принесли нашей стране и народу.
Дело в том, что Серикболсын Абдильдаевич мог коротко и ясно объяснить не только свои позицию по тому или иному событию, но и в целом обрисовать происходящее. Мог и промолчать при случае, что в определенной ситуации было полезнее для всех. Но если высказывался, то от души и по существу. В особенности в отношении Назарбаева. Для некоторых это походило на личную напризянь, но это была объективная оценка ситуации – именно в первом президенте он видел виновника всех наших бед, так как он заложил систему коррупции для поддержания режима личной власти, а все остальное, как говорится, производное.
Поэтому с годами репутация Серикболсына Абдильдина только кристаллизовалась, а вот у властей это вызывало обратный эффект. В том числе и после того, как Нурсултан Абишевич переехал из Акорды в "Библиотеку". Режим боялся его даже после смерти – власти даже не дали провести панихиду, сократив прощание с Серикболсын-ага до минимума.
Кто знает, какой была бы судьба независимого Казахстана, если бы его возглавил этот человек, сохранивший верность своим убеждениям о том, что главной ценностью государства является его народ.
Как Нурсултан Назарбаев рассказывал СМИ о своем отношении к Серикболсыну Абдильдину.
По словам Назарбаева, Серикболсын Абдильдин был образованным человеком и экономистом. На заре Независимости Казахстана Назарбаев уговорил его баллотироваться в депутаты Верховного Совета КазССР.
«Причем в абсолютно ему неизвестном Шымкенте избрался депутатом. Это первые годы Независимости. Мы были близки. Я ему доверял. Я был занят всенародными выборами 1 декабря 1991 года, а он своими делами. После инаугурации, когда вступил в должность, он стал претендовать: «Я буду председателем Верховного Совета». Честно говоря, я не хотел, потому что я знал его амбиции, неправильное отношение, получился спор. Другие кандидаты отказались или он сговорился. Таким образом, он стал председателем Верховного Совета и сдружился с Хасбулатовым (экс-председатель Верховного Совета России). Тот ратовал за то, чтобы Советы были главными органами в стране. «Вся власть Советам!» — лозунг большевиков, это привело к расстрелу Белого дома», — вспоминал Назарбаев.
Нурсултан Назарбаев отметил, что Серикболсын Абдильдин, будучи председателем Верховного Совета Казахстана, блокировал все предложения по переходу на рыночную экономику.
«Правда, парламент тогда, в 91-92 годы, был весь коммунистический, был избран во время СССР. Я с утра до вечера сижу в парламенте, каждую статью объясняю, выступаю. Что делать? Надо же двигаться вперед. Закон о приватизации невозможно принять, закон об алкоголе тоже, закон о частной собственности — невозможно. Малый и средний бизнес — невозможно. Там все сидели коммунисты, я и сам был такой, но надо было меняться«, — рассказал Назарбаев.
Переломным, по словам бывшего президента, оказался момент, когда группа депутатов из Алматы приняла решение объявить о роспуске райсовета.
«Для меня это было очень важно. Я все время говорил, что мешают. Акимы мне говорили, что на местах тоже мешают. Абдильдин ездит по областям тоже говорит, что мы должны взять все в руки себе. Не знаю, чем он руководствовался. В общем-то об ушедшем плохо не говорят. В принципе, человек был образованным, нормальным, мы были друзьями. Вы понимаете, самый большой враг — из друзей, получается», — отмечал Нурсултан Назарбаев.
В интервью радио Азаттык в 2009 году Абдильдин говорил, что Назарбаев "узурпировал всю полноту государственной власти". Я способствовал во многом его карьерному делу тогда, когда Колбин ушел с должности первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, два-три месяца эта должность оставалась вакантной.
Очень много разговоров было вокруг того, кто достоин занять пост первого секретаря ЦК КПК. Обсуждалось много фамилий, в том числе и, конечно, Нурсултан Назарбаев, такие величины, как Еркин Ауельбеков, Махтай Сагдиев и многие другие.
Но я всегда держал линию, чтобы Назарбаева Москва оценила. Я в коридорах ЦК компартии тогда очень много людей знал и общался. И они у меня спрашивали по таким как бы документам, как тогда писали жалобы, в том числе анонимные, "катали" на всех, в том числе и на Назарбаева много жалоб поступало в Москву.
Я всегда его в какой-то мере отгораживал от этих неприятностей. Когда я вернулся в Алматы, в первое время был избран заместителем председателя, а спустя год стал председателем Верховного Совета.
Я всегда по возрасту (я старше его на два с лишним года) как бы опекал, любил как младшего брата по возрасту. Но, к великому моему сожалению, у него вот одно на лице, другое на языке, а внутренний мир у него очень сложный…
Если даже вот в такой ситуации много людей поняли или раскусили его именно таким, ни одному его слову не верят. И многие боятся говорить про него что-то плохое. Тем не менее есть люди, которые мне рассказывали, что они до такой степени ненавидят, что когда он появляется на экране, выключают телевизор.
А тогда была совсем другая картина была – люди верили ему и надеялись. А со временем, когда он уже четверть века у власти, люди познали его внутренний мир. Сейчас он не оценивается таким человеком, каким его видели в конце 80-х и начале 90-х годов.
И я сам убежден был в его грязных приемах, повадках. Но тогда я наивно полагал, что он все эти авантюры всякие, склоки, интриги устраивает ради того, чтобы обыграть своих соперников на пути к вершине власти.
Однако даже тогда, когда стал на самом деле единоличным "начальником" страны, он не избавился от тех совершенно определенно темных, грязных приемов. И сейчас идет буквально повальное истребление наиболее продвинутых граждан Казахстана, в том числе и талантливых менеджеров, топ-менеджеров и довольно передовых бизнесменов.
Это меня очень сильно беспокоит. Очень волнует меня. Если нация таким образом избавится от своего прогрессивно мыслящего слоя, что же дальше будет? Что же будет со страной, с народом? Это раз.
Второе, по большому счету его приход к власти был начат с того, как он в свое время сам говорил, что один человек не должен занимать один и тот же высокий пост очень долгое время и что это вредит. А на самом деле он сам стал самым главным вредителем в стране.
Все беды, все проблемы в Казахстане исходят от его политики. Поэтому давно пора бы добровольно уйти ему с этого поста.
"УБИЙСТВА САРСЕНБАЕВА, НУРКАДИЛОВА – ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ПОЛИТИКИ"
— Господин Абдильдин, вы Нурсултана Назарбаева знаете, получается, даже более 30 лет. Какие качества Назарбаева вы можете особо выделить?
— Из положительных — не нужно это отрицать – он обаятельный человек. В любой компании, при любой встрече он может и умеет находить начало разговора, середину и конец разговора. Он увлекает своим подходом при встречах и с простым тружеником, и с государственным деятелем и со многими другими. Этого нельзя не признать.
Однако, в то же время у него никогда не сходятся слова с делами. Он очень увлекается лживой политикой, обманом. По большому счету в этом отношении он даже не щадит никого.
Он в первую очередь свое ближайшее окружение как бы "погружает" в грязь, а потом их делает зависимыми. Это очень коварный прием.
А когда люди зависимы – разбогатели и не могут оторваться от Назарбаева – это рабство.
Если кто-то оторвется от него и искренне говорит, что с Назарбаевым нельзя работать, опасно с ним дело иметь: их либо сажает, либо изгоняет… Но я еще один факт открыто хочу сказать.
Убийства Сарсенбаева, Нуркадилова – это явный показатель его отрицательной политики. Их гибель, само собой, как в зеркале
В любой компании, при любой встрече он может и умеет находить начало разговора, середину и конец разговора. Он увлекает своим подходом при встречах и с простым тружеником, и с государственным деятелем и со многими другими. отражена. Они были его соратниками, выполняли все, что он говорил, служили ему. Служили!
Я видел своими глазами. Я встречался. Я в свое время, по предложению самого Назарбаева, помогал в их выдвижении. Первый раз, когда Алтынбека он представил мне, он даже сказал такое: "Секе, бұл жігіт "біздің адам"… (Этот парень — наш человек.)
Но служили они верой и правдой. Однако их довело его поведение, его политика до такой степени, что они оторвались от его грязной политики, диктаторства, семейно-кланового метода правления государством.
И не только оторвались, но и начали действовать, обнародовали то, что это не является демократией. Это настоящая монархия. Это пагубно для будущего Казахстана. Во-первых, Казахстан мы распродали. А во-вторых, люди живут очень плохо. В-третьих, народ подавлен.
А вот они расплатились за эти разоблачения.
Мне, например, очень больно, что… 1937 год повторяется. Я, в принципе, в конце 1937 года родился. Но тогда обвиняли людей тремя подписями. А тут человека вынимают с места омоновцы (точнее: сотрудники специального подразделения КНБ "Арыстан". – радио Азаттык). Крадут, везут его за город.
Не только одного Алтынбека, но и двух его помощников. Убивают. Без суда и без следствия…
"КТО КУЛЬТИВИРОВАЛ ЭТИ ПОРОКИ?"
— Причем это же ведь по сути было казнью. Они же все были застрелены энкавэдэшным методом в затылок…
— Да! Вот в том-то и беда, что когда один человек много лет у руля, никто не может раскрыть истинные причины вот таких аномалий.
До сих люди говорят, гудят… Но они не могут сказать, кто виноват в причинах и следствиях Декабрьских событий 1986 года. Понимаете!
Я открыто к 20-летию Декабрьских событий написал что к чему: кто за что боролся и на что напоролся. Но во всяком случае все это от
Вместо того чтобы за 20 лет единоличного управления государством создать экономику для внутреннего рынка, он – президент Назарбаев — ничего абсолютно не сделал. него и идет…
Помимо прочего страдают люди по земельной проблеме. У них отбирают земли, участки… Кто все эти проблемы породил? Кто культивировал эти пороки?
Я был депутатом, и я выступал против принятия Земельного кодекса, где содержалась статья о продаже земли. Тогда он сам, без парламента, подписал этот кодекс. Вообще-то, ввел эту-то статью он сам.
А сейчас вокруг торговли и продажи земли люди убивают друг друга за клочок, за участок земли. Кто сильнее и смелее — отбирает участки земель у более слабых и незащищенных.
Мировой кризис сам по себе… Во всяком случае кризис в Европе и кризис в Казахстане – это совершенно разные вещи. У нас же нет собственного производства. До 60 процентов товаров, в том числе и продовольственных, мы завозим извне.
Вместо того чтобы за 20 лет единоличного управления государством создать экономику для внутреннего рынка, он – президент Назарбаев — ничего абсолютно не сделал. И до сих пор одно и то же повторяет: давайте мы уйдем от зависимости от нефтедоллара, второе, третье и так далее.
Поток нефтедолларов как бы несколько ослаб, а сейчас нефтедоллары снова очень сильно потекли. И я боюсь, что он снова забудет эти свои слова о создании национальной экономики. Поэтому от него толку мало.
"НАЗАРБАЕВ ПРИВАТИЗИРОВАЛ ВСЮ ЭКОНОМИКУ"
— Вы читали книгу Рахата Алиева "Крестный тесть"?
— Да, читал.
— Так вот, по версии бывшего зятя президента, фонд "Самрук-Казына" создан для того, чтобы собрать все ценные активы государства и продать их инвесторам из Сингапура, Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратов. По его утверждению, за этими инвесторами будто бы стоит сам Назарбаев. То есть, по мнению самого экс-зятя президента, Назарбаев решил окончательно приватизировать всю страну. Вы допускаете такую возможность?
— Ну, вообще-то, то, что написал Рахат Алиев, нам и так было известно. Он немножко, может быть, эмоциональнее и, возможно, в какой-то мере с уклоном злобы, что ли, изложил.
То, что Назарбаев распродал все прибыльные предприятия еще на заре независимости, люди чувствуют даже закрытыми глазами. А то, что сейчас идет передел собственности, это явно бросается в глаза. Сейчас он начал уже "пересортировку" делать в смысле "кому больше досталось богатства, а кому меньше" и как управлять этими активами.
Я не исключаю, что Рахат пишет правильно. Во всяком случае "Самрук-Казына" назвали фондом народного благосостояния. Но это
Но вообще, он узурпировал не только политическую власть. Нурсултан Назарбаев приватизировал всю экономику Казахстана. создано для благосостояния самого Назарбаева. Это не надо скрывать.
Но вообще, он узурпировал не только политическую власть. Нурсултан Назарбаев приватизировал всю экономику Казахстана. Притом он завладел такими отраслями экономики, где деньги просто льются. Это не только нефть и газ, но и металл, особенно цветные металлы.
Я не удивлюсь, если он дальше будет продавать. Вот сейчас по национальной компании "Казатомпром" очень большие разговоры идут. Но уран – это чистые и очень большие деньги.
"Казатомпром" отобрали у Мухтара Джакишева. Отобрали то не от Джакишева, а от его влияния. Но Джакишев и другие — продвинутые топ-менеджеры – они в какой-то мере оказывают сопротивление или высказывают свое мнение.
А это не всегда устраивает его [Нурсултана Назарбаева], близких, в том числе его самого. Он просто, в буквальном смысле слова, сейчас, можно сказать, вторичным переделом крупных прибыльных отраслей занимается.
Источник: knews.kg