Какой кыргыз не любит плова из узгенского риса? А всяк ли розовый рис, который мы покупаем на столичных рынках - настоящий узгенский?
С этими вопросами Sanzhar Sultankulov отправился на родину риса, в древний город Узген. В Узгене нас встретил Эркин аке, друг "Аграрной платформы", местный рисовод, который знает рисовую кухню узгенских корней с самого что ни на есть, нутра. Поля или рисовые чеки, которые мы посетили, находятся в старом Узгене, в народе эту часть города называют "паски Өзгөн". Здесь до сих пор есть те самые узкие улочки из старых фильмов про басмачей, глинобитные домики в махаллинском стиле. Большинство рисового урожая уже собрано. По словам Эркин аке урожай в этом году неплохой, но из-за кризиса цены на рис упали на 20 сомов оптом за килограмм. Если в прошлом году оптовая цена на рис составляла 90 сомов, то в этом году не выше 80 сомов. Сейчас рис лежит на полях и дымится в стогах, чтобы дойти до кондиции перед сушкой. Технологии сборки и переработки узгенского риса до сих пор дедовские, все делается вручную, мельниц, веялок и сушек единицы по всему Узгену. Самый продвинутый цех по переработке у Рашида аке, мощность мельницы пара тонн за 3-4 часа, потом рис идет в веялку несколько раз и только потом в мешки. Но начнем с сушки. Рис с полей идет под навесы. Оттуда уже в полукустарную сушильную центрифугу, мощностью до 6 тонн за 3-4 дня. Работает сушилка на угле, потому что электричество переработчику не по карману и часто случаются перебои. Сушилку Рашид аке разорился, но построил, затратив более 2 млн. сомов на закуп материалов, и установку. Большинство работ выполнено самими же, лес свой, львиную долю денег потратили на металлоконструкции и китайские системы отопления, обдува и вентиляции. Сушка 1 кг риса в готовом виде стоит 3 сома для крестьян, Под навесом лежит две большие кучи риса в шелухе. Еще на очереди ряд фермеров. Рашид аке говорит, что надо успеть поработать в течение этих двух месяцев, в сезон. Затем сушка будет зимовать в спячке до следующей осени. По его подсчетам сушка оправдает себя еще через четыре года. Такова рентабельность его сушильного проекта. Долго. На шее еще ряд кредитов, во вдоре красуются два комбайна, которые тоже ждут часа своей расплаты в банке. Но Рашид аке повторяет: "Кто не работает, тот не ест". Проблемы сегодня обратно те же, низкие цены на рис. Забирают рис в Россию, Казахстан. На вопрос о крашенном рисе Рашид аке отвечает: "Посмотрите на мое производство. Мне некогда его красить. Мне бы натуральный рис продать в том виде, в каком я его произвожу". Сами узгенские рисоводы не красят рис, нет необходимости, но под "узген" рис подделывают в Джалал-Абаде, и неопытные покупатели попадаются на эту махинацию, сетует Рашид аке. Около 80% населения Узгена живут за счет выращивания риса, потенциал роста объемов есть, все упирается обратно же в переработку и сбыт.
Узгенский рис научно признан одним из самых питательных во всем мире по содержанию, но каким трудом это дается известно только самому узгенскому рисоводу. "Аграрная платформа" совместно с кыргызско-корейской ассоциацией дружбы "Доссан" запустили совместную работу по улучшению технологий переработки узгенского риса в Кыргызстане.