Госэкотехинспекция совершила очередной рейд по проблемным местам окраины столицы. На этот раз журналистам показали незаконные постройки под линиями высоковольтной электрической передачи, где категорически запрещено любое строительство. Но в нашей стране каким-то чудесным образом и там бывает разрешено. Кому? Сегодня мы вам расскажем.
На северной окраине столицы вдоль объездной дороги проходит высоковольтная линия ВЛ-110 "Главный - Кызыл-Аскер" протяженностью 21 километр. Еще в далеком 1992 году постановлением правительства №316 под линией определена охранная зона по 20 метров от ее края.
Однако и граждане страны, и местная власть, и даже сами энергетики (!) плевать хотели на данное постановление.
Первый раз "плюнули" после тюльпановой революции 2005 года, когда люди, пользуясь слабостью власти, решили свои жилищные проблемы путем захвата земли, прилепив очередной сырой кирпич в "саманное кольцо Бишкека".
Как рассказал представитель Чуйского предприятия высоковольтных электрических сетей Замир Батаканов, некоторые дома в новостройке "Дордой-2" стоят не только в охранной зоне энергетиков, но и на территории газовиков, и даже кладбища.
"Охранная зона кладбища должна составлять не менее трехсот метров, от газовой трубы, если не ошибаюсь, расстояние должно быть не менее 150 метров, рядом с этими требованиями наши нормативы кажутся мизерными", - сказал Замир Батаканов.
По словам представителя ЧуПВЭС и Госэкотехинспекции, все строения жилмассива незаконны, иначе говоря, у жителей нет элементарных документов на дом, а вот электричество - есть.
В очередной раз задаем вопрос "Северэлектро": на каком основании, несмотря на незаконность строительства всего населенного пункта, им проведен свет?
На вопрос журналистов, неужели не было возможности остановить самовольную постройку домов под ЛЭП, а также над газопроводом и вблизи кладбища, чиновники ответили, что по распоряжению Департамента индивидуального жилищного строительства мэрии Бишкека фундаменты сносили, до них также сносили по решению Маевского айыл окмоту, но по прошествии времени люди упорно застраивали территорию.
"Когда снесли фундаменты в последний раз, нашлись умники, которые пожаловались на действия айыл окмоту, который, мол, сносит постройки без решения суда, после чего местная власть приостановила свои действия", - рассказал представитель ЧуПВЭС историю противостояния самозахватчиков и властей.
Сегодня приходится признать, что позиция властей, готовых идти на любые уступки, была слабой, а настроение и действия самозастройщиков - агрессивными и хищническими. В результате город получил колоссальную проблему: плотную застройку в запретных зонах, где проходят технические коммуникации стратегического характера. Проблема эта не решается более десяти лет, и это уже само по себе рождает большие сомнения, что в ближайшее время произойдут кардинальные изменения.
Бессилие власти, которая не смогла справиться с незаконной застройкой в жилмассиве, открыло дорогу для попустительства и беззакония в последующем. За примером далеко ходить не нужно, он расположен рядом с новостройкой, только по другую сторону объездной дороги: там всего пару лет назад на таких дефицитных в Чуйской области пахотных землях были возведены дома. И словно в насмешку - опять на охранной зоне ЛЭП.
Представитель энергокомпании в очередной раз лишь констатировал факт: "Место, где мы стоим, относится к Маевскому айыл окмоту, оно называется контур 378, это пахотные земли. Хозяин земли без решения о ее трансформации, без согласования с соответствующими органами продал людям участки под строительство. Сейчас это дело вот уже два года рассматривает Аламудунский районный суд, но пока каких-либо подвижек нет".
Под линией благополучно стоит пара добротных домов в два этажа каждый, рядом - дом попроще и новенький стадион для мини-футбола.
Видимо, увидев строящиеся дома в запретной зоне, один фермер решил, что в этой стране можно все, и соорудил солидных размеров теплицу. А прямо под ЛЭП построил забор вдоль всего фасада теплицы, который протянулся примерно на пару сотен метров. Таким образом, нарушитель преградил путь к воздушным электрокоммуникациям для аварийной службы ЧуПВЭС.
По словам главного инспектора управления по энергетической безопасности Госэкотехинспекции Марлиса Омуралиева, теплица "вошла на 10 метров вглубь охранной зоны".
На вопрос, может ли он вспомнить факты сноса построек, возведенных вопреки закону, инспектор привел в ответ лишь один случай в новостройке "Дордой-2", хотя, по его же словам, подобные нарушения есть по всей республике. Удивительная импотенция власти.
Вопросы незаконного строительства в охранных зонах, как показывают проводимые Госэкотехинспекцией рейды, сложнее и запутаннее, чем кажутся на первый взгляд. Может быть потому, что вся карательная сила инспекционного ведомства заключается лишь в наложении штрафов, размеры которых вызывают лишь смех? К примеру, рынок "Дордой" был оштрафован на 10 тысяч сомов за установку павильонов под линиями ЛЭП. Еще ведомство вправе подать иск в суд, а там, как изветсно, дела тянутся годами. Но даже правомерные решения, вынесенные судом, в нашей стране попросту не исполняются. Еще хуже, если решение выносится в пользу ответчиков - нарушителей закона, как показал пример выдачи земельных участков в водоохранной зоне в селе Кен-Булун Ысык-Атинского района.
Для дотошных читателей, которым, как мы полагаем, будет интересно узнать, какие же существуют нормативы для строительства вблизи ЛЭП, приводим выдержку из Положения о землях промышленности, транспорта, связи, энергоснабжения и порядке их использования, где определены расстояния от высоковольных линий электропередачи.
- Для линий напряжением до 1000 вольт - 2 метра.
- Для линий напряжением 1-20 киловольт включительно - 10 метров.
- Для линий напряжением до 35 киловольт включительно - 15 метров.
- Для линий напряжением до 110 киловольт включительно - 20 метров.
- Для линий напряжением до 154-220 киловольт включительно - 25 метров.
- Для линий напряжением до 400 киловольт включительно - 30 метров.
- Для подземных кабельных линий - 1 метр.
Источник: 24.kg