Снять аграрный сектор с "тормозов"

Снять аграрный сектор с "тормозов"

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

Снять аграрный сектор с "тормозов"

14 апреля 2010

Снять аграрный сектор с 21:40, 14 апреля 2010 БИШКЕК, 14 апреля 2010 года (КАБАР/Жылдыз Турусбекова). Для Кыргызстана как аграрной страны одной из приоритетных отраслей экономики является сельское хозяйство. Поэтому в последние годы со стороны государства предпринимались усилия по поддержке этой отрасли, к примеру, в период проведения полевых работ сельским товаропроизводителям предоставляются в качестве товарного кредита горюче-смазочные материалы, семена, минеральные удобрения.Был обновлен устаревший парк сельхозтехники, на базе бишкекских заводов "Кыргызавтомаш" и "Дастан" налажена сборка тракторов, комбайнов и навесной техники. Также правительство планирует начать формировать кластеры в приоритетных отраслях экономики, включая производство, переработку и реализацию мяса, молока, сахара, растительного масла, семян люцерны, зерна, плодов и овощей, картофеля и фасоли.Одним из успешных инструментов развития аграрной сферы стало создание микрофинансовых учреждений, что обеспечило доступ сельских жителей к финансовым ресурсам. Сегодня в Кыргызстане осуществляют свою деятельность свыше 500 микрофинансовых организаций и кредитных союзов, но желательно бы снизить размеры процентных ставок, чтобы сделать еще более доступными финансовые ресурсы для крестьян и фермеров.Как считают эксперты, существует еще много нерешенных проблем, тормозящих развитие сельского хозяйства, что напрямую влияет на обеспечение продовольственной безопасности и уровень жизни населения. В числе проблем называются правовые проблемы, которые являются следствием несовершенства законодательства. Этому был посвящен Национальный семинар "Совершенствование законодательства - основа для развития сельского хозяйства", состоявшийся на днях в бишкекском отеле "Достук". Он был организован Фондом развития права и бизнеса при финансовой поддержке Швейцарского бюро по развитию, его участники обсудили наиболее актуальные правовые проблемы в сельском хозяйств и пути их решения.Эксперты и юристы Фонда провели анализ регулятивного воздействия нормативно-правовых актов, регулирующих семеноводство, использование пастбищ, потраву и порчу посевов, а также освоение малопродуктивных земель и их трансформацию. На основе результатов анализа были выработаны комплексные рекомендации с предложениями по совершенствованию законодательства в сфере сельского хозяйства. К обсуждению были предложены проекты на основе обзора проблем, связанных с семеноводством, использованием пастбищ, трансформацией земель и других.По оценке экспертов Фонда, хотя номинально объемы производства сельского хозяйства за 10 лет выросли в 2,13 раза, его доля в ВВП страны упала в 1,4 раза. Например, если в 2000 году доля аграрного сектора составляла 34,2 процента, то в 2008 году - 25,8, а по итогам 2009 года - около 24,5-25 процентов. Причина - развитие в экономике других отраслей, в том числе сферы услуг, туризма, строительства.Проблемы, существующие в сельском хозяйстве, влияют и на развитие семеноводства, которое могло бы сыграть "ключевую роль в интенсификации растениеводства, что является единственным вариантом при ограниченности пахотных земель в стране", - считают специалисты.По данным Семеноводческой ассоциации, республика не обеспечивает внутренние потребности в семенах пшеницы, ячменя и кукурузы. Так, при потребности в семенах пшеницы в 80 тысяч тонн, их производится лишь 65 тысяч тонн, причем производство кондиционных семян составляет только четвертую часть от общего объема, при потребности в семенах кукурузы в 2 тысячи тонн, их производится в 2 раза меньше. Страна обеспечивает себя семенами только картофеля, люцерны, сахарной свеклы.Директор Фонда Алмаз Мурсабаев в числе вопросов в семеноводческой отрасли, связанных с несовершенством законодательства, назвал проблемы в процессе установления государственных требований к качеству семян, с удостоверением кондиционности семян, защиты новых сортов, вопросы по статусу семеноводческих хозяйств, недостаточности пахотных земель для семхозов, относительно высокой себестоимости производимых семян семхозами, нехватки кадров.Например, несмотря на то, что Положение о семеноводческих хозяйствах предъявляет минимальные требования к количеству земли, у 38 процентов семхозов земель менее 50 гектаров, а участки размером более ста гектаров имеют лишь 30 процентов семхозов. Затраты на производство семян зерновых культур составляют 22-28 тысяч сомов на один гектар, сахарной свеклы - до 80 тысяч сомов, люцерны - до 20 тысяч сомов."Сравнительный правовой анализ закона "О семенах" и Положения "О семеноводческих хозяйствах" показывает, что закон содержит упрощенную схему получения разрешения на производство и реализацию семенного материала, тогда как в Положении эта система намного усложнена. Закон о семенах позволяет заниматься семеноводческой деятельностью широкому кругу субъектов, тогда как Положение ограничивает этот круг и это при том, что закон не требует получения лицензии на семеноводческую деятельность. Также Положение в противоречии с законом устанавливает требования, не предусмотренные законом в части получения разрешения на семеноводческую деятельность", - отметил Мурсабаев.Генеральный директор Общественного фонда "ЛАРК Кербен" Алмаз Акматалиев указал, что проблема пастбищепользования возникла после введения в 2009 году соответствующего закона. В числе проблем реализации закона "О пастбищах" он назвал проблему определения границ пастбищных угодий, использования средств за пастбищепользование, по порядку обмена права аренды на пастбищные билеты, по использованию пастбищ иностранными лицами, государственной регистрации права пользования пастбищами, предоставления пастбищ в иных целях, кроме животноводства, пастбищных участков, находящихся в землях лесного фонда.Глава департамента развития права и качества ФРПБ Венера Болтобаева выступила с обзором проблем по освоению малопродуктивных земель. По ее информации, в Чуйской области каждый шестой гектар, а в Панфиловском районе - каждый второй, в Жайылском - каждый третий относятся к категории малопродуктивных. Урожайность на этих площадях снижается от 10 до 80 процентов. В последние годы усилился процесс деградации земель: из 105 миллионов гектаров сельхозугодий 88 процентов земель деградированы. Часть малопродуктивных пастбищ (8,69 миллиона гектаров) переведена в категорию земель запаса. Сократилась площадь орошаемых земель и на сегодня она составляет 813,5 тысячи гектаров.Как отметила Болтобаева, существуют противоречия и в нормативно-правовых актах, регулирующих процесс предоставления малопродуктивных сельхозугодий. Например, в Положении в числе видов сельхозугодий, относящихся к малопродуктивным земельным участкам, указаны пастбища, хотя Земельный кодекс не относит пастбища к таковым. Также Земельный кодекс, законы "О пастбищах" и "Об управлении землями сельскохозяйственного назначения" "устанавливают, что пастбища находятся только в государственной собственности" и не могут быть переданы в частную собственность, однако Положение "О порядке предоставления малопродуктивных сельскохозяйственных угодий" допускает передачу малопродуктивных пастбищ для освоения, а в последующем и в частную собственность". Были указаны и другие противоречия.По мнению экспертов, увеличение количества деградированных и неиспользуемых земель сельхозназначения происходит по ряду причин. Например, изменение качества земель, ранее считавшихся поливными, произошли в основном из-за вывода из строя оросительных сетей, насосных станций, отсутствия финансовых средств на проведение мелиоративных работ, нехватки воды и так далее. Также многие владельцы богарных земель отказываются от их эксплуатации из-за высоких налоговых выплат за использование этих земель (по ставкам орошаемых земель).Еще одной причиной уменьшения площадей земель сельхозназначения эксперты называют "искусственное выведение из оборота огромного количества плодородных земель под разными предлогами в другие категории земель. Проблемы усугубляются существующими противоречиями в нормативно-правовых актах. Например, в Положении "О порядке перевода (трансформации) земельных участков из одной категории в другую или из одного вида угодий в другой" "нет основных критериев, в каких случаях и когда должен осуществляться перевод равноценных видов сельхозугодий из одного вида в другой в рамках одной группы, нет также критериев, условий и не определены процедуры осуществления перевода менее ценных видов сельхозугодий в более ценные виды", - отмечают эксперты.Для решения этих проблем предложено провести инвентаризацию земель сельхозназначения и внести изменения в земельно-учетную документацию с соблюдением необходимых процедур, исключить противоречия и внести изменения в ряд нормативных актов правительства.Участники семинара после пленарного заседания провели дискуссии по направлениям сельского хозяйства и выработали рекомендации, которые могут быть учтены при рассмотрении соответствующих законов. Совершенствование существующей нормативно-правовой базы с учетом предлагаемых предложений позволит решить многие проблемы аграрного сектора, считают эксперты.Источник: kabar.kgСсылка на новость: http://www.for.kg/ru/news/116504/

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта