13 июля 2016
Контрабандный импорт - угроза для местного производства. Кыргызстан сегодня, как никто другой, уяснил это. Ведь наличие черного рынка означает уменьшение дохода для легальных местных производителей и увеличение возможностей для организованной преступности. Ситуация с контрабандой ухудшилась после вступления КР в Евразийский экономический союз. Страна стала участницей объединения 11 месяцев назад, и в Кыргызстан сразу хлынул поток контрабанды. О том, что стало причиной и как бороться с незаконным ввозом, рассказал ИА "24.kg" аналитик центра "БизЭксперт" Мыктыбек Осмоналиев.
- Давайте сначала определимся, что считать контрабандой.
- Контрабанда наносит вред всем сферам жизнедеятельности государства. Если дать определение, то это перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению. При этом перемещение товаров происходит с сокрытием их от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо с заведомо недостоверным декларированием.
При этом удручает то, что из-за незаконного ввоза наносится экономический ущерб государству, включая внешнеэкономическую деятельность, в бюджет не поступают таможенные платежи и пошлины. Создается угроза жизни и здоровью граждан страны в связи с отсутствием контроля качества ввозимого товара. Не будем забывать и о том, что растут доходы контрабандистов, что способствует их дальнейшей противоправной деятельности.
- Каков реальный объем контрабанды в стране?
- На сегодня в Центральной Азии и, в частности, в Кыргызстане нет базы данных для установления общего объема контрабанды. Из-за нехватки точных цифр многие исследования проводятся на основе зеркальной статистики. Полагаясь на нее, можно сделать вывод, что КР импортирует намного меньше, чем экспортируют в нее другие страны. И это зеркальная статистика только за 2013 год, то есть задолго до вступления страны в Евразийский экономический союз.
Экспорт
($, млн)
Импорт ($, млн)
Разница
($, млн)
Доля
(проценты)
Россия
2294,43
1989,243
402
2
Казахстан
675,16
555,22
120,138
3
Китай
5753,46
1432,046
3643,3
91
Турция
388,336
204,73
183,606
4
Всего
3987,244
100
Данные показывают, что КР недополучает товаров как минимум на $3 миллиарда 987,244 миллиона. Для экономики Кыргызстана это колоссальная сумма. Почти половина ВВП страны.
- Вряд ли такая сумма пропадает между границами...
- Безусловно. Можно уверенно говорить, что эти товары ввозятся нелегально. Оценивать объемы контрабанды очень сложно, на то она и контрабанда. Сегодня есть необходимость привлечения более пристального внимания бизнеса и государственных органов к проблеме. Надо объединить наши усилия для разработки эффективных мер борьбы с контрабандой. Также важно создать унифицированный договор между государствами, в котором давалось бы определение контрабанды.
- И все же где искать контрабанду?
- Исследователи Международного валютного фонда, проанализировав ситуацию, заключили, что рычагом контрабанды становится базарная торговля. Почти все рынки в Центральной Азии расположены близ границ, и товары, которые на них оказываются, не имеют регистрации. Стоит обратить внимание и на то, что самое большое расхождение по импорту-экспорту у нас с Китаем. Пункт пересечения границы КНР и КР находится в горном районе Кыргызстана - менее контролируемой части государства.
- И в результате страдает отечественный бизнес...
- Да, наша продукция становится неконкурентной на местном рынке. Но проблема тут не только в контрабанде. На этот процесс влияют разные факторы: мелкооптовость, отсутствие автоматизации производства, высокие и недоступные кредиты. Стоит особо подчеркнуть посредничество. В Кыргызстане оно не контролируется и напрямую влияет на цену товара. В практике часто происходит так, что посредническая цепь доходит до пяти-шести человек. И каждый добавляет свою маржу. Таким образом конечная цена продукта сильно повышается. Здесь стоит четко понимать, что в КР слишком часто цена товара завышается именно за счет посредников, а не из-за высокой себестоимости производства.
- Каким образом контрабанда попадает в КР?
- Есть несколько путей. Например, так называемый традиционный метод. Он предполагает противоправное пересечение таможенной границы через официальные посты путем фальсификации таможенных документов. Это распространено на границах с Таджикистаном, Узбекистаном и КНР. Здесь стоить говорить о сговоре бизнесменов с представителями пограничных служб.
Есть и такой способ контрабанды, как ввоз товаров под прикрытием необходимости во внутреннем использовании. Особенно этим пользуются в приграничных регионах страны, в частности в Баткенской области. В силу географического положения она стала одним из основных каналов контрабандных операций. В область вывозятся значительные ресурсы из других регионов якобы для потребления внутри нее. Однако затем с помощью местного населения этот товар попадает на рынок Таджикистана. Конечно, и здесь не обходится без "помощи" представителей госслужб.
- Какие еще методы могут использоваться?
- Бывает, что контрабанда осуществляется под прикрытием вывоза товаров на временное хранение и переработку за рубежом. Естественно, ресурсы не возвращаются. При этом в контролирующие органы представляются фиктивные документы о пересечении грузом таможенной границы уже в качестве экспортной поставки. Иногда оформляются подложные отказные письма от имени подставных предприятий, которые якобы должны были получить продукты переработки. Случаются и факты вывоза товаров в рамках официально заключенных экспортных контрактов с учрежденными контрабандистами зарубежными фирмами. При этом цены официального контракта занижаются. Данный метод часто используется при экспорте металлов и ценного сырья.
- Для Кыргызстана сегодня контрабанда стала настоящим бичом. Как вы предлагаете с ней бороться?
- Необходимо ужесточить контроль за возбуждаемыми уголовными делами по фактам контрабанды. Надо следить, чтобы они доходили до логического завершения. Стоит увеличить штрафы для контрабандистов и должностных лиц. Ведь люди занимаются контрабандой, потому что финансовый доход от нее в несколько раз превосходит риск быть пойманным. Если будут большие штрафы, то заниматься незаконным ввозом станет не так привлекательно. Для этого, например, можно установить размер штрафа равным стоимости незаконно ввезенного товара. При этом нужно внимательно следить за дальнейшей деятельностью контрабандистов. Необходимо ужесточить наказание и для чиновников, допустивших незаконный ввоз. Попросту говоря, контрабанду нужно сделать нерентабельной.
- Но одними запретами и штрафами многого не добьешься.
- Совершенно верно. Поэтому предлагаю ввести для добросовестных импортеров систему преференций, чтобы стимулировать их. Преференции могут быть разными: уменьшение проверок, предоставление льготных кредитов, выдача показателей (индексов), которые в дальнейшем будут индикаторами для участия бизнесмена в программах государственно-частного партнерства.
- Как еще государство и бизнес могут бороться с контрабандой?
- Самое главное - совместная работа. Проблема в том, что власти и бизнес сегодня сотрудничают плохо. Им нужно активизировать взаимодействие. Бороться со злом сообща легче. Например, можно организовать мобильную группу с участием Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП), Налоговой службы (ГНС) и предпринимателей для мониторинга прохождения товаров через границу. Необходимо мотивировать третьих лиц сообщать о схемах и участниках контрабанды.
- Даже если все это сработает, контрабанда останется: людям выгоднее покупать более дешевый продукт.
- Да, но это только потому, что население плохо информировано о негативных эффектах потребления товаров контрабандного происхождения. Государству нужно вести активную информационную кампанию об этом. С помощью СМИ рассказывать о том, что такое контрабанда и к каким последствиям она ведет. Организовать выездные информационные кампании в регионах. Власти должны постоянно отчитываться по итогам борьбы с контрабандой. Если люди будут больше знать о ней, они не будут покупать товары сомнительного происхождения.
- Как бороться с посредниками?
- С ними не нужно бороться. Да, посреднический институт сильно влияет на цену товаров и в некоторых случаях создает спекулятивные моменты. Но это не значит, что нужно избавляться от посредников. Это невозможно. Надо лишь контролировать этот процесс, ввести правила оказания посреднических услуг. В регионах можно создать торговую биржу. Необходимо регулярно проводить ярмарки, встречи бизнеса с потребителями, стимулировать предпринимателей объединяться в союзы (кооперативы).
- Мы начали беседу с того, что самый большой поток контрабанды оседает на базарах. Что вы предлагаете сделать в этой части?
- Надо создавать рынки сбыта для отечественных производителей. На базарах стоит выделять отдельные квоты для фермеров. В итоге местная продукция станет конкурентоспособной, а институт посредничества систематизируется. Надо ввести систему отслеживания рыночной цены товара. Часто складывается ситуация, когда импортер покупает товар по одной цене, а на пограничных постах "показывает" заниженную цену. Так он платит меньше пошлин. Если на погранпостах будет работать автоматизированная программа определения рыночной цены продукта, этого можно будет избежать.
- Власти страны активно ратуют за развитие в Кыргызстане безналичных расчетов. Способна ли "безналичка" решить проблему контрабанды?
- Безусловно. В Кыргызстане импортный сектор активно пользуется наличными расчетами. Это дает больше возможностей остаться в тени и избежать уплаты налогов. Банковские транзакции станут отличным инструментом для отслеживания реальных объемов импорта. Поэтому нам нужно обязать всех импортеров вести безналичный расчет, но при этом снизить для них проценты банковских комиссий (бонусная система, разработка кредитного продукта). Кроме того, надо создавать правовое поле для противодействия контрабанде, усовершенствовав уголовное законодательство так, чтобы оно было направлено на своевременное выявление контрабандистов и привлечение их к уголовной ответственности.
Источник: 24.kg