Бактериальный ожог. Останутся ли груши на Иссык-Куле?

Бактериальный ожог. Останутся ли груши на Иссык-Куле?

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Растениеводство

Бактериальный ожог. Останутся ли груши на Иссык-Куле?

Бактериальный ожог. Останутся ли груши на Иссык-Куле?
Болезнь под названием «бактериальный ожог» в течение нескольких лет может полностью уничтожить грушевые деревья в Иссык-Кульской области, если в ближайшее время не принять экстренных мер, считает Джалиль Шакенович Чакаев, кандидат сельскохозяйственных наук Института биологии Национальной академии наук КР.
Джалиль Шакенович Чакаев
 
 Возбудитель бактериального ожога привела к гибели соцветие яблони и проникла дальше в ствол дерева.
Возбудитель бактериального ожога привела к гибели соцветие яблони и проникла дальше в ствол дерева.
 
Иссык-Кульская область – наиболее благоприятная среда для развития болезни
Оптимальная температура (+25° С) и повышенная влажность (около 70%), а также большое количество грушевых деревьев и восприимчивых сортов яблонь позволили болезни бурно развиваться на территории Иссык-Кульской области. Бактериальный ожог стал очень быстро «поглощать» грушевые деревья и некоторые сорта яблонь как в крупных фермерских хозяйствах, так и во дворах домов и на дачах обычных садоводов-любителей. Возможно, многие обращали внимание, что вдоль дорог вокруг Иссык-Куля почти непрерывной чередой стоят грушевые деревья с почерневшими ветками и неопавшей скрюченной черной листвой, хотя сейчас самое время им начать зеленеть. Эти деревья, увы, уже поражены бактериальным ожогом. Усугубляется все тем, что люди практически не знают, что это за болезнь и как с нею бороться.
 
История болезни
Джалиль Чакаев занимается исследованием бактериального ожога с 2010 года, тогда болезнь была впервые выявлена в Кыргызстане в двух районах Чуйской области: Сокулукском и Аламединском. Не прошло и пары лет, как эта напасть добралась до Иссык-Кульской и других областей Кыргызстана.
Бактериальный ожог впервые был обнаружен в США в конце XVIII века. С тех самых пор не прекращаются попытки найти средства защиты или вывести устойчивые к болезни сорта плодовых деревьев. Но панацеи от этой болезни пока не найдено.
Скорее всего, к нам в Кыргызстан эта болезнь попала с завезенными из других стран саженцами. В Советском Союзе этого заболевания не было, поскольку был жесткий карантинный контроль. Сейчас в Кыргызстан привозится очень много саженцев из Польши, Китая, Сербии, Белоруссии, Украины, Армении, России, Казахстана. Во всех этих странах бактериальный ожог, увы, уже есть.
Начало заражения совпало с периодом, когда на территории Кыргызстана размещалась авиабаза сил НАТО, в народе пошли слухи, что это американцы что-то распыляют. Дозаправщики сбрасывали в воздухе остатки топлива, самолет на авиабазу садился пустым. Ученые стали исследовать, выяснилось, что пораженные деревья были не только на той территории, где летали самолеты, но и в других местах.
Вторая версия, которая ходила в народе — кислотные дожди. Но и она не подтвердилась, так как кислотный дождь не действует избирательно, например, только на грушевое дерево, от него обычно гибнет вся растительность.
 Вид взрослых деревьев пораженных бактериальным ожогом
Вид взрослых деревьев пораженных бактериальным ожогом
 
«Лицо» врага
Оказалось, что причиной всему — бактерия Erwinia amylovora. Она зимует под корой дерева, а весной с наступлением теплой погоды, когда температура устанавливается выше 17-ти градусов (а самая благоприятная для развития болезни +25° С) и у деревьев начинается сокодвижение, — бактерия активно размножается. Это совпадает как раз с периодом распускания цветочных и листовых почек. При размножении бактерии происходит разрыв коры, и наружу вытекает так называемый экссудат. Если посмотреть на каплю экссудата под микроскопом, то можно обнаружить там миллионы этих бактерий. Экссудат, в свою очередь, привлекает насекомых, они на него садятся, к их лапкам, к ротовому аппарату, к брюшку прилипают бактерии, и во время опыления они невольно заражают много новых растений. Это могут быть и пчелы, и мухи, и тля, и другие насекомые. Особенно неприятно, что заражение происходит в течение всего периода вегетации, начиная с ранней весны и до поздней осени.
 
Бороться «всем миром»
Мы встретились с Джалилем Чакаевым в селе Саруу Иссык-Кульской области, на опытном участке с грушами и подробно поговорили об этой болезни. «Вот видите», — показывает нам Джалиль Шакаевич, — «эти деревья были в разной степени поражены бактериальным ожогом. Мы их как следует обрезали, и в период цветения будем обрабатывать антибиотиками. Но вот у соседа (рядом с опытным участком нависает высокое, почти полностью почерневшее дерево) груша осталась необработанной, и она будет источником распространения инфекции. Насколько обработанный антибиотиками сад выдержит такое соседство, неизвестно.»
Вывод очевиден – чтобы хотя бы остановить развитие болезни, необходим «фронт» всех садоводов, у которых есть груши и яблони. Если хотя бы в одном месте должные меры приниматься не будут, в этом месте фронт прорывается.
 Однолетний побег с искривленной верхушкой и выделившимся эксудатом бактерии.
Однолетний побег с искривленной верхушкой и выделившимся эксудатом бактерии.
 
Методы борьбы
участка Для борьбы с болезнью необходим комплексный подход, который включает три вида методов:
Агротехнические

Очень важно выращивать устойчивые к бактериальному ожогу сорта плодовых деревьев.
Осмотр сада ранней весной и постоянный осмотр в течение сезона. В случае обнаружения заболевания, если поражена веточка,  не основной стебель, производится обрезка, от границы пораженного отступают 30-35 см.
Место обреза и весь использованный инструмент обрабатывают крепким раствором марганцовки (можно применять 1% раствор медного купороса, хлор или спирт).
Если дерево поражено более чем на 30% или полностью, его выкорчевывают.
Все обрезанные ветви и выкорчеванные деревья необходимо сжечь.

 
Участки деревьев, пораженные бактериальным ожогом схожи с участками тела человека, пораженными гангреной — вылечить невозможно, необходимо удаление.
 
Биологические

Обработка деревьев антибиотиками. Во время цветения необходимо провести как минимум 4-5 обработок: первую – при раскрытии 10% цветов, вторую — при 25%, третью – при 50% и четвертую — при 75%.
Важно: во время цветения нельзя применять инсектициды, так как насекомые-опылители могут погибнуть. Антибиотики не действуют на насекомых, при этом достаточно эффективны в борьбе с болезнью.
Применяют антибиотики стрептомициновой и тетрациклиновой групп. Время от времени виды антибиотиков рекомендуется менять, чтобы не возникало привыкания у бактерий к одному виду антибиотиков.
Препараты: Стрептомицин, Фитолавин (Россия), Косумин (Япония).
Из самых доступных, которые легко купить в обычной аптеке — Стрептомицин, продается в флаконах. Содержимое флакона 0,5 грамм разводят в 5-ти литрах воды, 1 грамм — в 10 литрах воды.
Можно использовать Тетрациклин и Метронидазол. Таблетки измельчают до вида порошка, пропорции такие же, как при использовании Стрептомицина.
После сильного ветра, дождя или града обязательно повторить опрыскивание антибиотиком, поскольку он или смывается дождем с веток или, в случае града, механически поражается кора, тем самым открывая «ворота» для проникновения инфекции.

 
Химические
После того, как деревья отцвели, нужно бороться с насекомыми-вредителями садов, которые могут разносить инфекцию на новые яблони и груши. Но применение синтетических пестицидов остается на выбор за самими садоводами, поскольку существуют и другие методы борьбы с вредителями.
 
Опасно ли для человека применение антибиотиков при лечении сада?
Действие антибиотика длится не более недели. А сами антибиотики стрептомицинового ряда получают из актиномицетов, «лучистых грибов», которые в почве и содержатся. В плодах эти антибиотики не накапливаются.
 Молодые завязи плодов яблони пораженные бактериальным ожогом вначале образуют мокрую гниль, а затем, при наличии повышенной влажности и теплой погоды, на их поверхности начинают выступать желтые капельки эксудата.
Молодые завязи плодов яблони пораженные бактериальным ожогом вначале образуют мокрую гниль, а затем, при наличии повышенной влажности и теплой погоды, на их поверхности начинают выступать желтые капельки эксудата.
 
 
Без государственной поддержки болезнь не одолеть
«Тему того, что бактериальный ожог пришел на нашу землю и что он активно распространяется, мы поднимаем с 2010 года, но только в апреле 2018 г. Минсельхоз впервые провел семинар в г. Балыкчы по этой проблеме», — сетует Джалиль Шакаевич.
Что может сделать государство в данном случае:

организовать максимально полное информирование населения о данной серьезной проблеме;
поддержать крупные садоводческие хозяйства лекарственными средствами для борьбы с болезнью;
усилить карантинный контроль;
запустить программу по выведению и распространению в Кыргызстане устойчивых к бактериальному ожогу сортов плодовых деревьев.

 
Джалиль Чакаев: «Мы провели исследования 130 сортов яблонь и 21 сорта груши из питомника Ботанического сада и 54 сорта груши и 54 сорта яблони из Аламединского государственного горного сортоучастка Департамента по экспертизе сельскохозяйственных культур МСХППиМ КР. Оказалось, что нет ни одного полностью устойчивого к болезни сорта груш или яблонь. Разные сорта – устойчивы в разной степени. Груши болеют очень сильно. Сорт груши, который менее подвержен заболеванию – это «Киргизская поздняя» (в народе этот сорт называют «Майская груша», так как плоды хранятся до мая).»
 
Сергей Гердий и Оксана Виноградова.

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта