Бишкек, 4 августа /Кабар/. Осуществление карантинного фитосанитарного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы в отношении подкарантинных грузов из Кыргызстана, следующих через территорию Казахстана в другие страны-членов ЕАЭС, является нарушением норм, установленных Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля на таможенной территории ЕАЭС.
Как сообщили в отделе карантина растений Департамент химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства, мелиорации и пищевой промышленности КР, данное положение утверждено Решением КТС от 18 июня 2010 года № 318.
Министерство дало разъяснения, относительно возврата 300 тонн сельхозпродукции, которые следовали из Кыргызстана в Казахстан.
Как сообщили в ведомстве, по урегулированию данного вопроса в период с 19 по 21 июня текущего года состоялась встреча представителей МСХППиМ КР и Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности КР с представителями Государственной инспекции в АПК Министерства сельского хозяйства Казахстана в целях ознакомления с системой карантинного фитосанитарного контроля и лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер Республики Казахстан, а также в целях проведения сличительных исследований контрольных образцов карантинных объектов выявленных в партиях подкарантинной продукции при ввозе из КР.
По итогам встречи было установлено нижеследующее:
1. Казахстанская сторона не принимала решения о снятии карантинного фитосанитарного контроля на казахстанско-кыргызском участке государственной границы. Более в целях оправдания своих действий начала осуществлять начиная с августа 2015 года тотальный контроль всех партий подкарантинных грузов и вновь создала карантинную лабораторию на пограничном переходе "Кордай".
2. При ознакомлении с частично представленной первичной документацией фитосанитарного контроля по нотификациям и деятельностью пункта фитосанитарного контроля на пограничном переходе "Кара-Суу" было установлено, что в двух случаях карантинная лаборатория на пограничном переходе "Кордай" не подтвердила принадлежность выявленных организмов к карантинным объектам, тем не менее были направлены нотификации и соответственно грузы возвращены.
3. Необоснованность нотификаций в отношении случаев выявления в партиях грузов южно-американской томатной моли и их возврата, так как данный вредный организм отсутствует в Перечне карантинных объектов и чужеродных видов, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1295.
Согласно пункту 4 фитосанитарных требований, предъявляемые к ввозимой продукции, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1674, подкарантинная продукция, ввозимая на территорию Республики Казахстан, должна быть свободна от карантинных объектов, указанных в Перечне карантинных объектов и чужеродных видов, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются мероприятия по карантину растений, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1295.
Также отмечено:
- не полное соответствие карантинной лаборатории на пограничном переходе "Кордай" требованиям "Порядка лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер", утвержденного Решением коллегии ЕЭК от 10 мая 2016 года и стандарта ЕОКЗР РМ 7/84 (1) "Основные требования по управлению качеством в лабораториях по диагностике вредных для растений организмов". В частности, отсутствие утвержденных процедур системы менеджмента начиная от приема образцов, их движению в лаборатории и до составления и выдачи заключений;
- проведение лабораторией на пограничном переходе "Кордай" экспертиз исключительно методом визуального осмотра по морфологическим признакам, без препарирования гусениц и нематод и подтверждения другими методами, что не может обеспечить полную достоверность экспертиз;
- сличительные экспертизы контрольных образцов карантинных объектов, хранящихся в вышеуказанной лаборатории, кыргызскими экспертами не проводились, за исключением двух образцов цист золотистой картофельной нематоды, так как в связи отсутствием утвержденной процедуры их учета, хранения и утилизации достоверность их принадлежности к тому или иному образцу продукции установить невозможно, а также в связи отсутствием условий их хранения;
- экспертами кыргызской стороны при проведении 5 сличительных экспертиз подтвердили достоверность экспертиз, проведенных казахстанскими экспертами, только в двух случаях.
На основании вышеизложенного Министерство считает неправомерным введения казахстанской стороной временных ограничений.
Источник: kabar.kg